Адм. дело № 5-962/2021
УИД 21RS0025-01-2021-002328-75
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о возвращении протокола
об административном правонарушении
26 апреля 2021 г. г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Волкова Е.Н., рассмотрев протокол об административном правонарушении, составленный дата начальником муниципального казенного учреждения «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Чебоксары» ФИО3 в отношении общества с ограниченной ответственностью «БИЛЛИОН», ОГРН -----, ИНН -----, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
На основании определения судьи Московского районного суда г. Чебоксары от дата материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «БИЛЛИОН», ОГРН -----, ИНН ----- (далее – ООО «БИЛЛИОН») направлены по подведомственности в Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Из представленных материалов следует, что дата начальником муниципального казенного учреждения «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Чебоксары» (далее – МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Чебоксары») ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «БИЛЛИОН» о совершении индивидуальным предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В обозначенном протоколе указано, что ООО «БИЛЛИОН» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах: дата в 14 час. 21 мин. в принадлежащем ------», расположенном по адресу: адрес, в нарушение п. 6 Указа Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 г. № 166 «О мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Чувашской Республики» сотрудники кафе обслуживали посетителей, которые находились без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски), то есть не организован дезинфекционный режим.
К протоколу приложен акт фиксации нарушений ----- от дата, составленный главным специалистом-экспертом сектора торговли администрации Московского района г. Чебоксары ФИО4 и инспектором ПДН ЛП ----- УМВД России по г. Чебоксары ФИО5 в присутствии управляющей кафе ФИО6, фотоматериал, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от дата, уведомление от дата о направлении определения и назначении рассмотрения административного дела, составлении протокола об административном правонарушении на 11 час. 00 мин. дата, отчет об отслеживании с почтовым идентификатором 42802457048378, сопроводительное письмо о направлении протокола об административном правонарушении в адрес ООО «БИЛЛИОН», выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).
В протоколе об административном правонарушении указано, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не явилось.
Сведения о разъяснении лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, положений ст.ст. 25.1, 25.4 КоАП РФ отсутствуют, протокол об административном правонарушении не вручен. Указанный протокол направлен ООО «БИЛЛИОН» дата.
Исследовав представленные суду материалы дела об административном правонарушении, считаю, что административный материал подлежит возвращению должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении для устранения недостатков, исходя из следующего.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Из анализа указанных норм следует, что исправление недостатков протокола об административном правонарушении, внесение в него исправлений, изменений и дополнений, соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также устранение неполноты представленных материалов осуществляется в случае возвращения протокола органу или должностному лицу, его составившим.
Судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения, проверить полномочие должностного лица, составившего протокол, и сведения о лице, совершившим правонарушение, а также соблюдение порядка оформления протокола.
При этом, исходя из приведенных положений КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5), в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол (за исключением случаев, предусмотренных ст.28.4, ч.ч. 1, 3 и 4 ст.28.6 КоАП РФ), в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства, свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении, составленный административным органом с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ, не может служить основанием для привлечения к административной ответственности и влечет за собой отмену постановления о привлечении к административной ответственности, независимо от наличия или отсутствия состава административного правонарушения в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности.В соответствии с ч.1 ст.25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Несмотря на то, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в адрес ООО «БИЛЛИОН» направлено уведомление, нельзя признать соблюдение прав юридического лица в ходе производства по делу.
При обнаружении дата (согласно акту) события, содержащего признаки административного правонарушения, протокол об административном правонарушении не составлен. При составлении акта законный представитель юридического лица не присутствовал, права и обязанности ему не разъяснены.
Из представленного материала не следует, что извещение административного органа о необходимости явки на составление протокола, было получено адресатом или в адрес отправителя к моменту составления протокола вернулось почтовое отправление с отметкой «истек срок хранения». Согласно отчету об отслеживании почтового отправления с идентификатором 42802457048378 извещение в адрес лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, направлено дата, дата зафиксирована «неудачная попытка вручения».
Как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в п. 6 постановления Пленума от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений.
Таким образом, фиксация факта доставки извещения в адрес лица, привлекаемого к административной ответственности, в представленном материале отсутствует.
Кроме того, описание в протоколе об административном правонарушении события не соответствует диспозиции ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, является невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
В описании события административного правонарушения не указано, какое именно бездействие по невыполнению Указа Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 г. № 166 «О мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Чувашской Республики» совершено, отсутствуют сведения о том, что действия (бездействие) совершены в период введения режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации введении, т.е. объективная сторона правонарушения в протоколе об административном правонарушении отсутствует.
Также при производстве по делу об административном правонарушении не соблюдены требования КоАП РФ, регулирующие проведение административного расследования.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ в случаях, если после выявления административного правонарушения в области законодательства об охране здоровья граждан, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, а также в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.1.1, 7.27, 13.41, 20.6.1 настоящего Кодекса, проводится административное расследование.
дата начальником МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Чебоксары» Родионовым В.В. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
С указанной даты какие-либо действия по административному расследованию в соответствии с КоАП РФ не проводились: законный представитель юридического лица ООО «БИЛЛИОН» не опрошен, предусмотренные ст.ст. 25.1, 25.5 КоАП РФ права ему не разъяснены, не опрошены лица, составившие акт фиксации нарушений и присутствовавшие при его составлении, отсутствуют данные о лицах, находившихся без средства индивидуальной защиты, они не опрошены, отсутствуют данных о работниках общества, обслужившихся находившихся без средств индивидуальной защиты посетителей, не установлено нахождение обслуживающих лиц в трудовых или договорных отношениях с обществом, не получены иные доказательства совершения ООО «БИЛЛИОН» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Все имеющиеся в деле доказательства получены дата (акт, фотоматериал). Какие-либо процессуальные действия, направленные на административное расследования, не совершены, выписка из ЕГРЮЛ могла быть получена в любо время, так как находится в общем доступе, что не требовало проведение административного расследования.
Учитывая отсутствие собранных доказательств после вынесения дата определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, проведение административного расследования не обеспечено.
Отсутствие достоверных данных об обстоятельствах совершения административного правонарушения лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и разъяснении ему прав, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ, создает для суда условия, в которых невозможна полноценная реализация судьей своих полномочий в соответствии с нормами КоАП РФ. Данный недостаток не может быть восполнен судом.
Согласно ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, в числе прочего, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела. По данному вопросу судом в случае необходимости выносится определение (ст. 29.4 КоАП РФ).
Руководствуясь ст. 29.6 КоАП РФ, судья
определил:
Возвратить протокол об административном правонарушении от дата, составленный начальником муниципального казенного учреждения «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Чебоксары» ФИО3 в отношении общества с ограниченной ответственностью «БИЛЛИОН», ОГРН -----, ИНН -----, об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с приложенными материалами в муниципальное казенное учреждение «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям адрес» для устранения недостатков.
Судья Е.Н. Волкова