Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-665/2023 ~ М-183/2023 от 26.01.2023

Дело № 2-665/2023

70RS0001-01-2023-000237-25

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 марта 2023 года Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Романовой Ю.А.,

при секретаре Лебедевой Н.А.,

помощник судьи Лузанова Я.Н.,

при участии старшего помощника прокурора ЗАТО г.Северск Томской области Карасевой Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г.Северск Томской области, действующего в интересах Мусорина Олега Валерьевича, к Департаменту здравоохранения Томской области о возложении обязанности по обеспечению лекарственным препаратом,

УСТАНОВИЛ:

прокурор ЗАТО г.Северск Томской области, действующий в интересах Мусорина О.В., обратился в суд с указанным иском к Департаменту здравоохранения Томской области, в котором просил обязать ответчика обеспечить Мусорина О.В. лекарственным препаратом – «Метформин» в соответствии с рецептом от 16.11.2022 серии 69178 №1009929 и рецептом серии 69178 №1016639.

В обоснование иска указано, что прокуратурой ЗАТО г.Северск Томской области проведена проверка по обращению Мусорина О.В., /________/ года рождения, по результатам которой выявлены нарушения его прав и законных интересов в сфере обеспечения льготными лекарственными препаратами.

Проверкой установлено, что Мусорин О.В. имеет право на льготное лекарственное обеспечение по категории заболевания – сахарный диабет и нуждается в регулярном приеме поддерживающей дозы препарата «Метформин».

На 2022 год препарат «Метформин» включен в сводную заявку ФГБУ СибФНКЦ ФМБА России на лекарственные препараты и медицинские изделия для обеспечения граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств бюджета Томской области, утверждены в рамках лимита финансовых средств 2600 упаковок, а также в количестве 5400 упаковок включен в дополнительную потребность ФГБУ СибФНКЦ ФМБА России.

При формировании заявки на 2022 год на препарат «Метформин» потребность Мусорина О.В. была учтена. 16.11.2022 и 12.12.2022 Мусорин О.В. обратился в филиал ОГУП «Областной аптечный склад» по адресу: /________/, с рецептами от 16.11.2022 серии 69178 №1009929 и от 08.12.2022 серии 69178№1016639, однако не был обеспечен необходимым препаратом «Метформин», при этом нуждается в его регулярном и своевременном приеме. Мусорин О.В. обратился в прокуратуру с заявлением об обеспечении его льготным лекарственным препаратом.

В судебном заседании представитель процессуального истца – старший помощник прокурора ЗАТО г.Северск Томской области Карасева Н.Е. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, на их удовлетворении настаивала.

Материальный истец Мусорин О.В., представитель Департамента здравоохранения Томской области в судебное заседание не явились, извещены о его времени и месте надлежащим образом.

Суд, заслушав прокурора, изучив представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению.

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу ст. 4 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 1, 2 ст. 9 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Согласно п. 1, 2 Положения о Департаменте здравоохранения Томской области, утвержденного Постановлением Губернатора Томской области от 13.09.2010 № 56, Департамент здравоохранения Томской области является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и финансируемым за счет средств областного бюджета. Целью деятельности органа является улучшение демографической ситуации путем обеспечения доступной и качественной медицинской и лекарственной помощи населению Томской области.

Согласно подп. 18, 35 п.10 Положения о Департаменте здравоохранения Томской области, утвержденного Постановлением Губернатора Томской области от 13.09.2010 № 56, Департамент осуществляет полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; выступает государственным заказчиком в сфере здравоохранения, организации лекарственного обеспечения (в части обеспечения лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение льготных лекарственных препаратов), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд учреждений здравоохранения Томской области, подведомственных Департаменту, в том числе в рамках реализации мероприятий, предусмотренных региональным проектом «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» в пределах выделяемых бюджетных средств.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством Российской Федерации (ч.4 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ).

В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются, в частности, перечень форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно; перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно; категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно (пп.1-3 ч.5 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ).

В соответствии с ч.7 ст.80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов утверждена постановлением Правительства РФ от 07.12.2019 № 1610.

В разделе V Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (Финансовое обеспечение Программы) предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

В перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2019 г. № 2406-р включены препараты для лечения сахарного диабета, в то числе - метформин (А10ВА).

Постановлением Администрации Томской области от 26.12.2019 года № 495а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Томской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее - Программа).

В соответствии с пунктом 20 Программы за счет бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч.1 ст.81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан»).

Судом установлено, что Мусорин О.В. нуждается в регулярном приеме поддерживающей дозы препарата «Метформин» в дозе 1000 мг 2 раза в сутки, что подтверждается заключением врачебной комиссии ФГБУ СибФНКЦ ФМБА России Северская клиническая больница Консультативно - диагностический центр №1 от 27.12.2022.

В связи с чем, Мусорину О.В. выданы рецепты от 16.11.2022 серии 69178 № 1009929 и от 08.12.2022 серии 69178 № 1016639 на получение лекарственного препарата «Метформин» 1g№60.

При обращении в аптеку в филиал ОГУП «Областной аптечный склад» по адресу: /________/, с указанными рецептами, в связи с отсутствием указанного лекарственного препарата в аптеке, рецепты поставлены на отсроченное обслуживание, Мусорину О.В. препарат выдан не был.

Согласно ответу ФГБУ СибФНКЦ ФМБА России от 29.12.2022, на 2022 год препарат «Метформин» включен в сводную заявку ФГБУ СибФНКЦ ФМБА России на лекарственные препараты и медицинские изделия для обеспечения граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств бюджета Томской области, и утверждены в рамках лимита финансовых средств 2600 упаковок и 5400 упаковок. При формировании заявки на 2022 год на препарат «Метформин» потребность Мусорина О.В. была учтена.

Вместе с тем, Мусорин О.В. необходимым лекарственным препаратом не обеспечен, при этом нуждается в его регулярном и своевременном приеме.

Согласно п.2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328, в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.

При этом п.4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.

Таким образом, бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача является государственной гарантией.

С учетом изложенного, предоставление мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных препаратов производится за счет средств бюджета субъекта либо федерального бюджета Российской Федерации в рамках, определенных специальными программами государственных гарантий в сфере здравоохранения, при этом на орган исполнительной власти субъекта возложена обязанность по контролю за наличием соответствующих лекарственных средств.

Учитывая, что рецепты не были обслужены в срок, установленный п. 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, право Мусорина О.В. на получение льготного лекарственного препарата было нарушено.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора ЗАТО г.Северск Томской области, действующего в интересах Мусорина О.В., к Департаменту здравоохранения Томской области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора ЗАТО г.Северск Томской области, действующего в интересах Мусорина О.В., к Департаменту здравоохранения Томской области о возложении обязанности по обеспечению лекарственным препаратом удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения Томской области обеспечить Мусорина О.В. лекарственным препаратом – «Метформин» в соответствии с рецептом от 16.11.2022 серии 69178 №1009929 и рецептом от 08.12.2022 серии 69178 №1016639.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г. Томска в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья           Романова Ю.А.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 13.03.2023.

2-665/2023 ~ М-183/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор ЗАТО г.Северск в интересах Мусорина О.В.
Мусорин Олег Валерьевич
Карасева Наталья Евгеньевна
Ответчики
Департамент здравоохранения Томской области
Суд
Кировский районный суд г. Томска
Судья
Романова Ю.А.
Дело на сайте суда
kirovsky--tms.sudrf.ru
26.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.01.2023Передача материалов судье
26.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2023Подготовка дела (собеседование)
15.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.03.2023Судебное заседание
13.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее