Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-704/2022 от 23.08.2022

72RS0013-01-2022-004141-27

Дело №12-704/2022

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

город Тюмень                                     05 сентября 2022 года

Судья Калининского районного суда г. Тюмени Лобанов А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе должностного лица генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Чайхана" Поповой Натальи Сергеевны на постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени №3 о назначении административного наказания № от 09 ноября 2021 года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением ИФНС России по г.Тюмени №3 № от 09 ноября 2021 года должностное лицо генеральный директор ООО "Чайхана" Попова Н.С. привлечена к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000,00 рублей.

Попова Н.С. обратилась в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, просит его отменить. Жалоба мотивирована тем, что указанное постановление не соответствует закону. По мнению заявителя, в рассматриваемом случае, выявив в ходе одного контрольного мероприятия, несколько фактов перечисления заработной в нарушение требований валютного законодательства, налоговый орган исходя из требований ч. 1 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, должен был возбудить одно дело об административном правонарушении. При объединении всех эпизодов правонарушений в один протокол и постановление, штраф подлежал бы исчислению о суммы всех указанных в постановлениях штрафов, и превысил бы 50 000 рублей, что позволило бы административному органу применить ч. 2.2. ст. 4.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Считает назначение штрафа не обоснованным, не согласна с указанием должностного лица на ранее привлечение ее к ответственности, а также то, что в отношении неё составлено 12 протоколов, хотя, по мнению заявителя, ее действия образуют единый состав административного правонарушения. Просит постановление ИФНС №3 по г.Тюмени от 09.11.2021 года №, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 КоАП РФ в отношении Поповой Н.С. отменить и признать незаконным (л.д.2-6).

Одновременно с поданной жалобой Попова Н.С. просит восстановить срок на обжалование постановления № от 09 ноября 2021 года о назначении административного наказания. Ходатайство мотивирует тем, что 29.11.2021 года заявителем в Калининский районный суд г.Тюмени направлено заявление на обжалуемое постановление административного органа. 11.02.2022 года жалоба направлена по подсудности в Ленинский районный суд г.Тюмени. Ленинским районным судом г.Тюмени вынесено определение о возвращении жалобы Поповой Н.С. О возврате жалобы заявителю стало известно 15.02.2022 года (л.д13).

Попова Н.С. в судебное заседание не явилась, извещена о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Представитель ИФНС Росси по г.Тюмени №3 в судебное заседание не явился, извещен о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом, представил письменный отзыв, согласно которого просил в удовлетворении жалобы отказать (л.д.113-119).

Исследовав материалы дела, судья находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно обжалуемому постановлению, генеральный директор ООО «Чайхана» Попова Н.С. признана виновной в том, что являясь должностным лицом юридического лица, 20 июня 2020 года осуществила выплату заработной платы на основании платежной ведомости от 20 июня 2020 года работникам-нерезидентам Ахмедову М.А., Муминову Н.М., Таваккалову О.О., Узокову Б.К., Исроилову А.А., Тоштемирову Ш.Р., Курбонову А.А. путем выдачи наличных денежных средств на общую сумму 24 789,00 рублей в кассе предприятия, чем нарушила положения ст.ст. 1, 2, 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (л.д.7-12, 22-33).

Факт совершения правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении:

- протоколом об административном правонарушении № от 18 октября 2021 года (л.д.48-52);

- информацией УМВД России по Тюменской области о том, что Ахмедов М.А., Муминов Н.М., Таваккалов О.О., Узоков Б.К., Исроилов А.А., Тоштемиров Ш.Р., Курбонов А.А., являются иностранными гражданами, были поставлены на миграционный учет по месту пребывания, за предоставлением государственной услуги по выдаче вида на жительство и разрешения на временное проживание иностранного гражданина в Российской Федерации не обращались (л.д.55-59)

- копиями паспортов, трудовых договоров и приказов о приеме на работу в ООО «Чайхана», в отношении указанных иностранных граждан (л.д.63-90);

- копией платежной ведомости от 05.12.2019 года по выплате вышеуказанным лицам заработной платы наличными (л.д.62);

- выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «Чайхана», согласно которой генеральным директором которого является Попова Н.С. (л.д.91-93).

Указанные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», стали достаточным основанием для составления в отношении генерального директора ООО «Чайхана» Поповой Н.С. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Подпунктом «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон N 173-ФЗ) предусмотрено, что к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Закона N 173-ФЗ, в соответствии с которой установлено, что расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен этой же частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ.

При этом юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 7 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ нерезидентами признаются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктом «а» и «б» пункта 6 настоящей статьи.

Согласно пунктам 6, 7 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ, резидентами признаются физические лица, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Российская организация вправе выплачивать заработную плату в рублях из кассы (без использования банковских счетов) работнику-иностранцу, постоянно проживающему в России на основании вида на жительство, поскольку в данном случае такая операция не является валютной (подпункт «б» пункт 6 часть 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ).

Выплата заработной платы работнику-иностранцу, не имеющему вида на жительство в России, временно пребывающему в Российской Федерации, признается валютной операцией (подпункт «а» пункт 7, пункт 9 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ, абзац 14 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), в этом случае расчеты с таким работником-нерезидентом необходимо производить только в безналичном порядке через счета в уполномоченных банках (часть 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ).

Частью 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ.

В силу статьи 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно Единому государственному реестру юридических лиц Попова Н.С. является генеральным директором ООО «Чайхана», и будучи должностным лицом, ответственным за соблюдение законодательных требований в области осуществления валютных операции с нерезидентами при выплате последним заработной платы, осуществив выплату заработной платы нерезидентам через кассу ООО, совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании всестороннего, полного и объективного исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения Поповой административного правонарушения.

Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена, постановление отвечает требованиям ст.ст. 26.11, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, действия Поповой правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.

Оценивая доводы жалобы о возможности признания данного правонарушения малозначительным, судья исходит из то, что в соответствии с преамбулой Федерального закона № 173-ФЗ его целью является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Федеральный закон № 173-ФЗ, а также акты органов валютного регулирования устанавливают правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля, а также общие права и обязанности для резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. Реализация и выполнение субъектами внешнеэкономических отношений, предусмотренных Федеральным законом № 173-ФЗ и актами валютного законодательства Российской Федерации положений и требований, позволяет достигнуть единство внешней и внутренней политики государства, а также приоритета экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования.

Следуя правовой позиции, закрепленной п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В материалах дела отсутствуют какие-либо обстоятельства, свидетельствующие об исключительности данного случая.

Соглашаясь с доводами налогового органа, судья считает, что нарушение валютного законодательства Российской Федерации представляет собой особую общественную опасность, поскольку посягает на экономическую безопасность государства.

В связи с вышеизложенным, совершенное Поповой Н.С. административное правонарушение не является малозначительным.

Таким образом, судья соглашается с выводами должностного лица о наличии в деянии Поповой Н.С. состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Вместе с тем, согласно ч. 5 ст. 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в редакции закона, вступившей в действие с 06.04.2022), если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

Как следует из доводов жалобы, помимо обжалуемого постановления, по результатам той же самой проверки в отношении Поповой Н.С. 09 ноября 2021 года было вынесено 12 постановлений по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по каждому из которых было назначено наказание в виде 20 000 рублей. Указанные обстоятельства ИФНС по г.Тюмени № 3 не оспорены и не опровергнуты.

В силу положений части 4 статьи 15 Кодекса РФ об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Решением Калининского районного суда г.Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ года, вступившим в законную силу 15 июля 2022 года, постановлением заместителя начальника ИФНС по г.Тюмени № 3 Рыбниковой Т.М. № от 09 ноября 2021 года о привлечении генерального директора ООО «Чайхана» Поповой (Лещинской) Н.С. к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба Поповой (Лещинской) Н.С. – без удовлетворения. Как следует из указанного решения, генеральный директор Попова (Лещинская) Н.С. допустила совершение валютной операции с нарушением валютного законодательства – 15 января 2020 года осуществила выплату работникам – нерезидентам Ахмедову М.А., Муминову Н.М., Таваккалову О.О., Узокову Б.К., Исроилову А.А., Тоштемирову Ш.Р., Ёкубову Ю.О., Абдужабборову С.Х. заработной платы наличными денежными средствами на общую сумму 52 000 рублей, по платежной ведомости от 15 января 2020 года.

Таким образом, судья приходит к выводу о том, что в результате проведенной налоговым органом проверки выявлено два правонарушения (совершенные 15.01.2020 и 05.12.2019 года), предусмотренные одной и той же статьей Кодекса РФ об административных правонарушениях, за которые вынесены два постановления о назначении наказания, что противоречит ст. 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в действующей редакции, поскольку следуя положениям ч. 2 ст.1.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

В соответствии с ч. 7 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу – прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 4.4, 24.5, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░.░░░░░░ № 3 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № № ░░ 09 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 1 ░░. 15.25 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                                          ░.░. ░░░░░░░

12-704/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Попова Наталья Сергеевна
Суд
Калининский районный суд г. Тюмени
Судья
Лобанов Андрей Владимирович
Дело на сайте суда
kalininsky--tum.sudrf.ru
24.08.2022Материалы переданы в производство судье
05.09.2022Судебное заседание
23.09.2022Вступило в законную силу
26.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее