Дело №2-21/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 января 2021 года пгт Аксубаево
Аксубаевский районный суд Республики Татарстан в лице председательствующего судьи Гиниятуллина И.Р.,
при секретаре Якушкиной О.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в Нурлатском, Аксубаевском, Алькеевском, Черемшанском районах к исполнительному комитету Щербенского сельского поселения Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушений требований санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ в Нурлатском, Аксубаевском, Алькеевском, Черемшанском районах обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к исполнительному комитету Щербенского сельского поселения Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушений требований санитарного законодательства.
В обоснование требований указано, что в ходе плановой проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, проведенной на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) Л.Г. Авдониной . . . от 21 июня 2019 года, были выявлены нарушения исполнительным комитетом Щербенского сельского поселения Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Исполнительному комитету Щербенского сельского поселения Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан было выдано предписание . . . от 26 июня 2019 года, подлежащее обязательному исполнению.
Указанное предписание не выполнено, а именно:
- не предоставлено заключение Роспотребнадзора на использование водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения . . . (п.3);
- не разработаны проекты организации зоны санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения населенного пункта . . . (п.4);
Оспариваемое бездействие Исполнительного комитета Щербенского сельского поселения Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан, выразившиеся в нарушении требований санитарно-эпидемиологического законодательства, является противоправным в отношении неопределенного круга лиц, использующих для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд, воду из водопроводных сетей, находящихся на обслуживании Исполнительного комитета Щербенского сельского поселения Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан.
В связи с чем, истец просит признать противоправным бездействие Исполнительного комитета Щербенского сельского поселения Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан, осуществляющего деятельность по эксплуатации источников хозяйственно-питьевого водоснабжения . . ., выразившееся в несоблюдении требований санитарного законодательства, обязать ответчика в срок до 1 декабря 2021 года устранить нарушения требований санитарного законодательства, исполнить пункты 3,4 предписания . . . от 26 июля 2019 года:
- оформить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения в населенном пункте . . .;
- разработать проекты организации зоны санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения населенного пункта . . . (уточненные исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании представитель истца по доверенности Тимирясов А.С. уточенные исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.
Представители ответчика Исполнительного комитета Щербенского сельского поселения Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан Шарифуллин Д.А. и Емельянов А.А. в судебном заседании исковые требования признали частично, указав, что не согласны с требованием истца о признании противоправным бездействие Исполнительного комитета Щербенского сельского поселения Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан, осуществляющего деятельность по эксплуатации источников хозяйственно-питьевого водоснабжения . . ., выразившееся в несоблюдении требований санитарного законодательства, поскольку со стороны исполкома принимались меры к выполнению предписания . . . от 26.07.2019.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу статьи 46 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую государственную централизованную систему (часть 1).
Организацию федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также руководители его территориальных органов - главные государственные санитарные врачи по соответствующим территориям и на транспорте, главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи (часть 3).
Структура, полномочия, функции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и порядок осуществления указанного надзора устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть5).
Согласно пункту 3 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 года № 569, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством контроля за выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии частью 2 статьи 2 указанного Закона, органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу статьи 39 указанного Закона, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Частью 1 статьи 3 Федерального Закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение цели охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального Закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам органов местного самоуправления отнесена организация в границах поселения водоснабжения населения.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановления, предписания, осуществляющих федеральный санитарно - эпидемиологический надзор должностных лиц.
Как следует из материалов дела, в ходе плановой проверки, проведенной с 1 июля 2019 года по 26 июля 2019 года Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в Нурлатском, Аксубаевском, Алькеевском, Черемшанском районах в Исполнительном комитете Щербенского сельского поселения Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан, расположенном по адресу: . . ., были выявлены нарушения требований Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактическийх) мероприятий»; СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
26 июня 2019 года Исполнительному комитету Щербенского сельского поселения Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан было выдано предписание . . ., подлежащее обязательному исполнению.
На момент рассмотрения дела, предъявляемые обязательные требования санитарного - эпидемиологического законодательства, изложенные в пунктах 3, 4 предписания . . . от 26 июня 2019 года, в установленные предписанием сроки, не исполнены.
Оценив в совокупности все обстоятельства по делу, суд полагает требования истца подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Выданное в отношении Исполнительного комитета Щербенского сельского поселения Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан вышеуказанное предписание не было обжаловано в установленном порядке, следовательно, в силу статей 11, 50 части 2 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» подлежат обязательному исполнению.
Таким образом, Исполнительный комитет Щербенского сельского поселения Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан несет самостоятельную ответственность за свои действия (бездействия).
Понуждение к исполнению предписания и устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения вышеуказанных конституционных прав граждан.
Несоблюдение требований действующего законодательства создает потенциальную угрозу безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, чем нарушаются их права на охрану здоровья.
Срок для выполнения предписания . . . от 26 июня 2019 года суд полагает необходимым установить до 1 декабря 2021 года.
При таких обстоятельствах, уточненные заявленные требования суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в Нурлатском, Аксубаевском, Алькеевском, Черемшанском районах удовлетворить.
Признать бездействие Исполнительного комитета Щербенского сельского поселения Аксубаевского муниципального района Республики, осуществляющего деятельность по эксплуатации источников хозяйственно-питьевого водоснабжения . . ., выразившееся в несоблюдении требований санитарного законодательства, незаконным.
Обязать Исполнительный комитет Щербенского сельского поселения Аксубаевского муниципального района Республики в срок до 1 декабря 2021 года выполнить пункты 3,4 предписания . . . от 26 июля 2019 года, а именно:
- оформить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения в населенном пункте . . .;
- разработать проекты организации зоны санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения населенного пункта . . ..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через районный суд.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 20 января 2021 года.
Судья: «подпись»
Копия верна.
Судья: И.Р. Гиниятуллин