Гр. дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 марта 2019 года <адрес>
Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи ФИО7 с участием представителя истца - помощника прокурора <адрес> ФИО2, при секретаре ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> РД к администрации МР «<адрес>», ФИО4 о признании недействительным(незаконным) постановление главы МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № «о выделении земельного участка ФИО4 для организации рыборазводного хозяйства из земель ГЗФ», о признании недействительной кадастровой записи о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 05:08:000064:87, площадью 2 га,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> РД обратился в суд с иском к администрации МР «<адрес>», ФИО4 о признании недействительным(незаконным) постановление главы МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № «о выделении земельного участка ФИО4 для организации рыборазводного хозяйства из земель ГЗФ», о признании недействительной кадастровой записи о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 05:08:000064:87, площадью 2 га, указывая на то, что прокуратурой <адрес> в соответствии с поручением прокуратуры Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка по информации начальника УФСБ России по <адрес> ФИО1 о нарушениях законодательства при предоставлении земельных участков в рекреационной зоне Каспийского моря
В ходе проверки установлено, что постановлением главы муниципального образования «<адрес>» (ныне - муниципальный район «<адрес>») от 29.09.2005г. № ФИО4 предоставлен земельный участок общей площадью 2 га из земель ГЗФ в кадастровом квартале 05:08:000064, расположенный в <адрес> южнее рыбзавода № для организации рыборазводного хозяйства в аренду сроком на 49 лет. 08.10.2008г. согласно кадастровой выписке, выданной Каякентским территориальным межрайонным отделом № Управления Роснедвижимости по <адрес> (ныне не функционирует), указанный земельный участок постановлен на государственный кадастровый учет с присвоением земельному участку кадастрового номера 05:08:000064:87 как земли особо охраняемых территорий и объектов. Однако согласно выписке из ЕГРН от 14.05.2018г. данный земельный участок имеет категорию земель населенных пунктов.
Предоставление земельного участка ФИО4, постановка на государственный кадастровый учет и перевод данного земельного участка из категории земель особо охраняемых территорий и объектов в земли населенных пунктов осуществлены с грубым нарушением требований земельного законодательства.
Прежде всего, при принятии оспариваемого постановления районной администрацией не соблюдены требования ранее действовавшей нормы пункта 1 ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации (статья утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ), согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, для чего эти органы обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), а также и заблаговременную публикацию такой информации.
Более того, на момент проверки между арендодателем в лице администрации MP «<адрес>» и арендатором в лице ФИО4 не заключен договор аренды земельного участка и соответственно не зарегистрировано право ФИО4 на спорный земельный участок в органах Росреестра, что подтверждается полученными из Росреестра по РД данными (ответ Управления Росреестра по РД от 27.04.2018г. №-исх-00623/18-07-В) и объяснениями ФИО4
Между тем согласно п.6 ст.34 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления, договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в орган местного самоуправления, а в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия решения.
Не соблюдены требования действующего законодательства при переводе (изменений) спорного земельного участка из категории земель особо охраняемых территорий и объектов в категорию земель населенных пунктов. Согласно ч.1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.
Однако эти требования приведенной выше нормы закона не соблюдены, в представленных Управлением Росреестра по РД материалах кадастрового дела отсутствуют какие-либо документы, послужившие основанием для перевода спорного земельного участка из категории земель особо охраняемых территорий и объектов в категорию земель населенных пунктов.
Согласно п.1 ст.83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. При этом пунктом 2 названной статьи ЗК РФ предусмотрено, что границы сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Согласно п.1 ст.84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
В ходе проверки факт расположения земельного участка с кадастровым номером 05:08:000064:87 в границах какого-либо сельского поселения района не установлен, что соответственно исключает возможность перевода указанного земельного участка из земель иных категорий в земли населенных пунктов.
Более того, спорный земельный участок ФИО4 не использовался и не используется по настоящее время по целевому назначению, а также не уплачивается им арендная плата за земельный участок.
Согласно оспариваемому постановлению в случае нецелевого использования земельного участка в течение 3-х лет участок подлежит изъятию.
Учитывая, что принятием оспариваемого постановления и постановкой земельного участка на государственный кадастровый учет допущены нарушения в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, прокурор района обратился в суд в защиту интересов MP «<адрес>» Республики Дагестан.
Также учитывая, что согласно ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав), то Управление Росреестра по РД привлекается по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения.Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п.3 ст.З5 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Представитель прокуратуры <адрес> РД ФИО2 в судебном заседании полностью поддержал исковые требования по основаниям указанным в исковом заявлении и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МР «<адрес>» при рассмотрении дела в судебном заседании участие не принимал, хотя был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела.
Ответчик ФИО4 при рассмотрении дела в судебном заседании участие не принимал, хотя был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела.
Представитель третьего лица -Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии РФ по РД при рассмотрении дела в судебном заседании участие не принимал, хотя был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела.
Суд, выслушав объяснения участника процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора района по следующим основаниям.
Из исследованного в судебном заседании постановления главы МО « <адрес>» № от 29.09.2005г. следует, что указанным постановлением ФИО4 выделен земельный участок общей площадью 2 га из земель ГЗФ в кадастровом квартале №, расположенный южнее рыбзавода № для организации рыборазводного хозяйства в аренду сроком на 49 лет.
Из кадастровой выписки о земельном участке на земельный участок с кадастровым номером 05:08:000064:87 следует, что межрайонным(территориальным) отделом №<адрес> ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок с кадастровым № поставлен на кадастровый учет и указанный земельный участок относится к землям особо охраняемых территорий и объектов.
Из письменного объяснения ответчика ФИО4 усматривается, что в 2005г. он обратился к главе МР «<адрес>» ФИО6 с заявлением о выделении ему земельного участка для организации рыборазводного хозяйства. <адрес> рассмотрев его заявление издал постановление о выделении ему земельного участка для организации рыборазводного хозяйства. Затем он подготовил документы для постановки выделенного земельного участка на кадастровый учет, и направил их в Каякентский территориальный отдел № Роснедвижимости по РД.
Кто поставил данный земельный участок на государственный кадастровый учет и по инициативе кого именно изменена категория земельного участка, он не может сказать. Данный земельный участок ему не нужен и он не против отмены постановления главы от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно выписке из ЕГРН от 14.05.2018г. данный земельный участок имеет категорию земель населенных пунктов.
Суд приходит к выводу, что предоставление земельного участка ФИО4, постановка на государственный кадастровый учет и перевод данного земельного участка из категории земель особо охраняемых территорий и объектов в земли населенных пунктов осуществлены с грубым нарушением требований земельного законодательства.
В соответствии с п.1 ст.34 ЗК РФ действовавшей на момент выделения земельного участка, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, для чего эти органы обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), а также и заблаговременную публикацию такой информации.
Между арендодателем в лице администрации MP «<адрес>» и арендатором в лице ФИО4 не заключен договор аренды земельного участка и соответственно не зарегистрировано право ФИО4 на спорный земельный участок в органах Росреестра, что подтверждается полученными из Росреестра по РД данными (ответ Управления Росреестра по РД от 27.04.2018г. №-исх-00623/18-07-В) и объяснениями ФИО4
Согласно п.6 ст.34 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления, договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в орган местного самоуправления, а в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия решения.
Также, администрацией района не соблюдены требования действующего законодательства при переводе (изменений) спорного земельного участка из категории земель особо охраняемых территорий и объектов в категорию земель населенных пунктов.
Согласно ч.1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.
В представленных Управлением Росреестра по РД материалах кадастрового дела отсутствуют какие-либо документы, послужившие основанием для перевода спорного земельного участка из категории земель особо охраняемых территорий и объектов в категорию земель населенных пунктов.
Согласно п.1 ст.83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. При этом пунктом 2 названной статьи ЗК РФ предусмотрено, что границы сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Согласно п.1 ст.84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Представленными в суд материалами проверки факт расположения земельного участка с кадастровым номером 05:08:000064:87 в границах какого-либо сельского поселения района не установлен, что соответственно исключает возможность перевода указанного земельного участка из земель иных категорий в земли населенных пунктов.
Более того, спорный земельный участок ФИО4 не использовался и не используется по настоящее время по целевому назначению, а также не уплачивается им арендная плата за земельный участок.
Согласно оспариваемому постановлению в случае нецелевого использования земельного участка в течение 3-х лет участок подлежит изъятию.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора района.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным(незаконным) постановление главы МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № «о выделении земельного участка ФИО4 для организации рыборазводного хозяйства из земель ГЗФ»
Признать недействительной кадастровую запись о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 05:08:000064:87, площадью 2 га.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через районный суд.
Судья: З.И. Алибулатов.