Дело № 2-277/2024
№ УИД 91RS0016-01-2024-000076-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 марта 2024 года пгт. Первомайское
Первомайский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего – судьи Джиджора Н.М.,
при секретаре Николаевой Н.В.,
с участием истца – Опалинской К.Е., ответчика – Щегловой В.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Опалинской К.Е. к Щегловой В.Н. о возмещении морального вреда,
установил:
Опалинская К.Е. обратилась с иском к Щегловой ВВ.Н. о возмещении морального вреда, просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда за причиненные нравственные и физические страдания, связанные с ее оскорблеием в сети Интернет.
Требования иска мотивированы тем, что ответчик публично оскорбила ее в сети «Интернет» при следующих обстоятельствах. Так, 31 июля 2023 года в группе «Подслушано в Первомайском/Первомайский район/» социальной сети «Вконтакте», в которой состоит более 5 тысяч участников Щеглова В.Н. под объявлением о поиске работы в комментариях в ее (Опалинской К.Е.) адрес адресовала текстовое сообщение, назвав ее «<данные изъяты>», в этот же день ранее в указанной группе под вышеуказанным объявлением Щеглова В.Н. в адрес Опалинской К.Е. адресовала текстовое сообщение, назвав ее «<данные изъяты>», а в последующем 05.08.2023 в социальной сети «Instagram» (запрещенной на территории Российской Федерации) Щеглова В. Н. открыто, путем размещения на своей странице скриншота ее переписки подписала его «<данные изъяты>», адресовав указанное сообщения Опалинской К.Е.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 67 Первомайского судебного района (Первомайского муниципального района) Республики Крым от 12.10.2023 по делу об административном правонарушении № 5-67- 191/2023 Щеглова В.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.61 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 (пять тысяч) рублей, постановление суда в апелляционном порядке не обжаловано, вступило в законную силу.
В результате указанных противоправных действий ответчика, выразившихся в публичных текстовых оскорблениях в ее адрес в сети «Интернет» ей причинены моральные страдания. Содержание порочащих сведений причинили ей душевную боль и страдания, ее честь и достоинство были осквернены ответчиком. Оскорбительные высказывания ответчика в ее адрес создали в общественном сознании негативный образ ее личности, сформировали негативное общественное мнение о ней, она испытала нервное потрясение, у нее были головные боли, слабость, утомляемость, головокружения. Из-за нервного напряжения она не могла вести привычный образ жизни. По настоящее время, она испытывает душевную боль и страдания,
С учетом причиненных нравственных страданий, требований разумности и справедливости оценивает причиненный ей виновными противоправными действиями ответчика моральный вред в размере 50000 рублей.
В судебном заседании истец поддержали исковые требования по вышеизложенным основаниям, в полном объеме, кроме того просила взыскать в ее пользу расходы на оплату юридической помощи.
Ответчик требования не признала, пояснила, что все высказывания в адрес истца были только после того, как истец ее спровоцировала, она фактически чинит препятствия в общении ее сына с отцом; она также постоянно высказывается в ее адрес негативно; пояснила, что истцом необоснованно определена сумма морального вреда, которая не подтверждается материалами дела, кроме того просила суд учесть, что у нее нет какого-либо дохода, кроме алиментов; считает, что уже понесла наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей, также просила снизить размер расходов на юридические услуги.
Полно и всесторонне исследовав обстоятельства, на которые стороны ссылаются как на основание своих требований и возражений, представленные ими доказательства, которые соответствуют требованиям закона об их относимости и допустимости, суд приходит к выводу, что исковые требования Опаалинской К.Е. подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статьи 17 и 45 Конституции Российской Федерации).
Одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда (статьи 12, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 150 ГК РФ, жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная N свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Как разъяснено в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную, честь и доброе имя, переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага (п. 3 постановления).
Судам следует учитывать, что в случаях, если действия (бездействие), направленные против имущественных прав гражданина, одновременно нарушают его личные неимущественные права или посягают на принадлежащие ему нематериальные блага, причиняя этим гражданину физические или нравственные страдания, компенсация морального вреда взыскивается на общих основаниях (п. 4 постановления).
Согласно п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ). Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред. Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). В случаях, предусмотренных законом, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда (пункт 1 статьи 1070, статья 1079, статьи 1095 и 1100 ГК РФ).
Кроме того, в п. 51 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что суды, установив, что истцом заявлено требование о компенсации морального вреда, причиненного распространением оценочных суждений, мнений, убеждений, суд может удовлетворить его, если суждения, мнения, убеждения ответчика были высказаны в оскорбительной форме, унижающей честь и достоинство истца.
Привлечение лица к административной или уголовной ответственности за оскорбление или клевету (статьи 5.61 и 5.61.1 КоАП РФ, статья 1281 Уголовного кодекса Российской Федерации) не является основанием для освобождения его от обязанности денежной компенсации причиненного потерпевшему морального вреда (п. 53 постановления).
В указанной связи и применительно к приведенным выше правовым положениям и разъяснениям Верховного суда РФ, изложенным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", при распределении бремени доказывания между сторонами - истец должна доказать факт нарушения ее личных неимущественных прав либо посягательств на принадлежащие ей нематериальные блага, а ответчик, в свою очередь должна доказать отсутствие вины, так как вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное.
С учетом изложенного, обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения данного спора, является установление факта неправомерных действий со стороны ответчика, связанных с высказыванием в адрес истца суждений оскорбительного характера, при этом суду необходимо произвести оценку высказанного в адрес ответчика выражения с точки зрения того, носит ли указанное выражение оскорбительный характер.
Истец, в обоснование требований о компенсации морального вреда указывает на то обстоятельство, что ответчик 31 июля 2023 года в группе «Подслушано в Первомайском/Первомайский район/» социальной сети «Вконтакте», в которой состоит более 5 тысяч участников, под объявлением о поиске работы в комментариях в адрес Опалинской К.Е. адресовала текстовое сообщение, назвав ее «<данные изъяты>», ранее 31.07.2023 в указанной группе под вышеуказанным объявлением Щеглова В.Н. в адрес Опалинской К.Е. адресовала текстовое сообщение, назвав ее «<данные изъяты>», а в последующем 05.08.2023 в социальной сети «Instagram» (запрещенной на территории Российской Федерации) Щеглова В.Н. (аккаунт <данные изъяты>) открыто, путем размещения на своей странице скриншота ее переписки подписала его «<данные изъяты>», адресовав указанное сообщения Опалинской К.Е..
Таким образом, в результате неоднократных противоправных действий ответчика, выразившихся в публичных текстовых оскорблениях в ее адрес в сети «Интернет» ей причинены моральные страдания. Содержание порочащих сведений причинили ей душевную боль и страдания, ее честь и достоинство были осквернены ответчиком. Оскорбительные высказывания ответчика в ее адрес создали в общественном сознании негативный образ ее личности, сформировали негативное общественное мнение о ней. Она испытывала нервное потрясение, в результате чего были головные боли, слабость, утомляемость, головокружения. Из-за нервного напряжения она не могла вести привычный образ жизни.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 67 Первомайского судебного района (Первомайского муниципального района) Республики Крым от 12.10.2023 по делу об административном правонарушении № 5-67- 191/2023 Щеглова В.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.61 КоАП РФ, то есть оскорбление, унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, совершенное публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет» и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 (пять тысяч) рублей.
Проанализировав высказывания ответчика направленные в адрес истицы, а именно слова «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» на основании толкового словаря Ожегов, слово «<данные изъяты>» означает глупую женщину; слово «<данные изъяты>» - недостойного, подлого человека; слово «<данные изъяты>» - носит разговорный презрительный характер о ком – нибудь дрянном, ничтожном, суд приходит к выводу, что данные слова являются бранным, то есть оскорбительным для истца, а действия ответчика направлены на унижение личного достоинства истца, носит крайне негативную экспрессивно-эмоциональную оценку личности, понижают ее социальный статус и посягают на принадлежащие ей нематериальные блага, в виде мнения о ее личности в обществе, в результате чего ответчиком причинен истцу моральный вред, взыскание компенсации которого истец вправе требовать с ответчика.
Факт содержания оскорбительных фраз содержится в общем доступе в социальной сети «Вконтакте», а также в социальной сети «Instagram» (запрещенной на территории Российской Федерации) открыто, данный факт ответчиком не оспаривается.
В нарушение требований ст. 56,57 ГПК РФ доказательств, свидетельствующих о том, что ответчик не оскорблял истца, суду не представлено.
В порядке, предусмотренном ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
При определении размера компенсации морального вреда, суд учитывает конкретные обстоятельства дела, характер нравственных страданий истца, характер и содержание высказываний, степень вины ответчика, индивидуальные особенности истца, поэтому размер компенсации морального вреда подлежит возмещению с ответчика в размере 5 000 рублей с учетом принципа разумности и справедливости.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" п. 12 расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, ст. 112 КАС РФ, ч. 2 ст. 110 АПК РФ).
Суд, учитывая объём заявленных требований, сложность дела, объём оказанных юридических услуг, время, необходимое на подготовку процессуальных документов, полагает, что доводы ответчика о несоразмерности указанных расходов по оплате юридических услуг состоятельны и с ответчика подлежат взысканию расходы на оплату юридических услуг в размере – 5 000,00 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
исковое заявление Опалинской К.Е. к Щегловой В.Н. о возмещении морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать со Щегловой В.Н. в пользу Опалинской К.Е. компенсацию морального вреда, причиненного вследствие оскорбления в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.
Взыскать со Щегловой В.Н. в пользу Опалинской К.Е. процессуальные издержки в виде расходов на оплату юридических услуг в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.
В остальной части заявленных требований истцу Опалинской К.Е. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Первомайский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 13.03.2024 года.
Председательствующий