Судебный акт #1 (Определение) по делу № 11-36/2023 от 08.08.2023

Мировой судья Швецов Д.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 августа 2023 года г.Яранск Кировской области

Яранский районный суд Кировской области в составе судьи Смоленцевой О.Е.,

при секретаре Коряковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 11-36/2023 по апелляционной жалобе Министерства финансов Кировской области на решение мирового судьи судебного участка № 44 Яранского судебного района Кировской области от 26.06.2023 по гражданскому делу № 2-267/2023 о взыскании с Министерства финансов Кировской области в пользу Трегубовой Л.С. денежных средств, которым постановлено:

В удовлетворении заявления Трегубовой Л.С. к министерству финансов Кировской области и КОГБУЗ «Тужинская ЦРБ» о взыскании расходов на отопление и освещение за счет ответчика Кировского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Тужинская центральная районная больница» отказать полностью.

Удовлетворить требования Трегубовой Л.С. о взыскании излишне уплаченных денежных средств за счет ответчика министерства финансов Кировской области.

Взыскать с министерства финансов Кировской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации Кировская область в пользу Трегубовой Л.С. возмещение расходов на освещение и отопление жилого помещения за период с августа 2020 года по март 2023 года в сумме 33256, 84 руб., расходы на оплату юридических услуг в сумме 5000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 1198 руб., всего 39454,84 руб.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать,

установил:

Министерства финансов Кировской области обратилось в суд с апелляционной жалобой на решение мирового судьи судебного участка № 44 Яранского судебного района Кировской области от 26.06.2023 по гражданскому делу № 2-267/2023 о взыскании с Министерства финансов Кировской области в пользу Трегубовой Л.С. денежных средств.

Судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение.

Не соглашаясь с решением мирового судьи в апелляционной жалобе представитель истца Попова С.Г. указывает, что Министерство финансов не согласно с данным решением, так как установление мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения не является обязательством субъекта РФ -Кировская область. Это дополнительная мера социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, которая введена в действие с 01.01.2005.

Таким образом, если работник стал получать дополнительную социальную поддержку в виде частичной компенсации за счет средств областного бюджета с 01.01.2005, то это не означает, что он имеет право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в объеме, который был установлен федеральными законами от 01.01.2005.

Право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в прежнем объеме после 01.01.2005 сохраняют только те лица, которые пользовались данными коммунальными льготами до 01.01.2005 (т.е. одновременно работали и проживали в сельской местности, пользовались льготами).

Если гражданин пользовался коммунальными льготами по оплате жилья это должно подтверждаться документами о начислении платы за жилое помещение и коммунальных услуг и документами о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг, предоставленными уполномоченными лицами, т.е. либо организациями, осуществляющими обслуживание жилых помещений, которыми пользовались истцы, либо местными органами власти.

На субъект Российской Федерации государством возложена обязанность по решению вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, а не финансирование этих услуг.

Льготы должны предоставляться работникам, работающим и проживающим в сельской местности, которые пользовались данными льготами до 01.01.2005 за счет средств Федерального бюджета.

При определении размера подлежащих взысканию расходов по оплате юридических услуг в связи с рассмотрением данного гражданского дела следует учитывать, что сумма материального вреда не может приводить к ущемлению прав другой стороны и должны определяться исходя из объема фактически понесенных представителем истца интеллектуальных и организационных затрат, длительности количества судебных заседаний.

Суммы выплаченных заявителем за юридическую помощь нельзя признать необходимыми и разумными.

Просит отменить решение мирового судьи судебного участка № 44 Яранского судебного района Кировской области от 26.05.2023 по гражданскому делу № 2-267/2023 и принять новый судебный акт. При определении размера подлежащих взысканию расходов по оплате юридических услуг в связи с рассмотрением данного гражданского дела следует учитывать, что сумма материального вреда не может приводить к ущемлению прав другой стороны и должны определяться исходя их объема фактически понесенных представителем истца, интеллектуальных и организационных затрат, длительности и количества судебных заседаний. то есть не произвольно, а с у четом обоснованности и объективности понесенных затрат.

Суммы выплаченные заявителем за юридическую помощь нельзя признать необходимыми и разумными. Установление размера и порядка оплаты юридических услуг относится к сфере усмотрения участников гражданских правоотношений и определяется договором. Однако, суд может ограничить взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов сумму, если сочтет ее чрезмерной с учетом конкретных обстоятельств, используя в качестве критерия разумность пределов понесенных расходов. Неразумными могут быть сочтены значительные расходы, неоправданные ценностью подлежащего защите права либо несложности дела. Данное дело не является делом повышенной сложности, следовательно размер судебных расходов может быть снижен до 2000 руб.

В суд апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства финансов Кировской области не явился. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель КОГБУЗ «Тужинская ЦРБ» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Истец Трегубова Л.С. в судебное заседание не явилась по неизвестной суду причине, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Трегубова Л.С. обратилась в суд с заявлением к министерству финансов Кировской области и КОГБУЗ «Тужинская ЦРБ» о взыскании излишне уплаченных средств в счет оплаты коммунальных услуг: отопления и освещения, понесенных за период с августа 2020 года по март 2023 года в общей сумме 33256,84 руб., считая, что ее расходы на отопление и освещение как работающего и проживающего в поселке городского типа медицинского работника должны быть полностью компенсированы.

Судом первой инстанции установлено, что истец Трегубова Л.С. (до заключения брака Ивашкина - л.д.10) с 09.08.1990 года непрерывно работала и продолжает работать по настоящее время в КОГБУЗ «Тужинская центральная районная больница» в должности медсестры, о чём свидетельствует копия её трудовой книжки (л.д.7-8), зарегистрирована и проживает в <адрес> (л.д.9).

Подтверждением получения истцом: льгот по оплате коммунальных услуг в виде отопления и электроснабжения до 01.01.2005 года, является копия вступившего в законную силу решения от 11.11.2020 года по гражданскому делу № 2-495/2020, согласно которому за Трегубовой Л.С. признано право на полную компенсацию расходов по отоплению и освещению жилого помещения как за медицинским работником, работающим и проживающим в поселке городского типа, поскольку она до 01.01.2005 года пользовалась бесплатным предоставлением жилья с освещением и отоплением.

Размер частичной компенсации Трегубовой Л.С. её расходов на оплату жилого помещения и коммунальные услуги за период с августа 2020 года по март 2023 года составил сумму в размере 26472 рубля 32 копейки (л.д.12).

Совместно с Трегубовой Л.С. по месту её жительства зарегистрированы муж Трегубов А.Г., дети Трегубова А.А., Трегубова Д.А. (л.д.23), которые мер социальной поддержи в заявленный истцом период не получали (л.д.24, 25, 26).

С августа 2020 года по март 2023 года Трегубова А.С. понесла расходы на отопление в сумме 30748 рублей 62 копейки (л.д. 16-21), за использование электроэнергии 28980 рублей 54 копейки (л.д. 13-15).

Общая сумма понесенных истцом расходов за теплоснабжение и электроснабжение за период с августа 2020 года по март 2023 года составила 59729 рублей 16 копеек, из которых вычету подлежит частичная компенсация в сумме 26472 рубля 32 копейки, выплаченная истцу.

Таким образом, по мнению суда первой инстанции, не возмещенной истцу осталась сумма в размере 33256 рублей 84 копейки.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что в соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Пункт 50 статьи 35 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22.08.2004 года № 122-ФЗ признал ч.2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратившей силу и дополнил эту статью, в том числе, частью пятой, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Законом Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Кировской области» от 03.11.2004 года № 267-30 установлено, что фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение.

Согласно ст.4 данного Закона размер частичной компенсации расходов увеличивается и утверждается Правительством области.

Так, размер частичной компенсации с 01.07.2014 года составляет 628 рублей (постановление Правительства Кировской области от 16.12.2013 № 240/854).

В соответствии с преамбулой ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.

Согласно ч.1 ст.153 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Частью 2 статьи 153 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Мировым судьей сделан вывод о том, что действующим с 01.01.2005 года законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности и поселках городского типа в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, того объема обеспечения, который был установлен ранее, возложена на субъекты РФ и органы местного самоуправления в зависимости от того, в чьем ведении находится то или иное учреждение здравоохранения.

На основании распоряжения Правительства Кировской области от 01.12.2011 года № 376 «О принятии в собственность области муниципальных учреждений здравоохранения» Тужинская центральная районная больница была передана из муниципальной собственности в собственность Кировской области.

Согласно п.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что Трегубовой Л.С., как медицинскому работнику, работающему и проживающему в поселке городского типа, до 01.01.2005 года бесплатно предоставлялись отопление и освещение, то есть на сегодняшний день она не утратила право на получение компенсации за отопление и электроснабжение, в связи с чем заявленное требование подлежит удовлетворению с учетом полученной истцом и членами её семьи частичной компенсации.

Как установлено п. 1.1 постановления Правительства Кировской области от 24.06.2015 № 44/316 (ред. от 08.12.2015) «Об утверждении Положения о министерстве финансов Кировской области» министерство финансов Кировской области является органом исполнительной власти Кировской области межотраслевой компетенции, обеспечивающим осуществление единой государственной политики, методологического сопровождения и нормативного правового регулирования в финансово-бюджетной и налоговой сферах, в сфере регулирования контрактной системы закупок для обеспечения государственных нужд Кировской области и координирующим деятельность иных органов исполнительной власти Кировской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области в указанных сферах, а также осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и контролю в сфере закупок.

Поскольку КОГБУЗ «Тужинская ЦРБ», где истец осуществляла непрерывно и продолжает осуществлять свою трудовую деятельность находится в ведении субъекта РФ Кировская область, то по мнению суда первой инстанции взыскание возмещения материального вреда должно быть произведено с казны субъекта РФ Кировская область в лице министерства финансов Кировской области в связи с чем в удовлетворении заявленного истцом требования за счёт ответчика КОГБУЗ «Тужинская ЦРБ» суд отказывает.

Суд апелляционной инстанции считает, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого решения мирового судьи, сводятся к неправильному толкованию норм материального права.

Нормы материального и процессуального права применены мировым судьёй правильно, поэтому предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, суд

определил:

решение мирового судьи судебного участка № 44 Яранского судебного района Кировской области от 26.06.2023 по гражданскому делу № 2-267/2023 о взыскании с Министерства финансов Кировской области в пользу Трегубовой Л.С. денежных средств оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Поповой С.Г. без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья                         О.Е.Смоленцева

11-36/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Трегубова Людмила Семеновна
Ответчики
КОГБУЗ "Тужинская центральная районная больница"
Министерство финансов Кировской области
Другие
Анохин Максим Леонидович
Суд
Яранский районный суд Кировской области
Судья
Смоленцева О.Е.
Дело на странице суда
yaransky--kir.sudrf.ru
08.08.2023Регистрация поступившей жалобы (представления)
09.08.2023Передача материалов дела судье
11.08.2023Вынесено определение о назначении судебного заседания
28.08.2023Судебное заседание
28.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.08.2023Дело оформлено
29.08.2023Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее