Гражданское дело № 2-399/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 июля 2019 года пос. Ува Удмуртской Республики
Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Лобанова Е.В.
при секретаре судебного заседания Шишкиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению казенного учреждения Удмуртской Республики «Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики» к КВП и КПН о возмещении вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза при движении по автомобильной дороге,
У С Т А Н О В И Л:
Казенное учреждение Удмуртской Республики «Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики» (далее – Управление) обратилось в суд с исковым заявлением к КВП и КПН о возмещении вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза при движении по автомобильной дороге, мотивируя требования следующим.
16.03.2016 года на пункте весового контроля Казенного учреждения УР «Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики», расположенном на 15 км автомобильной дороги «Ува-Сюмси», выявлено нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов транспортным средством – МАЗ 5440А5-330-031, государственный регистрационный номер – *** принадлежащий КВП под управлением водителя КПН, о чем составлен акт №413 от 16.03.2016 года о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.
По результатам взвешивания выявлены нарушения в виде превышения осевой нагрузки, в том числе, грузовой автомобиль МАЗ 5440А5-330-031, государственный регистрационный номер ***, имел осевые нагрузки: на вторую ось – 10,81 тонн, с учетом погрешности 10,77 тонн, при допустимой нагрузке 10 тонн, на четвертую ось – 11,27 тонн, с учетом погрешности – 11,23 тонн, при допустимой нагрузке 7,50 тонн, на пятую ось – 11,13 тонн, с учетом погрешности – 11,09 тонн, при допустимой нагрузке 7,50 тонн.
На момент осуществления перевозки у ответчика отсутствовало специальное разрешение, в соответствии с которым допускается движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
На основании Постановления Правительства УР от 26.04.2010 года №137 «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения» составлен расчет размера причиненного вреда, в соответствии с которым данный размер составил 60028 рублей.
В связи с изложенным Учреждение просит взыскать указанный ущерб с ответчиков. Кроме того, заявлены к взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000,84 рублей.
В судебном заседании представитель истца Учреждения, извещенный надлежащим образом, не участвовал, в исковом заявлении выразил просьбу о рассмотрении дела без участия представителя Учреждения.
Суд, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) рассмотрел гражданское дело без участия представителя истца.
В судебном заседании ответчик КПН исковые требования не признал, мотивировав свои возражения следующим. В момент перевозки он являлся наемным работником - водителем у ИП КВП (его супруги), имелся путевой лист, который не сохранился. Прицеп принадлежал КПН, тягач – КВП В акте, имеющемся в материалах дела, отсутствует подпись инспектора ДПС. Во время взвешивания весы стояли не горизонтально, не на полосе расположения транспортного средства, в связи с чем для взвешивания ему пришлось развернуться. Контрольных весов не имелось. Он осуществлял перевозку фанеры, которая была упакована, не должна была сместиться. До взвешивания на данном пункте весового контроля он прошел без нарушений два других пункта весового контроля.
В судебном заседании ответчик КВП исковые требования не признала, пояснила следующее. В день составления акта за рулем транспортного средства находился ее супруг КПН являвшийся в тот момент ее работником, т.к. она тогда являлась индивидуальным предпринимателем. О произошедшем ей известно со слов КПН Она согласна с доводами, приведенными КПН
Заслушав доводы ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, сотрудником Казенного учреждения Удмуртской Республики «Безопасность дорожного движения УР» 16.03.2016 года на пункте весового контроля ПВК-9 15 км автодороги Ува-Сюмси произведен весовой контроль транспортного средства – тягач МАЗ 5440А5, государственный регистрационный № *** принадлежащего КВП, с полуприцепом «ROLFO», государственный регистрационный № ***, принадлежащего КПН осуществлявшего движение под управлением водителя КПН
Взвешивание производилось на весовом оборудовании – весах автомобильных ВА-15с, НПВ 15 тонн, заводской номер 1794, принадлежащих КУ УР БДД УР. В паспорте весов стоит отметка о поверке, которая произведена 13.05.2015 года, срок поверки 1 год, то есть до 13.05.2016 года. Также взвешивание производилось на весах автомобильных ВА-15с, НПВ 15 тонн, заводской номер 1719, принадлежащих КУ УР БДД УР. В паспорте весов стоит отметка о поверке, которая произведена 02.04.2015 года, срок поверки 1 год, то есть до 02.04.2016 года.
В ходе проведения весового контроля выявлено превышение предельно допустимой нагрузки на оси транспортного средства, а именно, на второй оси – 10,81 тонн, с учетом погрешности 10,77 тонн, при допустимой нагрузке 10 тонн, на четвертой оси – 11,27 тонн, с учетом погрешности – 11,23 тонн, при допустимой нагрузке 7,50 тонн, на пятой оси – 11,13 тонн, с учетом погрешности – 11,09 тонн, при допустимой нагрузке 7,50 тонн, о чем составлен акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 16.03.2019 года, а также отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, предусмотренного частью 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №257-ФЗ).
Размер платы в счет возмещения вреда, нанесенного автомобильным дорогам, составил 60028 рублей.
До настоящего времени указанный ущерб ответчиками не возмещен.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17 июля 1998 №22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам государственной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Плата за провоз тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате. Таким образом, возникновение обязанности по уплате указанного платежа, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, основано на выборе способа транспортировки груза. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков возможно при доказанности совокупности нескольких условий (основания возмещения убытков): противоправность действий (бездействия) причинителя убытков, причинная связь между противоправными действиями (бездействием) и убытками, наличие и размер понесенных убытков. При этом для удовлетворения требований истца о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Законом №257-ФЗ.
Согласно статье 11 Закона №257-ФЗ установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, масса которых с грузом или без груза и (или) масса нагрузки в расчете на одну ось которых превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - транспортные средства, осуществляющие перевозки тяжеловесных грузов), и порядка определения размера такого вреда; порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, габариты которых с грузом или без него превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - транспортные средства, осуществляющие перевозки крупногабаритных грузов), порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Частью 7 статьи 12 Закона №257-ФЗ установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Согласно части 1 статьи 13.1 Закона №257-ФЗ государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственного транспортного надзора (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Указанным федеральным органом исполнительной власти является Министерство транспорта Российской Федерации.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики на основании распоряжения от 27.01.2010 года №104-р «О передаче автомобильных дорог от государственного учреждения «Управление автомобильными дорогами УР» Министерству транспорта и дорожного хозяйства УР является владельцем автомобильных дорог на праве оперативного управления.
В соответствии с Уставом казенного учреждения Удмуртской Республики «Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики» в актуальной редакции (далее по тексту – Устав) Учреждение создано в соответствии с распоряжением Правительства УР от 30.12.2002 года №1112 «О создании государственного учреждения «Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики».
В соответствии с распоряжением Правительства УР №300-р от 22.03.2018 года «О реорганизации казенного учреждения Удмуртской Республики «Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики» Учреждение реорганизовано в форме присоединения к нему казенного учреждения УР «Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики». Учреждение является правопреемником всех прав и обязанностей казенного учреждения УР «Безопасность дорожного движения УР» в соответствии с передаточным актом. В соответствии с п. 1.3 Устава учредителем Учреждения является Удмуртская Республика. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени УР в соответствии с распоряжением Правительства УР от 22.03.2018 года №300-р «О реорганизации казенного учреждения Удмуртской Республики» осуществляет Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики.
В соответствии с п. 2.311 Устава Учреждение осуществляет проверку весовых параметров транспортных средств, осуществляющих перевозки грузов, с целью выявления транспортных средств, общая масса или нагрузка на каждую ось которых превышает нормативные параметры, установленные действующим законодательством РФ при проезде по автомобильным дорогам УР и искусственным сооружением на них, в соответствии с категорий дорог и составление актов о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.
В соответствии с п. 2.3.12 Устава Учреждение осуществляет деятельность по расчету, начислению и взиманию платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам Удмуртской Республики тяжеловесными транспортными средствами, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам Удмуртской Республики.
Согласно части 1 статьи 31 Закона №257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
В части 6 статьи 31 Закона №257-ФЗ установлены требования для получения специального разрешения, указанного в части 1 или 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 8 статьи 31 Закона №257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортными средствами при перевозке тяжеловесных грузов.
В соответствии с пунктами 2.1.1.2 и 2.1.1.2.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 27.04.2011 г. №125, в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации, на контрольных пунктах осуществляется взвешивание транспортных средств с составлением акта по результатам взвешивания транспортного средства.
В акте по результатам взвешивания транспортного средства указывается: дата, время и место составления акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам, по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км); полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии). Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства.
В соответствии с приложением № 2 к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 года №272, нормативная расчетная осевая нагрузка для строенных осей автотранспортных средств определяется как сумма осевых масс путем деления на количество осей. Для дорог, рассчитанных на осевую нагрузку 10 тонн/ось сумма осевых масс для строенных осей с односкатными колёсами, оборудованными пневматической или эквивалентной ей подвеской, с указанным в акте межосевым расстоянием, составляет 22,5 тонн, а для дорог под нагрузку 6 тонн на ось – 13,5 тонн.
Нормативная расчетная осевая нагрузка транспортного средства высчитывается в соответствии с приложением №2 к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 года №272. Нормативная расчетная осевая нагрузка для строенных осей автотранспортных средств определяется как сумма осевых масс путем деления на количество осей.
Исходя из расчетных осевых нагрузок соответствующей автомобильной дороги, по которым следовало транспортное средство, и в соответствии с приложением №2 Постановления нормативная расчетная осевая нагрузка транспортного средства составляет:
а) на участках дорог 156 км, рассчитанных на осевую нагрузку 10 тонн/ось:
- первая ось не более 9 тонн, вторая ось не более 10 тонн, третья, четвертая и пятая оси не более 7,50 тонн на ось.
б) на участках дорог 8 км, рассчитанных на осевую нагрузку 6 тонн/ось:
- первая ось не более 5,50 тонн, вторая ось не более 6 тонн, третья, четвертая и пятая оси не более 4,50 тонн на ось.
Размер платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортными средствами, осуществлявшими перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Удмуртской Республики рассчитывается в зависимости от превышения значений допустимых осевых нагрузок над нормативными, установленными приложением № 2 к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом.
Возмещение вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации, а также порядок определения размера такого вреда осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 года №934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам РФ».
В соответствии с пунктом 2 Правил №934 внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
Пункт 3 Правил №934 предусматривает, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства, организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил №934 размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений предельно допустимой массы транспортного средства и предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
В таблице 2 приложения к названным Правилам установлен размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства
Факт превышения транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на оси подтверждается актом от 16.03.2016 года №413, подписанным водителем транспортного средства КПН с указанием на то, что в г. Кирове транспортное средство прошло двое контрольных весов, перегруза не установлено.
Согласно расчету размер платы по акту №413 от 16.03.2016 года в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством, при перевозке тяжеловесного груза по участкам автомобильных дорог УР, протяженностью 156 км составляет 60028 рублей.
Довод ответчика КПН о нарушении, допущенном при составлении акта №413 от 16.03.2016 года, заключившемся в отсутствии в данном акте подписи сотрудника ГИБДД, судом признается несостоятельным, виду того, что подпись сотрудника ГИБДД не является обязательной в соответствии с Порядком осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 27 апреля 2011 г. №125.
Взвешивание произведено в соответствии с положениями пунктов 2.2 и 2.2.2.1.2 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 27.04.2011 г. № 125 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля».
Использование при осуществлении весового контроля транспортных средств передвижных постов весового контроля не противоречит действующему законодательству. Указанная позиция согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.08.2003 г. №87-Г03-5.
Акт № 413 от 16.03.2016 года отвечает всем требованиям, предъявляемым законодательством РФ, был подписан должностным лицом, осуществившим взвешивание транспортного средства, и водителем.
Данных о том, что водителем заявлялось требование о повторном взвешивании транспортного средства с грузом в связи погрешностью весов, отклонением площадки, где установлены весы, либо других обстоятельств в акте № 413 от 16.03.2016 года не отражено.
Доказательств нарушения порядка взвешивания ответчиками не представлено.
Вина КВП и КПН заключается в неисполнении требований законодательства Российской Федерации об установлении допустимой нагрузки транспортного средства при передвижении по дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения.
Причинно-следственная связь между действиями ответчиков и возникшими убытками заключается в причинении дорожному полотну повреждений (в том числе способствующих разрушению полотна) ввиду нарушения ответчиками требований законодательства о перевозке тяжеловесных грузов (перевозка с превышением предельно допустимой осевой нагрузки и с отсутствием специального разрешения на такую перевозку).
Доказательств наличия специального разрешения на провоз тяжеловесного груза при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения ответчиками в материалы дела не представлено.
Исходя из приведенных выше норм, превышение значений предельно допустимых осевых нагрузок на указанные в акте оси транспортного средства, является самостоятельным основанием для возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам.
Расчет размера платы в счет возмещения вреда в соответствии с приложением №2 к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 года, судом проверен, признан верным.
Довод ответчика КПН о том, что помимо пункта ПВК-9 на 15 км автодороги «Ува-Сюмси» он прошел взвешивание на двух пунктах весового контроля без нарушений, материалами дела не подтверждается, также как и то, что транспортное средство двигалось с теми же осевыми нагрузками, что и на двух предыдущих пунктах весового контроля.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответчики как собственники транспортного средства в момент проведения процедуры взвешивания обязаны солидарно возмещать ущерб, причиненный при использовании транспортного средства – тягача МАЗ 5440А5, государственный регистрационный знак *** полуприцепа ROLFO ***, государственный регистрационный знак ***
Оснований для освобождения ответчиков от ответственности не имеется.
Каких-либо доказательств, подтверждающих имущественное положение, предоставляющее право на снижение суммы ущерба, в материалы дела не представлено.
В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
При подаче иска истцом была уплачена государственная пошлина в размере 2000,84 рублей (платежное поручение № 127405 от 21.11.2018 года), которая подлежит взысканию с ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление казенного учреждения Удмуртской Республики «Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики» к КВП и КПН о возмещении вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза при движении по автомобильной дороге, удовлетворить.
Взыскать солидарно с КВП и КПН в пользу казенного учреждения Удмуртской Республики «Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики» в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза при движении по автомобильной дороге, 60028 рублей, а также судебные расходы в размере 2000,84 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Увинский районный суд Удмуртской Республики.
Дата изготовления решения в окончательной форме 05.08.2019 года.
Судья Е.В. Лобанов