Дело № 12-127/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кореновск 25 августа 2022 года
Кореновский районный суд Краснодарского края в составе судьи Ермолаевой Е.С.,
с участием секретаря судебного заседания Будько Ю.М.,
в присутствии помощника прокурора Кореновского района Барсакова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Кореновского района на постановление административной комиссии Кореновского городского поселения Кореновского района от 28.06.2022 года № 3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 3.2 ч.1 Закона Краснодарского края от 28.06.2022 г. N 608-КЗ «Об административных правонарушениях» в отношении ИП Мирошниченко О.А.,
установил :
Прокурор Кореновского района обратился в суд с протестом на постановление административной комиссии Кореновского городского поселения Кореновского района от 28.06.2022 года № 3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 3.2 ч.1 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 г. N 608-КЗ «Об административных правонарушениях» в отношении ИП Мирошниченко О.А. Протест мотивирован тем, что прокуратурой Кореновского района на основании положений приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 31.03.2008 № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности» проведена проверка по вопросу законности привлечения к административной ответственности ИП Мирошниченко О.А., по результатам которой установлены нарушения законодательства в деятельности органа местного самоуправления.
Установлено, что специалистом отдела ЖКХ, благоустройства и транспорта администрации Кореновского городского поселения Кореновского района 22.06.2022 в отношении ИП Мирошниченко О.А. составлен протокол № 001394 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ «Об административных правонарушениях». Согласно данному протоколу 22.06.2022 в 11 час. 30 мин. в ,,, на ,,, ИП Мирошниченко О.А. допустила установку стола, выкладку товара на территории, прилегающей к объекту торговли - магазину «Цветы», чем нарушила требования Правил «Правил благоустройства территории Кореновского городского поселения от 23.01.2020 № 52-6/4 раздел VI, п. 68, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 3.2 Закона края № 608-КЗ.
Постановлениями по делам об административном правонарушении административной комиссии Кореновского городского поселения Кореновского района от 28.06.2022 № 3 ИП Мирошниченко О.А. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 3.2 Закона края № 608-КЗ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Вместе с тем, оценка достаточности данных для решения вопроса о привлечении к административной ответственности может быть осуществлена только по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятий, в ходе которого допускается взаимодействие с контролируемым лицом, в том числе в случае, предусмотренном п. 10.1 Постановления № 336. Таким образом, возбуждение должностными лицами контрольных (надзорных) органов дел об административных правонарушениях без проведения соответствующих мероприятий не допускается.
Протокол об административном правонарушении от 22.06.2022 составлен без достаточных на то оснований. Кроме того, в рамках рассмотрения указанного дела об административном правонарушении органом административной юрисдикции допущены нарушения законодательства об административных правонарушениях, связанные с назначением административного наказания. Так, по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, администрируемого ФНС России, ИП Мирошниченко О.А. на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, являлась микропредприятием и состояла в указанном реестре с 10.06.2019. В нарушение ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ административной комиссией Кореновского городского поселения ИП Мирошниченко О.А. по ч. 1 ст. 3.2 Закона края № 608-КЗ назначено наказание без учета обстоятельств о замене административного штрафа на предупреждение в отношении индивидуального предпринимателя, отнесенного к субъектам малого и среднего предпринимательства.
С учетом того, что поручение прокуратуры края о необходимости рассмотреть доводы обращения Мирошниченко О.А. поступило в прокуратуру района из прокуратуры края 12.07.2022, то есть за сроками обжалования вышеуказанного постановления, прокурор был лишен возможности своевременно принести на него соответствующий протест.
Прокурор Кореновского района просит суд восстановить срок обжалования постановления № 3, вынесенного 28.06.2022 административной комиссией Кореновского городского поселения Кореновского района по делу об административном правонарушении в отношении ИП Мирошниченко О.А.
Постановление административной комиссии Кореновского городского поселения Кореновского района от 28.06.2022 № 3 в отношении ИП Мирошниченко О.А. о признании её виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» и назначении ей административного наказания в виде штрафа в размере 2000 рублей - отменить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно выносилось.
В судебном заседании помощник прокурора Кореновского района Барсаков А.А. настаивал на удовлетворении протеста.
В судебное заседание ИП Мирошниченко О.А. не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Судья, выслушав помощника прокурора Кореновского района, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Прокуратурой Кореновского района на основании положений приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 31.03.2008 № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности» проведена проверка по вопросу законности привлечения к административной ответственности ИП Мирошниченко О.А., по результатам которой установлены нарушения законодательства в деятельности органа местного самоуправления.
Установлено, что специалистом отдела ЖКХ, благоустройства и транспорта администрации Кореновского городского поселения Кореновского района 22.06.2022 в отношении ИП Мирошниченко О.А. составлен протокол № 001394 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ «Об административных правонарушениях».
Согласно данному протоколу 22.06.2022 в И час. 30 мин. в ,,, ИП Мирошниченко О.А. допустила установку стола, выкладку товара на территории, прилегающей к объекту торговли - магазину «Цветы», чем нарушила требования Правил «Правил благоустройства территории Кореновского городского поселения от 23.01.2020 № 52-6/4 раздел VI, п. 68, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 3.2 Закона края № 608-КЗ.
Постановлениями по делам об административном правонарушении административной комиссии Кореновского городского поселения Кореновского района от 28.06.2022 № 3 ИП Мирошниченко О.А. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 3.2 Закона края № 608-КЗ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ) контрольный (надзорный) орган в случае выявления признаков административного правонарушения в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия направляет соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принимает меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
Согласно п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), вступившего в законную силу муниципального контроля» в случае выявления признаков административного правонарушения, состав которого включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых отнесена к предмету видов контроля, к организации и осуществлению которых применяются положения Федерального закона № 248-ФЗ, должностные лица контрольного (надзорного) органа вправе принять меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности только на основании результатов проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом.
Указанное положение распространяется на выявление любых признаков нарушений обязательных требований, в отношении которых при подтверждении достоверности и достаточности сведений контрольный (надзорный) орган вправе выдать как предписание в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 90 Федерального закона № 248-ФЗ, так и принять меры по привлечению к административной ответственности. Указанные положения распространяются в том числе на случаи непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения, получение таких сведений от граждан и организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации.
С учетом изложенного, оценка достаточности данных для решения вопроса о привлечении к административной ответственности может быть осуществлена только по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятий, в ходе которого допускается взаимодействие с контролируемым лицом, в том числе в случае, предусмотренном п. 10.1 Постановления № 336.
Таким образом, возбуждение должностными лицами контрольных (надзорных) органов дел об административных правонарушениях без проведения соответствующих мероприятий не допускается.
Указанная правовая позиция подтверждается письмом Департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития России от 24.03.2022 № Д24и-8436.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решением Совета Кореновского городского поселения 29.12.2021 № 247 утверждено Положение о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории Кореновского городского поселения Кореновского района.
Согласно п. 1.2 Положения предметом муниципального контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований Правил благоустройства территории Кореновского городского поселения Кореновского района, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность, а также исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий. Объектами муниципального контроля является деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие). Орган муниципального контроля осуществляет муниципальный контроль через отраслевой (функциональный) орган - отдел жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и транспорта администрации Кореновского городского поселения Кореновского района (п. 1.4).
Пунктом 3.1 Положения установлено, орган муниципального контроля осуществляет муниципальный контроль посредством проведения профилактических мероприятий и контрольных мероприятий, проводимых при взаимодействии с контролируемым лицом и без взаимодействия с контролируемым лицом.
При данных обстоятельствах, на момент составления названного протокола об административном правонарушении на основании вступившего в законную силу Постановления № 336 предусматривался прямой запрет на привлечение лиц к административной ответственности без проведения контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе путем непосредственного выявления административного правонарушения.
В связи с изложенным, судья приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении от 22.06.2022 составлен без достаточных на то оснований.
В силу п. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проводимой в ходе осуществления государственного контроля, надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства.
Кроме того, в рамках рассмотрения указанного дела об административном правонарушении органом административной юрисдикции допущены нарушения законодательства об административных правонарушениях, связанные с назначением административного наказания.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, администрируемого ФНС России, ИП Мирошниченко О.А. на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, являлась микропредприятием и состояла в указанном реестре с 10.06.2019.
В нарушение ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ административной комиссией Кореновского городского поселения ИП Мирошниченко О.А. по ч. 1 ст. 3.2 Закона края № 608-КЗ назначено наказание без учета обстоятельств о замене административного штрафа на предупреждение в отношении индивидуального предпринимателя, отнесенного к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Относительно ходатайства о восстановлении срока обжалования установлено следующее.
На основании ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Частью 2 ст. 30.3 КоАП РФ предусмотрено, что в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Установлено, что поручение прокуратуры края о необходимости рассмотреть доводы обращения Мирошниченко О.А. поступило в прокуратуру района из прокуратуры края 12.07.2022, то есть за сроками обжалования вышеуказанного постановления, в связи с чем, прокурор был лишен возможности своевременно принести на него соответствующий протест, в связи с чем, ходатайство о восстановлении срока подлежит удовлетворению.
В оответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу положений ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что постановление о привлечении ИП Мирошниченко О.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" и назначении административного наказания в виде штрафа вынесено с нарушением требований административного законодательства, а потому подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
решил:
Протест прокурора Кореновского района на постановление административной комиссии Кореновского городского поселения Кореновского района от 28.06.2022 года № 3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 3.2 ч.1 Закона Краснодарского края от 28.06.2022 г. N 608-КЗ «Об административных правонарушениях» в отношении ИП Мирошниченко О.А. - удовлетворить.
Восстановить срок обжалования постановления № 3, вынесенного 28.06.2022 административной комиссией Кореновского городского поселения Кореновского района по делу об административном правонарушении в отношении ИП Мирошниченко О.А.
Отменить постановление административной комиссии Кореновского городского поселения Кореновского района от 28.06.2022 года № 3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 3.2 ч.1 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 г. N 608-КЗ «Об административных правонарушениях», в отношении ИП Мирошниченко О.А..
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ИП Мирошниченко О.А. по ст. 3.2 ч. 1 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 г. N 608-КЗ «Об административных правонарушениях»-прекратить.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кореновский районный суд в порядке и сроки, предусмотренные ст. 30.1 КоАП РФ.
Судья