Дело № 2-1841/2023 14 сентября 2023 года город Котлас
29RS0008-01-2023-002425-32
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
Котласский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Смирнова Д.В.
при секретаре Шмаковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савельевой Ю. С. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконным решения об отказе в осуществлении перерасчета страховой пенсии по старости, возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости,
установил:
Савельева Ю.С. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - ОСФР по Архангельской области и НАО, Отделение) о признании незаконным решения об отказе в осуществлении перерасчета страховой пенсии по старости, возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости.
В обоснование требований указала, что с 2017 года она является получателем страховой пенсии по старости и размер ее пенсии на 18 июля 2022 года составлял 16 593 рубля 36 копеек. С 1 августа 2022 года выплата пенсии прекращена на основании поданного истцом 18 июля 2022 года заявления об отказе в получении страховой пенсии. На основании заявления истца от 9 августа 2022 года выплата страховой пенсии возобновлена с 1 сентября 2023 года, при этом ее размер составил 21 071 рубль 54 копейки. В июне 2023 года данный размер пенсии признан Отделением ошибочным и произведен перерасчет в сторону уменьшения до 16 593 рублей 36 копеек. Истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете страховой пенсии в сторону увеличения, в удовлетворении которого Отделением отказано, в связи с чем заявлен иск.
Истец Савельева Ю.С. в судебном заседании требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Амросова Е.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на законность действий ОСФР по Архангельской области и НАО. Представила письменные возражения на иск.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.
Рассмотрев исковое заявление, заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии с 1 января 2015 года устанавливаются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ, Закон о страховых пенсиях).
Согласно ч. 4 ст. 5 Закона № 400-ФЗ обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 22 Закона № 400-ФЗ).
На основании п. 5 ч. 1 ст. 25 Закона № 400-ФЗ прекращение выплаты страховой пенсии производится, в том числе и в случае отказа пенсионера от получения назначенной страховой пенсии - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление пенсионера.
Восстановление выплаты страховой пенсии производится при подаче пенсионером заявления о восстановлении выплаты страховой пенсии после отказа от ее получения на основании пункта 5 части 1 настоящей статьи - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление пенсионера (п. 3 ч. 3 ст. 25 Закона № 400-ФЗ).
При восстановлении выплаты страховой пенсии право на страховую пенсию не пересматривается. При этом размер указанной пенсии определяется заново в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. В случае, если при восстановлении выплаты страховой пенсии ее размер не достигает размера страховой пенсии, установленного на день прекращения выплаты указанной страховой пенсии, пенсионеру восстанавливается страховая пенсия в прежнем, более высоком размере (п. 4 ч. 3 ст. 25 Закона № 400-ФЗ).
При восстановлении выплаты страховой пенсии по старости, выплата которой была прекращена в связи с отказом от ее получения, или при назначении указанной пенсии вновь учитывается сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов и коэффициентов за иные засчитываемые в страховой стаж периоды, имевшие место до назначения страховой пенсии впервые, за периоды после назначения страховой пенсии впервые, за которые выплата указанной пенсии или иной пенсии либо ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренных законодательством Российской Федерации (за исключением граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации), не осуществлялась, но не ранее чем с 1 января 2015 года (п. 6 ч. 3 ст. 25 Закона № 400-ФЗ).
Судом установлено, что Савельева Ю.С. с 30 сентября 2017 года является получателем страховой пенсии по старости.
18 июля 2022 года истец обратилась в Отделение с заявлением об отказе от получения страховой пенсии в порядке п. 5 ч. 1 ст. 25 Закона № 400-ФЗ.
Размер пенсии истца на указанную дату составлял 16 593 рубля 36 копеек.
С 1 августа 2022 года выплата пенсии истцу прекращена.
9 августа 2022 года истец представила ответчику заявление о восстановлении выплаты пенсии.
С 1 сентября 2022 года выплата пенсии восстановлена, при этом размер пенсии определен с учетом индексации, как для неработающего пенсионера и составил 21 071 рубль 54 копейки.
Решением Отделения от 22 мая 2023 года ошибка, допущенная при расчете пенсии устранена, размер пенсии Савельевой Ю.С. с 1 июня 2023 года вновь составил 16 593 рубля 36 копеек.
Доводы истца, что ответчиком необоснованно размер ее пенсии рассчитан без учета индексации, отклоняется судом.
Согласно ст. 15, ст. 16 Закона № 400-ФЗ ежемесячная выплата страховой пенсии состоит из размера страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается ч. 1 ст. 16 Закона № 400-ФЗ.
На основании ч. 6 ст. 16 Закона № 400-ФЗ размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.
Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» введена ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ.
На основании ч. 1 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В соответствии с ч. 4, 5 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При этом пенсионеры вправе представить в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности в порядке, предусмотренном частями 2 и 4 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Таким образом, установлена дифференциация правового регулирования антиинфляционной защиты страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней в зависимости от того, сопровождалось ли наступление страхового случая в виде достижения пенсионного возраста (наступления инвалидности) утратой заработка (пункты 1 и 6 статьи 3 Федерального закона «О страховых пенсиях», подпункт 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», абзац второй статьи 3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, такая дифференциация не может рассматриваться как нарушающая права застрахованных лиц, поскольку конституционный принцип равенства, гарантируя одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, не исключает возможность установления дифференцированного режима для различных категорий лиц, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами и не носит произвольного, дискриминирующего характера (Постановление от __.__.__ №-П; определения от __.__.__ №-О, от __.__.__ №-О и др.).
Частью 13 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» до 1 января 2025 года приостановлено действие, в том числе ч. 6 ст. 16 Закона № 400-ФЗ.
По состоянию на дату вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 385-ФЗ размер фиксированной выплаты к страховой пенсии составлял 4 383 рубля 59 копеек.
С 1 февраля 2016 года размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной ч. 1 ст. 16 Закона № 400-ФЗ, был проиндексирован на коэффициент, равный 1,04, и установлен в сумме, равной 4558 рублей 93 копейки (ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 385-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 385-ФЗ индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с ч. 1 и 3 ст. 5 настоящего Федерального закона с 1 февраля 2016 года не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона. Факт осуществления иной деятельности устанавливается на основании сведений о регистрации в качестве страхователя в Пенсионном фонде Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Часть 6 ст. 75 Конституции Российской Федерации, внесенная Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», предусматривает осуществление индексации пенсий не реже одного раза в год, однако не определяет механизма такой индексации, относя его установление к полномочиям законодателя.
Следовательно, законодатель, как и до вступления в силу данного Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, обладает широкой дискрецией при выборе критериев индексации пенсий, выступающей в качестве антиинфляционной меры и имеющей целью не допустить снижения жизненного уровня получателей пенсий. Кроме того, он вправе изменять их, учитывая финансово-экономические возможности государства на соответствующем этапе его развития и соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, стабильности и гарантированности прав граждан, а также признания достоинства личности во всех сферах правового регулирования, с тем чтобы гарантируемый государством уровень материального обеспечения пенсионеров во всяком случае не ставил под сомнение саму возможность их достойной жизни и не умалял бы их человеческое достоинство (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2005 года № 17-О, от 28 сентября 2017 года № 2091-О, от 25 октября 2018 года № 2706-О, от 25 апреля 2019 года № 1088-О и др.).
Как установлено судом, пенсия истца Савельевой Ю.С. состоит из страховой пенсии в размере 6498 рублей 02 копеек, фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере 4805 рублей 11 копеек, повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере 1441 рубля 53 копеек.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что истец является работающим пенсионером, что так же подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Данных об обращении истца в пенсионный орган об изменении ее статуса как неработающего пенсионера, материалы дела не содержат.
При изложенных обстоятельствах, исходя из названных положений законодательства, ввиду того, что Савельева Ю.С. является работающим пенсионером, выплата ей пенсии обоснованно производится пенсионным органом без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Доводы истца, что ст. 26.1 Закона о страховых пенсиях, исключающая индексацию (увеличение) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии для работающих пенсионеров, не содержит указания о перерасчете пенсии в случае ее восстановления отклоняются судом.
По смыслу названных положений закона, приостановление выплаты страховой пенсии в связи с отказом пенсионера от ее получения не является основанием для соответствующего перерасчета страховой пенсии, как для не работающего пенсионера.
Таким образом, исковые требования Савельевой Ю.С. к Отделению о признании незаконным решения об отказе в осуществлении перерасчета страховой пенсии по старости, возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в иске Савельевой Ю. С. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконным решения об отказе в осуществлении перерасчета страховой пенсии по старости, возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Котласский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Д.В. Смирнов
Мотивированное решение составлено 21 сентября 2023 года.