Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3/2024 (2-382/2023;) ~ М-224/2023 от 13.02.2023

Дело № 2 – 3/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 февраля 2024 г.                         с. Турочак

Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Албанчиновой К.В.,

при секретаре Курускановой О.А.,

с участием представителя процессуального истца – помощника прокурора Турочакского района Республики Алтай Бедарева А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Турочакского района в интересах неопределенного круга лиц, в публичных интересах МО «Турочакский район» к администрации МО «Турочакский район», Синкиной (Солоповой) С.А. о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности договора аренды,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Турочакского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц, публичных интересах МО «Турочакский район» обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО «Турочакский район», Синкиной (Солоповой) С.А. о признании недействительным договора аренды земельного участка и применении последствий его недействительности, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования «Турочакский район» в лице главы муниципального образования «Турочакский район» Осипова В.В. и ответчиком был заключен договор аренды земельного участка , в соответствии с которым арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1842 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> сроком на 20 лет. Разрешенное использование земельного участка - для личного подсобного хозяйства, категория земель - земли населенных пунктов. Договор прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке. Земельный участок находится в муниципальной собственности. Проведенной проверкой установлено, что земельный участок с кадастровым номером был предоставлен по вышеуказанному договору администрацией МО «Турочакский район» на основании извещения, опубликованного в газете «Истоки плюс» (276) от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, в результате мониторинга официального сайта администрации МО «Турочакский район» установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации администрация МО «Турочакский район» не обеспечила размещение извещения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером на официальном сайте администрации МО «Турочакский район», чем нарушила установленную процедуру опубликования информации о возможности предоставления земельного участка. В связи с чем оспариваемый договор аренды земельного участка противоречит приведенным выше нормам права, нарушает публичные интересы и права неопределенного круга лиц на использование арендованного земельного участка в соответствии с требованиями закона. На основании изложенного, истец просит суд признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией муниципального образования «Турочакский район» и Синкиой (Солоповой) С.А. и применить последствия недействительности ничтожной сделки; обязать ответчика Синкину (Солопову) С.А. передать по акту приема - передачи земельного участка с кадастровым номером уполномоченному органу исполнительной власти - администрации муниципального образования «Турочакский район» Республики Алтай в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

ДД.ММ.ГГГГ прокурор Турочакского района Республики Алтай в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) подал уточненное исковое заявление, согласно которому спорный земельный участок с кадастровым номером по генеральному плану муниципального образования «Турочакское сельское поселение», утвержденному решением главы муниципального образования «Турочакское сельское поселение», располагается в зоне застройки жилыми домами (код зоны ЖЛ), в зоне сельскохозяйственных угодий (код зоны С) и зоне транспортной инфраструктуры (код зоны Т), в связи с чем данный земельный участок сформирован в нарушение установленного законодательства с пересечением 3 территориальных зон, что влечет недействительность последующих действий по его предоставлению.

Ответчик Синкина (Солопова) С.А., представитель ответчика администрации МО «Турочакский район», в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщили, не просили о рассмотрении дела в их отсутствие либо об отложении судебного заседания.

На основании ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения лиц участвующих деле, суд полагает возможным рассмотреть данное дело при установленной явке.

В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Турочакского района Республики Алтай Бедарев А.И. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в нем. Пояснил, что земельный участок был сформирован в трех функциональных зонах, что является нарушением действующего законодательства. Первоначальные исковые требования по основаниям, изложенным в нем не поддерживает.

Ранее в судебном заседании ответчик Синкина С.А. и ее представитель Самойлов В.А. исковые требования не признали в полном объеме. Представитель ответчика Самойлов В.А. пояснил, что уточненные исковые требования прокурора о расположении земельного участка в двух зонах не обоснованы. Произошло искажение генплана, границы земельного участка находятся в одной территориальной зоне. При открытии кадастровой карты на официальном сайте Росреестра, если указать кадастровый номер земельного участка, то он соответствует своему расположению на местности, это генплан не соответствует, все смещено в южном направлении метров на 200. Согласно заключения эксперта, произошло смещение на 20 м. в северо-западном направлении, если генплан сместить на 20 м., то земельный участок будет находиться в одной территориальной зоне и его возможно сохранить в достаточной площади. Просил в удовлетворении заявленных требований оказать в полном объеме.

Выслушав стороны, изучив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав может осуществляться, в том числе путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.

В п. п. 1, 3 ст. 166 ГК РФ указано, что сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.

Положения п. п. 1 - 2 ст. 167 ГК РФ предусматривают, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

В п. 2 ст. 168 ГК РФ закреплено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование (п.1 ст.39.1 Земельного кодекса РФ).

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган) (ст. 39.2 Земельного кодекса РФ).

В ст. 1 ЗК РФ приведены принципы земельного законодательства, одним из которых является принцип участия граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю. Согласно данному принципу граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

Статья 39.18 ЗК РФ предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Синкина (Солопова) С.А. обратилась в администрацию МО «Турочакский район» с заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов на праве аренды согласно схемы расположения земельного участка с кадастровым номером в <адрес>.

Согласно Постановлению от ДД.ММ.ГГГГ сельской администрации Турочакского сельского поселения земельному участку, примерной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенному в кадастровом квартале присвоен адрес: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «Турочакский район» издано Постановление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «Турочакский район» и Синкиной (Солоповой) С.А. заключен договор аренды спорного земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства.

Указанный земельный участок с кадастровым номером был предоставлен по договору аренды администрацией МО «Турочакский район» на основании извещения, опубликованного в газете «Истоки плюс» (276) от ДД.ММ.ГГГГ и на основании публикации на официальном сайте torgi.gov.ru.

Из информации администрации МО «Турочакский район» за исх. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в 2020 году извещение о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, была размещена на официальном сайте Администрации МО «Турочакский район» Республики Алтай - ДД.ММ.ГГГГ, на официальном сайте torgi.gov.ru - ДД.ММ.ГГГГ, и в еженедельной информационной газете «Истоки плюс» - ДД.ММ.ГГГГ.

В 2021 году информацию о данном земельном участке публикуют повторно в газете «Истоки плюс» ДД.ММ.ГГГГ и на официальном сайте torgi.gov.ru - ДД.ММ.ГГГГ.

Публикации на официальном сайте Администрации МО «Турочакский район» размещена не была.

При составлении договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ в п.1.1 была отмечена только публикация от 2021 года.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером по генеральному плану МО «Турочакское сельское поселение» располагается в зоне застройки жилыми домами (код зоны ЖЛ), в зоне сельскохозяйственных угодий (код зоны С) и зоне транспортной инфраструктуры (код зоны Т).

Данное обстоятельство подтверждается информацией администрации МО «Турочакский район» от ДД.ММ.ГГГГ за .

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

Виды разрешенного использования земельных участков, в том числе условно разрешенные виды использования, устанавливаются градостроительным регламентом (п.9 ст.1, ст. 37 ГрК РФ), которым определяется правовой режим земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (п.2 ст. 85 ЗК РФ, ч. 1 ст.36 ГрК РФ).

Пунктом 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в п. 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 названного Кодекса).

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (п.8 ст.1 ГрК РФ). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (п. 2 ч. 2 ст.30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (ч. 4 ст. 30 ГрК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны с видом разрешенного использования (ч.3 ст.85 ЗК РФ).

Согласно п.5 ст.85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам (п.8 ст.85 ЗК РФ).

В статье 1 ГрК РФ дано понятие территориальной зоны как зоны, для которой в ПЗЗ определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Из положений данных норм следует, что каждая территориальная зона отвечает определенному функциональному назначению, что определяется как наименованием зоны, так установлением для нее таких видов разрешенного использования, которые отвечают функциональному назначению. Возможность сочетания в одной территориальной зоне различных видов использования земельных участков также должна отвечать определенному функциональному назначению территориальной зоны, которое конкретизируется при отнесении территориальной зоны к какому-либо виду из перечня, предусмотренного п.1 ст. 85 ЗК РФ. Отдельно законодатель предусмотрел возможность принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Как указано выше, земельный участок должен отвечать требованиям принадлежности только к одной зоне.

Поскольку согласно статьям 1 и 7 ЗК РФ разрешенное использование определяется в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, возможность использования земельных участков и объектов капитального строительства в соответствии с условно разрешенным видом использования также должна соответствовать территориальному зонированию, принадлежности участка к одной территориальной зоне. В таком случае возможность предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования прямо зависит от достижения той цели, для которой была установлена сама территориальная зона, а также от соблюдения вышеуказанных принципов градостроительного и земельного законодательства.

Предоставление требуемого условно разрешенного вида использования земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства не отвечает установленному территориальному зонированию.

Сторона ответчика Синкина (Солопова) С.А. ходатайствовала о назначении судебной землеустроительной экспертизы с целью определения в каких территориальных зонах согласно Генеральному плану МО «Турочакское сельское поселение» расположен земельный участок с кадастровым номером ; возможности исключения части земельного участка, расположенные в границах территориальных зон рекреационного назначения и сельскохозяйственных угодий, и сохранения оставшейся части земельного участка, расположенной в зоне сельскохозяйственных угодий, исходя из нормативных требований; определения смещения границ территориальных зон, отраженных в Генеральном плане МО «Турочакское сельское поселение», относительно фактической градостроительной ситуации на местности; установления точности определения координат характерных точек границ территориальных зон, отраженных в Генеральном плане МО «Турочакское сельское поселение».

Согласно экспертному заключению ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что часть земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. расположена в границах функциональной зоны «Индивидуальной жилой застройки (ЖЗ)». Часть земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. расположена в границах функциональной зоны «Транспортной инфраструктуры (Т)». Часть земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м расположена в границах функциональной зоны «Сельскохозяйственного использования «Прочие земли (С)»». Часть земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. расположена за пределами границы населенного пункта <адрес>.

Предельный минимальный размер земельного участка в «Индивидуальной жилой застройки (ЖЗ)» для данной зоны, составляет <данные изъяты> кв.м. Предельный минимальный размер земельного участка в зоне сельскохозяйственного использования (С) для данной зоны, составляет <данные изъяты> кв.м. Предельный минимальный размер земельного участка в зоне транспортной инфраструктуры (Т), для данной зоны, составляет <данные изъяты> кв.м.

Площадь части земельного участка, расположенной в границах функциональной зоны «Индивидуальной жилой застройки (ЖЗ)» составляет <данные изъяты> кв.м, что менее предельного минимального размера, в связи с чем, сохранить указанную часть земельного участка в качестве самостоятельного объекта недвижимости (земельного участка) в соответствии с ч.1 ст.11.9 ЗК РФ не возможно. Площадь части земельного участка, расположенной в границах функциональной зоны «Сельскохозяйственного использования «Прочие земли (С)»» составляет <данные изъяты> кв.м, что менее предельного минимального размера, в связи с чем, сохранить указанную часть земельного участка в качестве самостоятельного объекта недвижимости (земельного участка) в соответствии с ч.1 ст.11.9 ЗК РФ не возможно. Площадь части земельного участка, расположенной в границах функциональной зоны «Транспортной инфраструктуры (Т)» составляет <данные изъяты> кв.м, что менее предельного минимального размера, в связи с чем, сохранить указанную часть земельного участка в качестве самостоятельного объекта недвижимости (земельного участка) в соответствии с ч.1 ст.11.9 ЗК РФ не возможно.

Часть земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м расположена за пределами границы населенного пункта <адрес> согласно карте функционального зонирования села Усть-Лебедь из генерального плана МО «Турочакское сельское поселение» и карте градостроительного зонирования села <адрес> из ПЗЗ МО «Турочакское сельское поселение», а, следовательно, не входит ни в одну из функциональных зон, в связи с чем, сохранить указанную часть земельного участка в качестве самостоятельного объекта недвижимости (земельного участка) не возможно.

Имеется смещение границ функциональных зон, отраженных на карте градостроительного зонирования седла <адрес> согласно ПЗЗ МО «Турочакское сельское поселение» относительно фактической градостроительной ситуации, существующей на местности на дату проведения осмотра, в северо-западном направлении на расстоянии не менее 20 м.

При составлении графической части генерального плана топографо-геодезические работы не выполнялись, при составлении графической части генерального плана использовались ортофотопланы масштаба 1:2000, предоставленные Управлением Росреестра по РА в системе координат МСК04 зона-2. Координаты характерных точек границ функциональных зон при подготовке генплана определены с точностью не менее 1 м.

Заключение эксперта оценено судом по правилам ст. 67 ГПК РФ и принято в качестве доказательства, сторонами и лицами, участвующими в деле, не оспорено, ходатайство о назначении дополнительной экспертизы не заявлено.

Учитывая установленный факт расположения земельного участка в 3 территориальных зонах, сторона ответчика никак не обосновала, что при предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка сохранится основное функциональное назначение территории, и использование участка в обозначенной зоне для ведения личного подсобного хозяйства будет отвечать таким принципам как сочетание интересов общества и законных интересов граждан, благоприятные и комфортные условия проживания, создаст условия для устойчивого развития территории муниципального образования.

Подпунктом 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст.11.10 данного кодекса.

Пункт 16 ст. 11.10 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в том числе: полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (подпункт 2); разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3).

Согласно п.6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельного участка не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с п.7 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Как указано выше, названный земельный участок отнесен к территориальной зоне: «индивидуальной жилой застройки (ЖЗ)», «транспортной инфраструктуры (Т)», «сельскохозяйственного использования «Прочие земли (С)»». Часть земельного участка площадью расположена за пределами границы населенного пункта <адрес>.

Согласно представленной стороной процессуального истца выкопировке из генерального плана и схемы функционального зонирования <адрес> Республики Алтай, выполненного главным специалистом отдела строительства <данные изъяты> земельный участок с кадастровым номером располагается в 3 территориальных зонах: «индивидуальной жилой застройки (ЖЗ)», «транспортной инфраструктуры (Т)», «сельскохозяйственного использования «Прочие земли (С)»».

Генеральный план МО «Турочакское сельское поселение» является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления (п.3 ч.1 ст.18, ч. 1 ст.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Генеральные планы являются документами долгосрочного территориального планирования и включают карту функциональных зон поселения (ч.11 ст.9, п.3 ч.1 ст.18, п.4 ч.3 ст.23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, схемой территориального планирования муниципального района (п.2 ч.1 ст.34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Суд учитывает содержащиеся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 47 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017, разъяснения, состоящие в следующем.

Частью 3 ст.9, ч.ч.9 и 10 ст.31, п.2 ч.1 ст.34 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития. Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.

Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.

В силу ч.3 ст.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования «Турочакское сельское поселение», утвержденными решением Турочакского сельского Совета депутатов №30/83 от 02.08.2017, Генеральному плану муниципального образования «Турочакское сельское поселение» спорный участок расположен в трех территориальных зонах: в зоне «индивидуальной жилой застройки (ЖЗ)», «транспортной инфраструктуры (Т)», «сельскохозяйственного использования «Прочие земли (С)»».

Сторонами не представлены доказательства внесения изменений в генеральный план муниципального образования «Турочакское сельское поселение», либо доказательства оспаривания Генерального плана муниципального образования «Турочакское сельское поселение» в судебном порядке, предусмотренном частью 15 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, признания Генерального плана муниципального образования «Турочакское сельское поселение» (нормативного акта) в установленном порядке недействующим в части принадлежащего на праве аренды спорного участка.

Таким образом, установлено, что предоставленный земельный участок на момент рассмотрения дела расположен в трех территориальных зонах: в зоне «индивидуальной жилой застройки (ЖЗ)», «транспортной инфраструктуры (Т)», «сельскохозяйственного использования «Прочие земли (С)»», согласно утвержденным Генеральным планом муниципального образования «Турочакское сельское поселение».

Вышеуказанное свидетельствует о допущенных администрацией МО «Турочакский район» при предоставлении спорного земельного участка Синкиной (Солоповой) С.А., нарушениях п. 7 ст.11.9, п.2 ст.85 ЗК РФ и ч.4 ст.30 ГрК РФ.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что порядок предоставления земельного участка нарушен, следовательно, договор аренды земельного участка, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «Турочакский район» и Синкиной (Солоповой) С.А. не соответствует требованиям закона и нарушает публичные интересы.

Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства в их совокупности, а также положения статей 166, 167, 168 ГК РФ, суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.

Признание сделки недействительной влечет применение последствий ее недействительности, которые в рассматриваемом случае должны выражаться в возложении на Синкину (Солопову) С.А. обязанности возвратить земельный участок в распоряжение администрации МО «Турочакский район».

Частью 3 ст. 144 ГПК РФ предусмотрено, что при удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда.

Прокурор при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины, следовательно, она подлежит взысканию с ответчика Синкиной (Солоповой) С.А., поскольку орган местного самоуправления на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.

При удовлетворении требований неимущественного характера государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в размере, в котором ее должно было уплатить лицо, в чьих интересах прокурор обращается с иском. Иск прокурора подан в интересах неопределенного круга лиц.

Поскольку прокурор, орган местного самоуправления на основании ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина, исчисляемая согласно ст. 333.19 настоящего кодекса, подлежит взысканию с ответчика не освобождённого от уплаты государственной пошлины в доход бюджета муниципального образования «Турочакский район» пропорционально удовлетворенной части исковых требований в размере <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Турочакского района Республики Алтай (ИНН 0411005358, ОГРН 1020400749566) в интересах неопределенного круга лиц, в публичных интересах МО «Турочакский район» к администрации МО «Турочакский район» (ОГРН 1030400607885, ИНН 0407005789), Синкиной (Солоповой) С.А. (паспорт <данные изъяты>), о признании недействительным договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности договора аренды, удовлетворить.

Признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией МО «Турочакский район» и Синкиной (Солоповой) С.А., в отношении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Применить последствия недействительности ничтожной сделки и обязать Синкину (Солопову) С.А. передать указанный земельный участок по акту приема-передачи земельного участка уполномоченному органу исполнительной власти – администрации муниципального образования «Турочакский район» в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о прекращении государственной регистрации указанного договора аренды земельного участка.

Меры по обеспечению иска, наложенные определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ, в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай совершать регистрационные действия с земельным участком с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>, сохранить до исполнения решения суда, по исполнении решения суда отменить.

Взыскать с Синкиной (Солоповой) С.А. (паспорт <данные изъяты>) в доход бюджета МО «Турочакский район» государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Турочакский районный суд Республики Алтай.

Мотивированное решение изготовлено 01 марта 2024 года.

Судья                                      К.В. Албанчинова

2-3/2024 (2-382/2023;) ~ М-224/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Турочакского района
Ответчики
Синкина Светлана Андреевна
Администрация МО "Турочакский район"
Другие
Самойлов Вячеслав Александрович
Бедарев Антон Иванович
Суд
Турочакский районный суд Республики Алтай
Судья
Албанчинова К.В.
Дело на странице суда
turachaksky--ralt.sudrf.ru
13.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.02.2023Передача материалов судье
14.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.03.2023Судебное заседание
03.04.2023Судебное заседание
18.04.2023Судебное заседание
06.02.2024Производство по делу возобновлено
22.02.2024Судебное заседание
01.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее