Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-170/2019 ~ М-71/2019 от 15.02.2019

Гр. дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 марта 2019 года <адрес>

    Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи ФИО7 с участием представителя истца - помощника прокурора <адрес> ФИО2, при секретаре ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> РД к администрации МР «<адрес>», ФИО4 о признании недействительным(незаконным) постановление главы МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «о выделении земельного участка ФИО4 для организации рыборазводного хозяйства из земель ГЗФ», о признании недействительной кадастровой записи о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 05:08:000064:87, площадью 2 га,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> РД обратился в суд с иском к администрации МР «<адрес>», ФИО4 о признании недействительным(незаконным) постановление главы МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «о выделении земельного участка ФИО4 для организации рыборазводного хозяйства из земель ГЗФ», о признании недействительной кадастровой записи о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 05:08:000064:87, площадью 2 га, указывая на то, что прокуратурой <адрес> в соответствии с поручением прокуратуры Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка по информации начальника УФСБ России по <адрес> ФИО1 о нарушениях законодательства при предоставлении земельных участков в рекреационной зоне Каспийского моря

В ходе проверки установлено, что постановлением главы муниципального образования «<адрес>» (ныне - муниципальный район «<адрес>») от 29.09.2005г. ФИО4 предоставлен земельный участок общей площадью 2 га из земель ГЗФ в кадастровом квартале 05:08:000064, расположенный в <адрес> южнее рыбзавода для организации рыборазводного хозяйства в аренду сроком на 49 лет. 08.10.2008г. согласно кадастровой выписке, выданной Каякентским территориальным межрайонным отделом Управления Роснедвижимости по <адрес> (ныне не функционирует), указанный земельный участок постановлен на государственный кадастровый учет с присвоением земельному участку кадастрового номера 05:08:000064:87 как земли особо охраняемых территорий и объектов. Однако согласно выписке из ЕГРН от 14.05.2018г. данный земельный участок имеет категорию земель населенных пунктов.

Предоставление земельного участка ФИО4, постановка на государственный кадастровый учет и перевод данного земельного участка из категории земель особо охраняемых территорий и объектов в земли населенных пунктов осуществлены с грубым нарушением требований земельного законодательства.

Прежде всего, при принятии оспариваемого постановления районной администрацией не соблюдены требования ранее действовавшей нормы пункта 1 ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации (статья утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ), согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, для чего эти органы обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), а также и заблаговременную публикацию такой информации.

Более того, на момент проверки между арендодателем в лице администрации MP «<адрес>» и арендатором в лице ФИО4 не заключен договор аренды земельного участка и соответственно не зарегистрировано право ФИО4 на спорный земельный участок в органах Росреестра, что подтверждается полученными из Росреестра по РД данными (ответ Управления Росреестра по РД от 27.04.2018г. -исх-00623/18-07-В) и объяснениями ФИО4

Между тем согласно п.6 ст.34 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления, договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в орган местного самоуправления, а в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия решения.

Не соблюдены требования действующего законодательства при переводе (изменений) спорного земельного участка из категории земель особо охраняемых территорий и объектов в категорию земель населенных пунктов. Согласно ч.1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.

Однако эти требования приведенной выше нормы закона не соблюдены, в представленных Управлением Росреестра по РД материалах кадастрового дела отсутствуют какие-либо документы, послужившие основанием для перевода спорного земельного участка из категории земель особо охраняемых территорий и объектов в категорию земель населенных пунктов.

Согласно п.1 ст.83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. При этом пунктом 2 названной статьи ЗК РФ предусмотрено, что границы сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

Согласно п.1 ст.84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

В ходе проверки факт расположения земельного участка с кадастровым номером 05:08:000064:87 в границах какого-либо сельского поселения района не установлен, что соответственно исключает возможность перевода указанного земельного участка из земель иных категорий в земли населенных пунктов.

Более того, спорный земельный участок ФИО4 не использовался и не используется по настоящее время по целевому назначению, а также не уплачивается им арендная плата за земельный участок.

Согласно оспариваемому постановлению в случае нецелевого использования земельного участка в течение 3-х лет участок подлежит изъятию.

Учитывая, что принятием оспариваемого постановления и постановкой земельного участка на государственный кадастровый учет допущены нарушения в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, прокурор района обратился в суд в защиту интересов MP «<адрес>» Республики Дагестан.

Также учитывая, что согласно ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав), то Управление Росреестра по РД привлекается по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения.Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.3 ст.З5 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

    Представитель прокуратуры <адрес> РД ФИО2 в судебном заседании полностью поддержал исковые требования по основаниям указанным в исковом заявлении и просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика администрации МР «<адрес>» при рассмотрении дела в судебном заседании участие не принимал, хотя был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела.

    Ответчик ФИО4 при рассмотрении дела в судебном заседании участие не принимал, хотя был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела.

Представитель третьего лица -Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии РФ по РД при рассмотрении дела в судебном заседании участие не принимал, хотя был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела.

    Суд, выслушав объяснения участника процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора района по следующим основаниям.

    Из исследованного в судебном заседании постановления главы МО « <адрес>» от 29.09.2005г. следует, что указанным постановлением ФИО4 выделен земельный участок общей площадью 2 га из земель ГЗФ в кадастровом квартале , расположенный южнее рыбзавода для организации рыборазводного хозяйства в аренду сроком на 49 лет.

    Из кадастровой выписки о земельном участке на земельный участок с кадастровым номером 05:08:000064:87 следует, что межрайонным(территориальным) отделом №<адрес> ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок с кадастровым поставлен на кадастровый учет и указанный земельный участок относится к землям особо охраняемых территорий и объектов.

    Из письменного объяснения ответчика ФИО4 усматривается, что в 2005г. он обратился к главе МР «<адрес>» ФИО6 с заявлением о выделении ему земельного участка для организации рыборазводного хозяйства. <адрес> рассмотрев его заявление издал постановление о выделении ему земельного участка для организации рыборазводного хозяйства. Затем он подготовил документы для постановки выделенного земельного участка на кадастровый учет, и направил их в Каякентский территориальный отдел Роснедвижимости по РД.

Кто поставил данный земельный участок на государственный кадастровый учет и по инициативе кого именно изменена категория земельного участка, он не может сказать. Данный земельный участок ему не нужен и он не против отмены постановления главы от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно выписке из ЕГРН от 14.05.2018г. данный земельный участок имеет категорию земель населенных пунктов.

Суд приходит к выводу, что предоставление земельного участка ФИО4, постановка на государственный кадастровый учет и перевод данного земельного участка из категории земель особо охраняемых территорий и объектов в земли населенных пунктов осуществлены с грубым нарушением требований земельного законодательства.

В соответствии с п.1 ст.34 ЗК РФ действовавшей на момент выделения земельного участка, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, для чего эти органы обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), а также и заблаговременную публикацию такой информации.

Между арендодателем в лице администрации MP «<адрес>» и арендатором в лице ФИО4 не заключен договор аренды земельного участка и соответственно не зарегистрировано право ФИО4 на спорный земельный участок в органах Росреестра, что подтверждается полученными из Росреестра по РД данными (ответ Управления Росреестра по РД от 27.04.2018г. -исх-00623/18-07-В) и объяснениями ФИО4

Согласно п.6 ст.34 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления, договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в орган местного самоуправления, а в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия решения.

Также, администрацией района не соблюдены требования действующего законодательства при переводе (изменений) спорного земельного участка из категории земель особо охраняемых территорий и объектов в категорию земель населенных пунктов.

Согласно ч.1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.

В представленных Управлением Росреестра по РД материалах кадастрового дела отсутствуют какие-либо документы, послужившие основанием для перевода спорного земельного участка из категории земель особо охраняемых территорий и объектов в категорию земель населенных пунктов.

Согласно п.1 ст.83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. При этом пунктом 2 названной статьи ЗК РФ предусмотрено, что границы сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

Согласно п.1 ст.84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Представленными в суд материалами проверки факт расположения земельного участка с кадастровым номером 05:08:000064:87 в границах какого-либо сельского поселения района не установлен, что соответственно исключает возможность перевода указанного земельного участка из земель иных категорий в земли населенных пунктов.

Более того, спорный земельный участок ФИО4 не использовался и не используется по настоящее время по целевому назначению, а также не уплачивается им арендная плата за земельный участок.

Согласно оспариваемому постановлению в случае нецелевого использования земельного участка в течение 3-х лет участок подлежит изъятию.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора района.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным(незаконным) постановление главы МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «о выделении земельного участка ФИО4 для организации рыборазводного хозяйства из земель ГЗФ»

Признать недействительной кадастровую запись о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 05:08:000064:87, площадью 2 га.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через районный суд.

Судья: З.И. Алибулатов.

2-170/2019 ~ М-71/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Каякентского района РД
Ответчики
Агаев Шамиль Казимбекович
Администрация МР Каякентский район
Суд
Каякентский районный суд Республики Дагестан
Судья
Алибулатов Зияудин Ибрагимович
Дело на странице суда
kajakentskiy--dag.sudrf.ru
15.02.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.02.2019Передача материалов судье
18.02.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.03.2019Подготовка дела (собеседование)
07.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2019Судебное заседание
14.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2019Дело оформлено
10.06.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее