Судья Тарасов Е.В. Дело № 7п-25/2021
РЕШЕНИЕ
г.Йошкар-Ола 8 февраля 2021 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Петрова О.А.,
при секретаре Богомоловой Л.В.,
рассмотрев жалобу защитника Бирюкова Д.П. в интересах общества с ограниченной ответственностью мясокомбинат «Звениговский» на постановление судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 3 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью мясокомбинат «Звениговский», юридический адрес: <...>, ИНН 1203005214, ОГРН 1041200000016,
УСТАНОВИЛ:
5 августа 2020 года главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Кировской области в отношении общества с ограниченной ответственностью мясокомбинат «Звениговский» (далее – ООО мясокомбинат «Звениговский») составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 3 декабря 2020 года ООО мясокомбинат «Звениговский» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, защитник Бирюков Д.П. просит постановление судьи отменить, считая его незаконным.
Выслушав защитника Бирюкова Д.П. поддержавшего доводы жалобы, изучив доводы жалобы и возражений, проверив материалы дела об административном правонарушении № <...> в полном объеме, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».
Указом Губернатора Кировской области от 17 марта 2020 года № 44 «О введении режима повышенной готовности» в целях предупреждения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCov, на территории Кировской области введен режим повышенной готовности.
Постановлением Правительства Кировской области от 25 марта 2020 года № 122-П «О введении ограничительных мероприятий (карантина)» (в редакции от 30 июня 2020 года) на территории Кировской области продлены ограничительные мероприятия (карантин) до 7 июля 2020 года.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ).
В силу статьи Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина). Санитарно - противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 указанного Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона № 52-ФЗ юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
На основании пунктов 1 и 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации, установлены в Санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 15 (далее - СП 3.1.3597-20).
Требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней среди населения Российской Федерации установлены в Санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года № 65 (далее – СП 3.1/3.2.3146-13).
Требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности установлены в Санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от7 июня 2003 года № 131 (далее – СП 3.5.1378-03).
Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1066-01, утвержденные постановением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 сентября 2001 года № 23, устанавливают требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов (далее – СП 2.3.6.1066-01).
С целью недопущения заноса и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) 1 июня 2020 года руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации утверждены Методические рекомендации МР 3.1/2.3.5.0191-20. «Рекомендации по Профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли» (далее – МР 3.1/2.3.5.0191-20).
Для профилактики коронавируса на рабочих местах, а также организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 20 апреля 2020 года утверждены Методические рекомендации МР 3.1/2.2.0172/5-20 «Рекомендации по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19» (далее – МР 3.1/2.2.0172/5-20).
Как следует из материалов дела, 3 июля 2020 года с 8 часов 30 минут до 9 часов 30 минут должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Кировской области по требованию прокуратуры Кировской области от 22 июня 2020 года № <...> проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО мясокомбинат «Звениговский», оказывающего услуги розничной торговли продовольственными товарами в магазине «Звениговский», расположенном по адресу: <...>. В результате проверки выявлено, что в нарушение требований статей 11, 15, 29 Федерального закона № 52-ФЗ, пунктов 1.1, 4.4, 6.1, 6.2, 6.3 СП 3.1.3597-20, пунктов 1.2, 1.3, 2.1, 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13, пунктов 2.3, 2.4, 2.7 СП 3.5.1378-03, пунктов 10.6, 10.7, 13.1, 13.2, 14.1, 14.2 СП 2.3.6.1066-01, пунктов 1.3, 2.3, 2.5, 2.7, 2.8 МР 3.1/2.3.5.0191-20, пункта 4.10 МР 3.1/2.2.0172/5-20 продавец магазина О. Е.Г. находилась без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респиратора), перчаток; в магазине согласно этикетке на потребительской упаковке используются кожные антисептики не вирулицидного действия (кожный антисептик «Furor Dezzis»); в магазине не обеспечен не менее чем пятидневный запас средств индивидуальной защиты органов дыхания (масок, респираторов), перчаток; в магазине не организован ежедневный перед началом рабочей смены «входной фильтр» с проведением контроля температуры тела работников, термометр для измерения температуры тела отсутствует; у продавца магазина Р. А.Г. отсутствует личная медицинская книжка с допуском к работе и отметками о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, у продавца О. Е.Г. истек срок действия профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, последняя дата прохождения гигиенического обучения 29 декабря 2015 года сроком действия до 29 декабря 2017 года; в торговом зале магазина при входе для обработки рук используется кожный антисептик, перелитый из тары изготовителя в приспособленную емкость без маркировки, для дезинфекции помещения используется дезинфицирующее средство, также перетаренное из заводской упаковки в емкость из-под воды «Святой источник», то есть без информации о наименовании, способе применения, составе, свойствах, режимах обеззараживания и т.д.; в магазине не применяются устройства обеззараживания воздуха с постоянным нахождением работников.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО мясокомбинат «Звениговский» к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы судьи районного суда о вине ООО мясокомбинат «Звениговский» подтверждается доказательствами по делу: фототаблицами от 3 июля 2020 года, копией личной медицинской книжки О. Е.Г., выданной 14 декабря 2015 года, копией распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Кировской области Князевой Л.И. от 2 июля 2020 года № <...> копией требования Прокуратуры Кировской области о проведении внеплановой проверки в отношении ООО мясокомбинат «Звениговский» от 22 июня 2020 года, копией акта проверки от 15 июля 2020 года № <...> копией предписания от устранении выявленных нарушений санитарных правил от 15 июля 2020 года № <...> в совокупности с протоколом об административном правонарушении от 5 августа 2020 года № <...> которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II названного Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 14 декабря 2000 года № 244-О, вина юридического лица проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих лиц, действующих от его имени и допустивших нарушение действующего законодательства.
Таким образом, неисполнение ООО мясокомбинат «Звениговский» требований действующего законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения вследствие недобросовестных действий продавца магазина не является обстоятельством, освобождающим юридическое лицо от административной ответственности, а свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля со стороны общества за действиями своих работников.
Довод жалобы о том, что действия ООО мясокомбинат «Звениговский» в части отсутствия на момент проведения проверки личной медицинской карточки и истечения срока действия личной медицинской карточки продавцов неверно квалифицированы по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, опровергаются материалами дела, из которых следует, что факт нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения был выявлен должностным лицом административного органа в рамках проведения внеплановой выездной проверки на основании Распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Кировской области от 2 июля 2020 года № <...> проведенной в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Пунктом 2.5 МР 3.1/2.2.0172/5-20 предусмотрено использование для дезинфекции дезинфицирующих средств, зарегистрированных в установленном порядке, в инструкциях по применению которых указаны режимы обеззараживания объектов при вирусных инфекциях. Как следует из представленных материалов дела инструкция по применению кожного антисептика «Furor Dezzis» указанный режим не содержит, в связи с чем доводы жалобы защитника Бирюкова Д.П. в этой части подлежат отклонению.
Доводы жалобы об отсутствии запрета использования дезинфицирующих и моющих средств не в таре производителя, а также о рекомендательном характере положений нормативных актов, предусматривающих применение в помещениях с постоянным нахождением работников устройств для обеззараживания воздуха, основаны на неправильном понимании норм законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и на выводы о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения не влияют.
Вопреки доводам жалобы, протокол об административном правонарушении соответствует требованиям, предусмотренным статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, существенных недостатков, которые могли бы повлечь признание его недопустимым, не имеется.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением общества, позволяющих применить положения части 3.2. статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в рамках производства по делу об административном правонарушении не установлено.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
С учетом изложенного оснований для отмены постановления судьи районного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 3 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью мясокомбинат «Звениговский» оставить без изменения, жалобу защитника Бирюкова Д.П. в интересах общества с ограниченной ответственностью мясокомбинат «Звениговский» – без удовлетворения.
Судья О.А.Петрова