Дело № 12-44/2023
64RS0018-01-2023-00082810522-30
Решение
25 декабря 2023 года г. Красный Кут
Краснокутский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Евлампиевой Л.В.,
при секретаре судебного заседанияСкачкове А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица -первого заместителя главы администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области Дородного С.М. на постановление от 10.11.2023 начальника отделения – старшего судебного пристава Краснокутского РОСП ГУФССП России по Саратовской области о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,
установил:
постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава Краснокутского РОСП ГУФССП России по Саратовской области Селезнева А.В. от 10.11.2023 года Первый заместитель главы администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области Дородный С.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением должностное лицо обратился с жалобой, в которой просит данное постановление отменить и прекратить производство по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Свою жалобу обосновывает тем, что не учтены все существенные обстоятельства, направленные на полное, всестороннее и объективное рассмотрение дела. Не было учтено, что решение суда по делу № 2-674/2021 не может быть исполнено по независящим от администрации обстоятельствам. По решению суда, в первую очередь КМУП «Краснокутский Водоканал+» должен выполнить процедуру по получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны. После этого администрация Краснокутского муниципального района должна профинансировать указанные мероприятия в соответствии с решением суда. Однако до настоящего времени со стороны КМУП «Краснокутский Водоканал+» никакая процедура по этому вопросу не выполнялась, платежные документы не предоставлялись.
Должностное лицо Дородный С.М., извещенный надлежащим образом о дне и времени слушания дела, в судебное заседание не явился.
В судебном заседании представитель должностного лица первого заместителя главы администрации Краснокутского муниципального района, Терехов В.А. извещенный надлежащим образом о дне и времени слушания дела, в судебное заседание не явился.
Представитель Краснокутского РОСП ГУФССП России по Краснокутскому району Саратовской области не явился в судебное заседание, извещен надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление от 10.11.2023 подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно решения Краснокутского районного суда Саратовской области от 24.11.2021 года по делу № 2-674/2021возложить на КМУП «Краснокутский Водоканал+» обязанность по получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны объектов водоснабжения, обеспечить охрану, организовать ограждения и создать дорожки с твердым покрытием к сооружениям на артезианских скважинах №№ 2,3,9 Первомайского месторождения подземных вод-участка № 1, расположенных 4,9 км. северо-западнее с. Первомайское, в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в срок до 01.01.2023.
Обязать администрацию Краснокутского муниципального района Саратовской области профинансировать мероприятия по получению санитарно- эпидемиологических заключений о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны объектов водоснабжения скважин №№ 2,3,9 Первомайского месторождения подземных вод-участка № 1, расположенных 4,9 км. северо-западнее с. Первомайское, требованиям санитарного законодательства в срок до 01.06.2022, отказав в удовлетворении остальной части иска.
На основании указанного решения суда был выдан 02.03.2022года исполнительный лист ФС №017732774.
27.04.2022 судебным приставом исполнителем Краснокутского РОСП возбуждено исполнительное производство № 29979/22/64018-ИП, установлен срок для добровольного исполнения – 5 дней со дня получения постановления. Постановление получено 27.04.2022 года.
13.05.2023 года направлялось требование об исполнении решения суда в срок до – 7 дней. Получено 13.05.2023.
06.07.2022, зам. начальника отделения – старшим судебным приставом Краснокутского РОСП ГУФССП России по Саратовской области ФИО6 вынесено постановление о взыскании с администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера в размере 50 000 руб. и установлен срок исполнения требований исполнительного документа – до 14.07.2023.
Постановление получено 06.07.2022года.
Определением Краснокутского районного суда Саратовской области от 29.07.2022 года освободить должника администрацию Краснокутского муниципального района Саратовской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по постановлению судебного пристава – исполнителя от по исполнительному производству № 29979/22/64018-ИП от 27.04.2022.
13.10.2023 вручено требование от 12.10.2023 года об исполнении исполнительного документа в срок до 20.10.2023 года
08.11.2023 года в отношении Первого заместителя главы администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области Дородного С.М. составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ.
10.11.2023 года вынесено постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Краснокутского РОСП ГУФССП России по Саратовской области Селезнева А.В., согласно которого Первый заместитель главы администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области Дородный С.М. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения является одним из основных принципов исполнительного производства (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"). Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с названным Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно и на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. К таким действиям, в том числе относится взыскание исполнительского сбора (пункт 13 части 1 статьи 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства; исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 105 Федерального закона в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.
Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор является мерой юридической ответственности и влечет предусмотренные законом последствия.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
Таким образом, неисполнение должником соответствующих требований после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора является квалифицирующим признаком объективной стороны данного административного правонарушения.
Как следует из протокола от 08 ноября 2023 года при описании события данного административного правонарушения, совершение которого вменено, судебный пристав-исполнитель сослался на неисполнение требования от 12 октября 2023 года, содержащегося в исполнительном документе, после вынесения постановления о взыскании с администрации исполнительского сбора.
При этом в материалах дела имеется определение Краснокутсокго районного суда Саратовской области от 29 июля 2022 года, которым заявление администрации удовлетворено, администрация Краснокутского районного муниципального района Саратовской области освобождена от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя.
Освобождение администрации от взыскания исполнительского сбора свидетельствует об отсутствии в данном случае квалифицирующего признака объективной стороны состава вменяемого административного правонарушения, что указывает на наличие оснований для прекращения производства по делу.
Таким образом, в данном случае отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку постановление о взыскании исполнительского сбора в отношении должника отменено.
Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФпроизводство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ.
Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях должностного лица Дородного С.М. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, а также пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление от 28.08.2023 подлежит отмене, а производство по делу в отношении должностного лица – Первого заместителя главы администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области Дороднова С.М. подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление старшего судебного пристава Краснокутского РОСП УФССП России по Саратовской области Селезнева А.В. от 10 ноября 2023 года о привлечении к административной ответственности должностного лица-Первого заместителя главы администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области Дородного С.М. по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ по исполнительному производству №-ИП - отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней.
Судья