Мотивированное решение изготовлено 09.11.2023
УИД 89RS0004-01-2023-004017-79
Гражданское дело № 2-3338/2023
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08.11.2023 Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Зыряновой Ж.Л.,
при секретаре Кругляковой А.В.,
с участием представителя процессуального истца Черных Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Новый Уренгой, действующего в интересах Волокитиной Т.И. и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Уренгойтранскомпани» о признании факта начисления заработной платы, взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за вредные условия труда, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда, возложении обязанности провести специальную оценку рабочих мест,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Новый Уренгой ЯНАО, действующий в интересах Волокитиной Т.И. и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Уренгойтранскомпани» о признании факта начисления заработной платы, взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за вредные условия труда, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда, возложении обязанности провести специальную оценку рабочих мест.
В обоснование своих требований процессуальный истец указал, что прокуратурой города по обращению Волокитиной Т.И. проведена проверка исполнения трудового законодательства ответчиком. В ходе указанной проверки установлено, что материальный истец 03.07.2023 была принята на работу в ООО «Уренгойтранскомпани» на должность <данные изъяты>. В соответствии с пунктом 3.1 трудового договора, заработная плата состоит из должностного оклада в размере 16 300 рублей в месяц, районного коэффициента в размере 70%, северной надбавки 80%. 06.09.2023 трудовой договор расторгнут по соглашению сторон (п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ), однако при расторжении договора расчет с Волокитиной Т.И. произведен лишь частично, расчетные листки на руки не выданы. Из представленных в рамках проверки платежных документов следует, что за июль 2023 года работнику фактически выплачена заработная плата в размере 79 795 рублей (30.07.2023 – аванс 5000 рублей, 08.08.2023 – заработная плата за июль 2023 года в размере 20 300 рублей, 15.08.2023 – кассовые ордера на общую сумму 54 495 рублей (ордера б/н на суммы 2780 рублей, 2780 рублей, 865 рублей, 2800 рублей, 1490 рублей, 2780 рублей, 41 000 рублей). Между тем, из представленного расчетного листка за июль 2023 года следует, что начисления произведены лишь в размере 39 182 рубля 70 копеек. Поскольку заработная плата за июль фактически выплачена в большей сумме, нежели следует из расчетного листа, процессуальный истец полагает, что имеются основания для признания факта начисления ответчиком заработной платы в ее соответствующем действительности размере - 79 795 рублей. За август 2023 года, согласно расчетному листку, Волокитиной Т.И. произведено начисление заработной платы в размере 35 453 рубля (после вычета НДФЛ). При этом, фактически произведена лишь часть выплат – 18.08.2023 – в размере 10 000 рублей, 20.08.2023 в размере 10 000 рублей, 02.09.2023 – 2780 рублей. Таким образом, недоплата за август 2023 года составила 12 673 рубля. За сентябрь 2023 года Волокитиной Т.И. произведено начисление заработной платы в размере 13 359 рублей (после вычета НДФЛ), однако, фактически выплата заработной платы не производилась. С учетом изложенного, сумма задолженности по заработной плате за август и сентябрь 2023 года составляет 26 032 рубля. Кроме того, в нарушение положений ст. 57 Трудового кодекса РФ, в трудовом договоре с Волокитиной Т.И., работавшей <данные изъяты>, не предусматривались условия о денежной компенсации и дополнительных днях отпуска за вредные условия труда. Согласно правовой позиции процессуального истца доплата за вредные условия труда должна производиться из расчета 4% от размера должностного оклада. Так, учитывая, что оклад за июль составил 15 673 рубля 08 копеек, доплата за июль составит 626 рублей 90 копеек (15 673 рубля 08 копеек * 4%); за август доплата составит 652 рубля (16 300 * 4%), за сентябрь – 50 рублей 10 копеек (1253 рубля 85 копеек * 4%), итого 1329 рублей. Компенсация неиспользованного отпуска за работу во вредных условиях труда по расчетам процессуального истца составит 1409 рублей 50 копеек (из расчета 1 календарный день за 2 месяца работы). Поскольку установлен факт нарушения трудовых прав материального истца, имеются основания для взыскания компенсации морального вреда, размер которой прокурор просит определить в размере 60 000 рублей. Кроме того, просит возложить на ответчика обязанность провести специальную оценку условий труда рабочих мест в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
В судебное заседание материальный истец Волокитина Т.И. при надлежащем извещении не явилась.
Представитель процессуального истца Черных Т.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала по изложенным в тексте искового заявления основаниям.
Ответчик ООО «Уренгойтранскомпани» и привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, МИФНС России № 2 по ЯНАО, в судебное заседание представителей не направили, извещены судом о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено, своевременно письменного отзыва суду не представлено.
В силу ч. 1 ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
При данных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в заочном порядке, против чего сторона истца не возражала.
Суд, заслушав мнение стороны истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Судом установлено, что материальный истец Волокитина Т.И. 03.07.2023 была принята на работу в ООО «Уренгойтранскомпани» на должность <данные изъяты>.
В соответствии с пунктом 3.1 трудового договора, заработная плата состоит из должностного оклада в размере 16 300 рублей в месяц, районного коэффициента в размере 70%, северной надбавки 80%.
06.09.2023 трудовой договор расторгнут по соглашению сторон (п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ)
В силу части 1 статьи 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно статье 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается непосредственно работнику не реже чем каждые полмесяца, при этом работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
В соответствии со ст. 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
На основании статьи 127 Трудового кодекса РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.
Учитывая характер возникшего спора и исходя из положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, процессуальная обязанность по доказыванию факта выплаты заработной платы работнику возлагается на работодателя (абз. 7 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ).
Из представленных в рамках прокурорской проверки платежных документов следует, что за июль 2023 года работнику фактически выплачена заработная плата в размере 79 795 рублей (30.07.2023 – аванс 5000 рублей, 08.08.2023 – заработная плата за июль 2023 года в размере 20 300 рублей, 15.08.2023 – кассовые ордера на общую сумму 54 495 рублей (ордера б/н на суммы 2780 рублей, 2780 рублей, 865 рублей, 2800 рублей, 1490 рублей, 2780 рублей, 41 000 рублей).
Между тем, из представленного расчетного листка за июль 2023 года следует, что начисления произведены лишь в размере 39 182 рубля 70 копеек. Поскольку заработная плата за июль фактически выплачена в большей сумме, нежели следует из расчетного листа, суд полагает, что имеются основания для признания факта начисления ответчиком заработной платы в ее соответствующем действительности размере - 79 795 рублей.
За август 2023 года, согласно расчетному листку, Волокитиной Т.И. произведено начисление заработной платы в размере 35 453 рубля (после вычета НДФЛ). При этом, фактически произведена лишь часть выплат – 18.08.2023 – в размере 10 000 рублей, 20.08.2023 в размере 10 000 рублей, 02.09.2023 – 2780 рублей. Поскольку доказательств осуществления иных выплат ответчиком не представлено, суд полагает, что недоплата за август 2023 года составила 12 673 рубля (35 453 рубля - 10 000 рублей - 10 000 рублей – 2780 рублей).
За сентябрь 2023 года Волокитиной Т.И. произведено начисление заработной платы в размере 13 359 рублей (после вычета НДФЛ), однако, фактически выплата заработной платы не производилась, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного, сумма задолженности по заработной плате за август и сентябрь 2023 года, подлежащая взысканию с ответчика, составляет 26 032 рубля (12 673 рубля + 13 359 рублей).
Согласно ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.
Согласно перечня профессий, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», к работам с вредными условиями труда отнесен повар, работающий у плиты (п. 6 р. ХХХIX).
В силу п. 2 постановления Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22-78 «Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда», минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
При указанных обстоятельствах, доплата за вредные условия труда должна производиться из расчета не менее 4% от размера должностного оклада.
В соответствии с положениями ст. 117 ТК РФ, минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 7 календарных дней.
Так, учитывая, что оклад за июль составил 15 673 рубля 08 копеек, доплата за июль составит 626 рублей 90 копеек (15 673 рубля 08 копеек * 4%); за август доплата составит 652 рубля (16 300 * 4%), за сентябрь – 50 рублей 10 копеек (1253 рубля 85 копеек * 4%), итого 1329 рублей.
Компенсация неиспользованного отпуска за работу во вредных условиях труда по расчетам процессуального истца составит 1409 рублей 50 копеек (из расчета 1 календарный день за 2 месяца работы).
Рассматривая требование истца о взыскании компенсации морального вреда с ответчика ООО «Уренгойтранскомпани» суд, руководствуясь ст. 237 Трудового кодекса РФ, разъяснениями, данными в п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», приходит к выводу о наличии оснований для взыскания компенсации морального вреда, поскольку неправомерными действиями работодателя нарушены трудовые права истца, а именно право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы (ст. 21 Трудового кодекса РФ).
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, характер допущенного работодателем нарушения трудовых прав истца и длительность такого нарушения, значимость нарушенного права, степень вины ответчика, не представившего доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших исполнению возложенной на него ст. 22 Трудового кодекса РФ обязанности по своевременной выплате работнику заработной платы, степень причиненных истцу нравственных страданий, а также учитывая требования разумности и справедливости, суд считает необходимым удовлетворить требование частично, определив размер компенсации морального вреда в сумме 10 000 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии со ст. 209 Трудового Кодекса РФ охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни воздействия таких факторов не превышают установленных нормативов.
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Как следует из ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан, в том числе, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии со ст. 214 Трудового кодекса РФ, обязанность по проведению специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда возлагается на работодателя.
В силу ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон № 426-ФЗ), специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями – религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 426-ФЗ, работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда.
Согласно ст. 7 Федерального закона № 426-ФЗ, результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться, в том числе, для информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях.
В силу ч.ч.1 - 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 данного Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н утверждена Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению.
В ходе проведенной прокуратурой г. Новый Уренгой проверки установлено, что штатным расписанием ООО «Уренгойтранскомпани» предусмотрено 4 штатных единицы поваров, профессиональные обязанности которых предполагают работу у плиты.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований законодательства, ООО «Уренгойтранскомпани» специальная оценка условий труда рабочих мест до настоящего времени не проведена.
Изложенное подтверждается актом проверки, представлением прокурора г. Новый Уренгой от 12.05.2023 об устранении нарушений федерального законодательства, ответом о результатах его рассмотрения, согласно которому обществом заключен договор на проведение специальной проверки. Между тем, доказательств проведения проверки ответчиком по состоянию на дату судебного заседания не представлено.
Отсутствие проведенной специальной оценки условий труда создает угрозу производственного травматизма, не позволяет работодателю достоверно установить вредные производственные факторы, влияющие на работников при осуществлении трудовой деятельности и возможность прогнозирования риска развития профессиональных заболеваний.
Невыполнение обязанности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест ООО «Уренгойтранскомпани» также нарушает права сотрудников, работающих в обществе, и неопределенного круга лиц, которые могут вступить в трудовые отношения с организацией, на безопасные условия труда.
Учитывая изложенное, требования прокурора г. Новый Уренгой в указанной части также являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Соответственно, с ответчика ООО «Уренгойтранскомпани» подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в сумме 1063 рублей 10 копеек пропорционально удовлетворенным материальным требованиям, а также за 3 неимущественных требования в сумме 900 рублей (300 рублей * 3). Итого: 1963 рубля 10 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 233 – 235 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать факт начисления обществом с ограниченной ответственностью «Уренгойтранскомпани» (ИНН 8904092553) заработной платы Волокитиной Т.И. (ИНН [номер]) за июль 2023 года в размере 79 795 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Уренгойтранскомпани» (ИНН 8904092553) в пользу Волокитиной Т.И. (ИНН [номер]) задолженность по заработной плате в размере 26 032 рубля; доплату за вредные условия труда в размере 1329 рублей; компенсацию неиспользованного отпуска за работу во вредных условиях труда в размере 1409 рублей 50 копеек; компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Уренгойтранскомпани» (ИНН 8904092553) обязанность провести специальную оценку условий труда рабочих мест в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Уренгойтранскомпани» (ИНН 8904092553) в доход бюджета муниципального образования г. Новый Уренгой государственную пошлину в сумме 1963 рубля 10 копеек.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Зырянова Ж.Л.