Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-277/2021 (2-4986/2020;) ~ М-2413/2020 от 15.04.2020

Дело 2-277/2021

                                      РЕШЕНИЕ

                      Именем Российской Федерации

07 июня 2021 года                               Санкт-Петербург

Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе

председательствующего судьи Бурыкиной Е.Н.

при секретаре Чаава М.З.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда в <адрес> Санкт-Петербурга, Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и <адрес> о признании права на досрочную страховую пенсию по старости с момента первоначального обращения и перерасчете размера пенсии,

                                                   установил:

         ФИО1 обратился в суд с иском Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда в <адрес> Санкт-Петербурга, Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и <адрес> о признании права на досрочную страховую пенсию по старости с момента первоначального обращения и перерасчете размера пенсии,

       В обоснование иска ссылается на то, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (далее - Истец), обратился ДД.ММ.ГГГГ в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Санкт-Петербурга - Государственное учреждение (далее - Ответчик) за досрочным назначением страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального Закона № 400-ФЗ с применением норм Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

     Однако в назначении указанной пенсии Истцу было отказано, о чем Ответчик сообщил в решении от ДД.ММ.ГГГГ (копия решения об отказе - в Приложениях), в связи с не предоставлением Истцом удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС нового образца.

С данной позицией Управления не согласны. Истец при обращении за назначением пенсии предоставил удостоверение серии А , дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ, участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Копия прилагается.

    Согласно п. 98 Приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых дня установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф подтверждается удостоверением установленного образца и (или) документами, выдаваемыми органами местного самоуправления о проживании на загрязненной территории». Удостоверение серии А X56. дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ, участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Истцу было выдано в соответствии с нормами Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ (п. 6 ст. 15), в редакции действующей на ДД.ММ.ГГГГ, и его переоформление не требовалось.

    При таких обстоятельствах у Ответчика не было оснований для отказа в назначении досрочной пенсии с 25.10.2018г.

     В связи с неправомерным отказом Ответчика в досрочном назначении пенсии, Истец повторно обратился ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о досрочном назначении пенсии с приложением удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС нового образца. Пенсия была истцу назначена, но с 12.07.2019г. Однако при расчете досрочной пенсии Управление допустило ряд грубых ошибок.

Во-первых, ошибки, выразились в том, что зачтенный стаж до ДД.ММ.ГГГГ Управление определило как 07 лет 1 день, а согласно трудовой книжке Истца стаж до ДД.ММ.ГГГГ составил 12 лет 9 день.

Во-вторых, Управление в расчете пенсии Истца не применяет коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) в размере 1,16 и коэффициент повышения фиксированной выплаты в размере 1,12 за поздний выход на досрочную страховую пенсии предусмотренные Приложениями 1 и 2 к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ (ред. ДД.ММ.ГГГГ) "О страховых пенсиях", так как Истец вышел на пенсию с отсрочкой обращения ее назначением в 36 месяцев со дня возникновения права.

Данные ошибки существенны и привели к явному занижению пенсии Истца. Правильный расчёт пенсии прилагается.

Согласно ст. 39 Конституции РФ право каждого гражданина на социальное обеспечение гарантируется.

Просит обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Caнкт- Петербурга - Государственное учреждение назначить ФИО1 досрочно страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 8 Федерального Закона № 400-ФЗ с применением норм Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ, осуществить расчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ с учетом коэффициента повышения индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) в размере 1,16 и коэффициент повышения фиксированной выплаты в размере 1,12 за поздний выход на досрочную страховую пенсию и ИПК в размере 216,76.

      Впоследствии    исковые требования уточнил, дополнительно просил признать решение УПФР в <адрес> Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и отменить, признать право ФИО1 на назначение пенсии досрочно с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. Представлены письменные объяснения истца.

    Указано, что в дополнении к позиции, изложенной в исковом заявлении, считают необходимым сообщить следующую информацию.

В соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационнотелекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, по смыслу положений статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ назначение страховой пенсии возможно при одновременном наличии двух условий: заявления о назначении пенсии и соответствующего права на пенсию.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, на который суд первой инстанции правомерно сослался в обжалуемом решении, содержится указание на то, что если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог приставить их в установленный трехмесячный срок но независящим от него причинам (например, тождественность выполняемых истцом функций тем работам, которые дают право на пенсию, была установлена в ходе судебного разбирательства), то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.

Истец на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии обладал правом на ее назначение с ДД.ММ.ГГГГ. Отказ был формальный в связи с непредставлением удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС нового образца. Это подтверждается и тем, что в июле 2019 года при предоставлении удостоверения нового образца пенсия ему была назначена.

Вместе с тем, по независящим от истца причинам он не мог своевременно в течение установленного ответчиком трехмесячного срока представить удостоверение нового образца.

Истец ДД.ММ.ГГГГ подавал заявление через МФЦ, при обращении за назначением пенсии ему не разъясняли о необходимости предоставления удостоверение нового образца.

Только после получения решения об отказе в феврале 2019 года истец достоверно узнал о необходимости предоставления удостоверения нового образца и начал процедуру оформления, учитывая, что в письме от ДД.ММ.ГГГГ Ответчик разъяснил, что у него есть еще три месяца на оформление удостоверения. Копия письма прилагается. Не успевая оформить удостоверение до ДД.ММ.ГГГГ, истец обратился с заявлением о продлении срока от ДД.ММ.ГГГГ в связи с не поступлением ответа из центрального архива Министерства обороны. Однако дополнительный срок Истцу Ответчиком не был представлен. Ответчик в ответе от ДД.ММ.ГГГГ разъяснил, что необходимо заново подавать заявление о назначении пенсии. Копия ответа и письма прилагаются.

Таким образом, не по вине Истца не было получено удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС нового образца в установленный срок, и необходимо учитывать, что вопрос реализации права истца на своевременное пенсионное обеспечение не может быть поставлен в зависимость от не зависящих от истца действий (бездействия) третьих лиц, иной подход противоречил бы осуществлению прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Таким образом, истцу должна быть назначена пенсия с момента первоначального обращения с ДД.ММ.ГГГГ.

В отношении расчета пенсии и применения повышающих коэффициентов необходимо отметить следующее.

Учитывая, что Управление рассчитывает пенсию с учетом всех положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О страховых пенсиях", что подтверждается представленным расчетом, оснований не применять повышающие коэффициенты не имеется, так как это приведет к созданию конституционных различий прав одних граждан над другими.

Расчет пенсии необходимо осуществлять с периодами работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как данные периоды подтверждаются выпиской СЗИ-5. Копия прилагается.

Просит удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.

     В обоснование своих доводов представлены: Копия письма от ДД.ММ.ГГГГ; Копия письма от ДД.ММ.ГГГГ; Копия письма от ДД.ММ.ГГГГ; Копия выписки СЗИ-5.

В судебном заседании    представители истца ФИО4, ФИО5 исковые требования поддержали в полном объёме по указанным в заявлении доводам.

       Представитель    ответчика УПФР в <адрес> <данные изъяты> ФИО6 исковые требования не признала, поддержала представленный на иск отзыв.

      В отзыве указано, что Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Санкт-Петербурга (далее - Управление) на полученное исковое заявление сообщает следующее:

ФИО1 (далее - Истец) обратился за назначением досрочной страховой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Истцу было отказано в назначении досрочной пенсии по старости. Было установлено право Истца на досрочный выход на пенсию с даты обращения при условии предоставления действующего удостоверения в трехмесячный срок.

Истец в своем заявлении ссылается на то, что переоформление удостоверения законодательно не требовалось.

Это утверждение не соответствует действительности:

Правовое регулирование отношений, связанных с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Подпунктом 5 пункта 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.

Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ пенсия по старости назначается гражданам, указанным в подпунктах 1 и 4 пункта 1 настоящей статьи, по достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет.

Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют: граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; граждане, занятые на эксплуатации

Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения (пп. 1, 4 п. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 166-ФЗ).

Согласно п. 5 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно- подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по ДД.ММ.ГГГГ лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.

      В силу ст. 15 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.

      Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации прав на пенсии по государственному пенсионному обеспечению и условия назначения этих пенсий отдельным категориям граждан.

      Перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ).

     Аналогичная норма содержится в п. 6 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400- ФЗ "О страховых пенсиях".

     Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ N958h.

    Согласно п. 17 Перечня для назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, необходимы документы о трудовом стаже.

     В силу п. 18 Перечня для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в зависимости от категории гражданина необходимы документы:

а)    удостоверяющие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (подпункт 3 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");

б)    о проживании (периоде проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 21, ст. 699; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 32, ст. 1861; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4561; 1996, N 51, ст. 5680; 1997, N 47, ст. 5341; 1999, N 16, ст. 1937; N 28, ст. 3460; 2000, N 33, ст. 3348; 2001, N 7, ст. 610; N 53, ст. 5025; 2002, N 30, ст. 3033; N 50, ст. 4929; 2003, N 43, ст. 4108; 2004, N 18, ст. 1689; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 6, ст. 637; N 30, ст. 3288; 2007, N 46, ст. 5554; 2008, N 9, ст. 817; N 29, ст. 3410; N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6224, 6236; 2009, N 18, ст. 2152; N 30, ст. 3739; 2011, N 23, ст. 3270; N 29, ст. 4297; N 47, ст. 6608, N 49, ст. 7024; 2012, N 26, ст. 3446; N 45, ст. 6313; N 53, ст. 7654; 2013, N 19, ст. 2331; N 27, ст. 3443, 3446, 3477; N 51, ст. 6693; 2014, N 26, ст. 3406; N 30, ст. 4217; N 40, ст. 5322; Вестник Конституционного Суда Российской Федерации, 2002, N 5; 2009, N 6; 2013, N 4) (далее - Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС") (подпункты 4-10 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");

в)    о получении или перенесении лучевой болезни и других заболеваний, связанных с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации указанной катастрофы (подпункт 1 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");

г) о том, что гражданин является инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (подпункт 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");

д)    о том, что гражданин является инвалидом в результате других радиационных и техногенных катастроф (пункт 1 статьи 17 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

     Приказом МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Министерства финансов России N 165н от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым установлены единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (пункт 1).

    В силу п. 1 Порядка удостоверения российского образца, оформленные и выданные гражданам до принятия настоящего Порядка, действительны для предоставления им мер социальной поддержки. Удостоверения союзного образца действительны для предоставления гражданам мер социальной поддержки до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, удостоверение серии А от ДД.ММ.ГГГГ должно быть заменено для получения льгот, мер социальной поддержки и компенсаций. Истцу предлагалось представить новое удостоверение. В связи с отсутствием удостоверения нового образца Управлением был вынесен отказ в назначении досрочной пенсии.

     Пенсия истцу назначена не на основании ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, а как «гражданину, пострадавшему в результате радиационных или техногенных катастроф, - граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиационных или техногенных катастроф» на основании специального закона: Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", который не предусматривает возможность индексации пенсии при условии выхода на пенсию позже даты возникновения права.

На основании п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

     Просят в удовлетворении исковых требований ФИО1 об отмене решения Управления и обязании назначить пенсию с требуемыми Истцом коэффициентами отказать в полном объеме.

       В дополнение к Отзыву, Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Санкт-Петербурга (далее — Управление) сообщает:

На момент обращения ФИО1 (далее по тексту - истца) в Управление с заявлениями о предоставлении мер социальной поддержки действовал Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, были утверждены совместным Приказом МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Минфина России N 165н от ДД.ММ.ГГГГ, который устанавливал единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

      Руководствуясь вышеуказанными положениями Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 и Порядка и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Приказом МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Минфина России N 165н от ДД.ММ.ГГГГ, Управление просит отказать в иске, поскольку у истца отсутствовало удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выданное в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, которое и предоставляет право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1.

     Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Федерального Закона , выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.

Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

     Согласно п. 13 Административного регламента предоставления пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14н, рассмотрение заявления о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) и принятие решения о назначении либо об отказе в назначении пенсии, о переводе с одной пенсии на другую либо об отказе в переводе с одной пенсии на другую осуществляется территориальным органом ПФР не позднее 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми для назначения пенсии (перевода с одной пенсии на другую) документами, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и документами, находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, представленными гражданином по собственной инициативе.

     В том случае, если к заявлению о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) при обращении за назначением пенсии были приложены не все необходимые документы из числа документов, необходимых для назначения пенсии, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые он вправе представить по собственной инициативе, территориальный орган ПФР рассматривает заявление о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) и принимает решение о назначении пенсии либо об отказе в назначении пенсии не позднее чем через 10 рабочих дней со дня представления гражданином дополнительных документов в соответствии с пунктом 64 Административного регламента и поступления документов, запрошенных территориальным органом ПФР в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.

     Согласно п. 64 указанного Административного регламента в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) при обращении за назначением пенсии приложены не все документы, необходимые для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа ПФР недостающие документы.

     Если такие документы будут представлены не позднее чем через 3 месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа ПФР, днем обращения за назначением пенсии считается дата, указанная в абзацах третьем - седьмом пункта 80 Административного регламента.

      С учетом указанного полагают, что у суда не имеется оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1, поскольку доказательств обращения с заявлением о назначении пенсии и предоставлением всех необходимых документов в пенсионный орган

стороной истца не представлено.

     Доводы истца о том, что удостоверение, предоставленное им ДД.ММ.ГГГГ в пенсионный орган для назначения пенсии, не требовало замены, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку они основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм закона.

     Ссылку на обзор судебной практики считают безосновательной, поскольку действующее законодательство обязывало Истца поменять удостоверение еще с 2007 года.

Просят:

В удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

    Представитель ответчика Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и <адрес> в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. Представлен отзыв и ходатайство о рассмотрении дела    в отсутствии.

     В отзыве указано, что Отделение поддерживает правовую позицию, изложенную УПФР в отзыве от ДД.ММ.ГГГГ и в дополнение к отзыву от ДД.ММ.ГГГГ на исковое заявление ФИО1

ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с п.п.З п.1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Закон - ФЗ) с у четом норм Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №1244-1-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон - ФЗ).

Решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано, в связи с отсутствием надлежащего документального подтверждения отнесения к категории участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

Согласно ч. 4 ст. 15 Закона - ФЗ гражданам, указанным в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, у казанным в п. 3 и 4 ч. 1 ст. 13 Закона - ФЗ. выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.

Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

      Приказом МЧС России . Минздравсоцразвития России . Министерства финансов России н от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Порядок и условия оформления н выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым установлены единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в и. 3 н 4 ч. 1 ст. 13 Закона - ФЗ РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (пункт 1).

Удостоверения российского образца, оформленные и выданные гражданам до принятия настоящего Порядка, действительны для предоставления им мер социальной поддержки. Удостоверения союзного образца действительны для предоставления гражданам мер социальной поддержки до ДД.ММ.ГГГГ.

      Таким образом, предоставленные истцом удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС от ДД.ММ.ГГГГ (союзного образца) не могут служить основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку удостоверения союзною образца действительны для предоставления им мер социальной поддержки лишь до ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного. Отделение просит суд:

отказать в удовлетворение заявленных требований ФИО1 в полном объеме.

     Представитель третьего лица <адрес> Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.

     Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд    считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

      Судом установлено, что ФИО1 обратился за назначением досрочной страховой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ.

     Решением от ДД.ММ.ГГГГ Истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости. Суд считает данное решение УПФР в <адрес> Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ незаконным    и подлежащим отмене.

       Довод     истца    о том, что переоформление удостоверения законодательно не требовалось является несостоятельным.

       Правовое регулирование отношений, связанных с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

      Подпунктом 5 пункта 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.

       Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ пенсия по старости назначается гражданам, указанным в подпунктах 1 и 4 пункта 1 настоящей статьи, по достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет.

      Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют: граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; граждане, занятые на эксплуатации

Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения (пп. 1, 4 п. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 166-ФЗ).

       Согласно п. 5 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

       Согласно п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно- подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по ДД.ММ.ГГГГ лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.

         В силу ст. 15 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.

      Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации прав на пенсии по государственному пенсионному обеспечению и условия назначения этих пенсий отдельным категориям граждан.

      Перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ).

     Аналогичная норма содержится в п. 6 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400- ФЗ "О страховых пенсиях".

     Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ N958h.

    Согласно п. 17 Перечня для назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, необходимы документы о трудовом стаже.

     В силу п. 18 Перечня для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в зависимости от категории гражданина необходимы документы:

а)    удостоверяющие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (подпункт 3 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");

б)    о проживании (периоде проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 21, ст. 699; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 32, ст. 1861; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4561; 1996, N 51, ст. 5680; 1997, N 47, ст. 5341; 1999, N 16, ст. 1937; N 28, ст. 3460; 2000, N 33, ст. 3348; 2001, N 7, ст. 610; N 53, ст. 5025; 2002, N 30, ст. 3033; N 50, ст. 4929; 2003, N 43, ст. 4108; 2004, N 18, ст. 1689; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 6, ст. 637; N 30, ст. 3288; 2007, N 46, ст. 5554; 2008, N 9, ст. 817; N 29, ст. 3410; N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6224, 6236; 2009, N 18, ст. 2152; N 30, ст. 3739; 2011, N 23, ст. 3270; N 29, ст. 4297; N 47, ст. 6608, N 49, ст. 7024; 2012, N 26, ст. 3446; N 45, ст. 6313; N 53, ст. 7654; 2013, N 19, ст. 2331; N 27, ст. 3443, 3446, 3477; N 51, ст. 6693; 2014, N 26, ст. 3406; N 30, ст. 4217; N 40, ст. 5322; Вестник Конституционного Суда Российской Федерации, 2002, N 5; 2009, N 6; 2013, N 4) (далее - Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС") (подпункты 4-10 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");

в)    о получении или перенесении лучевой болезни и других заболеваний, связанных с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации указанной катастрофы (подпункт 1 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");

г) о том, что гражданин является инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (подпункт 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");

д)    о том, что гражданин является инвалидом в результате других радиационных и техногенных катастроф (пункт 1 статьи 17 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

     Приказом МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Министерства финансов России N 165н от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым установлены единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (пункт 1).

    В силу п. 1 Порядка удостоверения российского образца, оформленные и выданные гражданам до принятия настоящего Порядка, действительны для предоставления им мер социальной поддержки. Удостоверения союзного образца действительны для предоставления гражданам мер социальной поддержки до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, удостоверение серии А от ДД.ММ.ГГГГ должно быть заменено для получения льгот, мер социальной поддержки и компенсаций.

         Однако утверждение истца о том, что    ответчик не мог отказать в назначении пенсии без предоставления действующего    удостоверения    в трехмесячный срок       заслуживает внимания. Право     истца    на досрочный выход на пенсию    с даты обращения    при условии предоставления действующего    удостоверения в трехмесячный срок    предусмотрено законом.

     Ответчиком одновременно с отказом в назначении     досрочной пенсии ДД.ММ.ГГГГ, было предложено представить истцу        удостоверение нового образца, что нельзя признать верным, поскольку    такой отказ     в назначении      досрочной пенсии мог иметь место только    после истечения предоставленного истцу трехмесячного срока.

      На момент обращения ФИО1 в Управление с заявлениями о предоставлении мер социальной поддержки действовал Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, были утверждены совместным Приказом МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Минфина России N 165н от ДД.ММ.ГГГГ, который устанавливал единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

      Руководствуясь вышеуказанными положениями Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 и Порядка и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Приказом МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Минфина России N 165н от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что истец    должен был иметь удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выданное в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, которое и предоставляет право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1.

     Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Федерального Закона , выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.

Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

     Согласно п. 13 Административного регламента предоставления пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14н, рассмотрение заявления о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) и принятие решения о назначении либо об отказе в назначении пенсии, о переводе с одной пенсии на другую либо об отказе в переводе с одной пенсии на другую осуществляется территориальным органом ПФР не позднее 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми для назначения пенсии (перевода с одной пенсии на другую) документами, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и документами, находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, представленными гражданином по собственной инициативе.

     В том случае, если к заявлению о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) при обращении за назначением пенсии были приложены не все необходимые документы из числа документов, необходимых для назначения пенсии, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые он вправе представить по собственной инициативе, территориальный орган ПФР рассматривает заявление о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) и принимает решение о назначении пенсии либо об отказе в назначении пенсии не позднее чем через 10 рабочих дней со дня представления гражданином дополнительных документов в соответствии с пунктом 64 Административного регламента и поступления документов, запрошенных территориальным органом ПФР в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.

     Согласно п. 64 указанного Административного регламента в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) при обращении за назначением пенсии приложены не все документы, необходимые для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа ПФР недостающие документы.

     Если такие документы будут представлены не позднее чем через 3 месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа ПФР, днем обращения за назначением пенсии считается дата, указанная в абзацах третьем - седьмом пункта 80 Административного регламента.

     Доводы истца о том, что удостоверение, предоставленное им ДД.ММ.ГГГГ в пенсионный орган для назначения пенсии, не требовало замены, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку они основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм закона.

    Однако, решение об отказе     должно было быть принято    ответчиком только после истечения трехмесячного срока со дня получения истцом    соответствующего разъяснения УПФР в <адрес> Санкт-Петербурга.

      Истец повторно в УПФР в <адрес> Санкт-Петербурга обратился ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о досрочном назначении пенсии с приложением удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС нового образца. Пенсия была истцу назначена, но с 12.07.2019г.

     Суд полагает, что     пенсия должна быть ему назначена    с ДД.ММ.ГГГГ, то есть    со дня первоначального обращения к ответчику с заявлением    о досрочном    назначении    пенсии.

     При этом суд исходит из следующего.

     В соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационнотелекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

    Таким образом, по смыслу положений статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ назначение страховой пенсии возможно при одновременном наличии двух условий: заявления о назначении пенсии и соответствующего права на пенсию.

    В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, содержится указание на то, что если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог приставить их в установленный трехмесячный срок но независящим от него причинам (например, тождественность выполняемых истцом функций тем работам, которые дают право на пенсию, была установлена в ходе судебного разбирательства), то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.

    Истец на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии обладал правом на ее назначение с ДД.ММ.ГГГГ. Отказ имел место в связи с непредставлением удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС нового образца. Это подтверждается и тем, что в июле 2019 года при предоставлении удостоверения нового образца пенсия истцу была назначена.

     Вместе с тем, по независящим от истца причинам он не мог своевременно в течение установленного ответчиком трехмесячного срока представить удостоверение нового образца.

     Истец ДД.ММ.ГГГГ подал заявление о назначении     пенсии через МФЦ.          После получения решения об отказе в феврале 2019 года истец, узнав о необходимости предоставления удостоверения нового образца начал процедуру оформления, учитывая, что в письме от ДД.ММ.ГГГГ Ответчик разъяснил, что у истца есть еще три месяца на оформление удостоверения. Не успевая оформить удостоверение до ДД.ММ.ГГГГ, истец обратился с заявлением о продлении срока от ДД.ММ.ГГГГ в связи с не поступлением ответа из центрального архива Министерства обороны. Дополнительный срок Истцу Ответчиком не был представлен. Ответчик в ответе от ДД.ММ.ГГГГ разъяснил, что необходимо заново подавать заявление о назначении пенсии.

          Суд считает, что имеются уважительные причины, которые объективно свидетельствуют о том, что     в установленный    трехмесячный срок со дня получения решения об отказе    в назначении пенсии с разъяснением о возможности предоставления    дополнительных документов, истец    не имел возможности это сделать.

То есть, не по вине Истца не было получено удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС нового образца в установленный ответчиком трехмесячный срок.

      Вопрос реализации права истца на своевременное пенсионное обеспечение не может быть поставлен в зависимость от не зависящих от истца действий (бездействия) третьих лиц, иной подход противоречил бы осуществлению прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

        Согласно    ответа <адрес> Санкт-Петербурга следует, что Порядок выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Удостоверение) на момент правовой оценки документов был определен Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Порядок), постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации части одиннадцатой статьи 24 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

    Согласно вышеназванным нормативным актам Удостоверение выдается гражданам (в том числе временно направленным или командированным), принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.

      В соответствии с законодательством Санкт-Петербурга оформление и выдача Удостоверения производится администрацией района Санкт-Петербурга по месту жительства гражданина и Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - Комитет).

<адрес> Санкт-Петербурга осуществляет прием от граждан документов, снимают и заверяют копии с представленных документов (оригиналы возвращаются заявителю), проводят проверку представленных документов.

     Для подготовки решения о выдаче (отказе в выдаче) Удостоверения, проверки документов, представленных гражданами, в администрациях районов Санкт-Петербурга создаются комиссии и утверждается их персональный состав.

     Решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения    принимается в месячный срок с момента принятия от гражданина заявления (при необходимости подтверждающих документов) при соблюдении заявителем условий и оформляется распоряжением администрации района Санкт-Петербурга.

    Бланки удостоверения выдаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации (далее - МЧС) представителю Комитета на основании заявки, доверенности и копий документов, послуживших основанием для принятия решений о выдаче Удостоверения.

    Для оформления и получения Удостоверения гражданин представляет заявление, паспорт гражданина Российской Федерации, а также один или несколько документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения. Такими документами могут быть:

командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения;

справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986 - 1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами;

трудовая книжка (раздел «Сведения о работе») с записью о работе в зоне отчуждения;

табель учета рабочего времени в зоне отчуждения;

справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения);

задания (заявка) на полет в зону отчуждения, летная книжка и полетные листы летно- подъемного состава с записью о полетах в зону отчуждения;

военный билет (разделы «Прохождение учебных сборов» и «Особые отметки») с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения);

выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения;

выписка из приказа по личному составу начальника органа безопасности (государственной безопасности) о командировании военнослужащих КГБ СССР для участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и сроках пребывания в зоне отчуждения в 1986 - 1990 годах.

Согласно данным социального дела , ФИО1 (через представителя по доверенности ФИО2) ДД.ММ.ГГГГ обратился в Многофункциональный Центр предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес> Санкт-Петербурга представив заявление о выдаче Удостоверения и следующие документы:

копию паспорта;

копию доверенности;

копию паспорта доверенного лица;

копию справки из военного комиссариата <адрес> Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ, о прохождении воинской службы в рядах Вооруженных Сил СССР и Российской Федерации по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

копию справки из военного комиссариата <адрес> Санкт-Петербурга, о прохождении военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

удостоверение Участника серии А от ДД.ММ.ГГГГ (старого Союзного образца), выданное <адрес> военным комиссариатом.

    При проведении правовой оценки документов было установлено: в представленных заявителем документах не содержатся сведения о работе в зоне отчуждения, что является необходимым условием для выдачи Удостоверения. Для получения необходимых сведений <адрес> Санкт-Петербурга были направлены запросы в Военный комиссариат Адмиралтейского и <адрес>ов Санкт-Петербурга (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) и в ФГКУ «Центральный архив Министерства Обороны Российской Федерации» (исх. от ДД.ММ.ГГГГ). Заявитель был проинформирован о необходимости документального подтверждения факта участия в работах в зоне отчуждения.

Поступили ответы из Военного комиссариат Адмиралтейского и <адрес>ов Санкт-Петербурга и из ФГКУ «Центральный архив Министерства Обороны Российской Федерации», в которых необходимые сведения отсутствуют.

Мая 2019 года заявитель представил военный билет, в разделе «Особые отметки» которого имеется запись об участии в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 30-ти километровой зоне с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Мая 2019 года Комиссией для подготовки решения о выдаче (отказе в выдаче) специального удостоверения единого образца гражданам, участвовавшим в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Комиссия), принято решение выдать ФИО1 Удостоверение.

В соответствии с решением Комиссии было издано соответствующее распоряжение администрации <адрес> Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ -р.

На основании действующего порядка, распоряжение и документы были направлены в Комитет для дальнейшего получения бланка Удостоверения.

После получения в МЧС России бланк Удостоверения ДД.ММ.ГГГГ был оформлен и вручен ФИО1

<адрес> Санкт-Петербурга действовала в рамках правового поля. Нарушений Порядка выдачи удостоверения и сроков рассмотрения заявления не установлено.

    Таким образом,    новое удостоверение было получено истцом    по обстоятельствам независящим от него     ДД.ММ.ГГГГ.

     Суд считает уважительной причину пропуска трехмесячного срока.

     Таким образом, суд полагает, что истцу должна быть назначена пенсия с момента первоначального обращения с ДД.ММ.ГГГГ.

       Следует    признать решение Управления Пенсионного фонда       в <адрес> Санкт-Петербурга    от ДД.ММ.ГГГГ год в части    отказа    ФИО1    ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в назначении    пенсии по старости в соответствии      с пп.3 п.1    ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с учетом норм закона Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвершихся     воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» незаконным и отменить.

Признать      право ФИО1 на назначение пенсии по старости в соответствии      с пп.3 п.1    ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с учетом норм закона Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвершихся     воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с    момента первоначального обращения за назначением пенсии     с ДД.ММ.ГГГГ.

Оснований для удовлетворения остальной части исковых требований не имеется.

     Пенсия истцу назначена не на основании ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, а как «гражданину, пострадавшему в результате радиационных или техногенных катастроф, - граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиационных или техногенных катастроф» на основании специального закона: Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", который не предусматривает возможность индексации пенсии при условии выхода на пенсию позже даты возникновения права.

    Ответчиком    суду представлен расчет пенсии ФИО1 Пенсия с ДД.ММ.ГГГГ b соответствии с Законом Ликвидатор последствий ЧАЭС - надбавка 55,60 руб.

Зачтены периоды:

ДД.ММ.ГГГГ-15.11.1986(02-00-00)

ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ (до ДД.ММ.ГГГГ-05.00.01)

ДД.ММ.ГГГГ-30.06.2009

ДД.ММ.ГГГГ-31.12.2012

ДД.ММ.ГГГГ-30.06.2013

ДД.ММ.ГГГГ-31.12.2013

ДД.ММ.ГГГГ-31.08.2014

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ-31.12.2018

Зачтенный стаж до ДД.ММ.ГГГГ - 07-00-01

Зачтенный стаж до ДД.ММ.ГГГГ - 02-00-00

Среднемесячный заработок учтен за период с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ = 3098,15 руб. Соотношение заработков —1,2

- ДД.ММ.ГГГГ - 02-00-00 - согласно военному билету,

ДД.ММ.ГГГГ -30.06.1994(02-06-07)     периоды не подтверждены

ДД.ММ.ГГГГ-31.12.1996(02-06-01)     документально

Указанные периоды не приняты во внимание по причине того, что бланк трудовой книжки AT-VIII , дата заполнения ДД.ММ.ГГГГ был изготовлен на «Гознаке» согласно сведениям Министерства финансов в 1997 году. Поэтому сведения о работе за период с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ должны быть подтверждены, справка, подтверждающая работу, не представлена. Таким образом, спорные записи в трудовую книжку не могли быть внесены в 1991 - 1996 годах.

     Также Истцом был представлен дубликат трудовой книжки.

      Кроме того, после подачи заявления, ДД.ММ.ГГГГ Истцу было разъяснено, что вышеуказанные периоды необходимо подтвердить документально. В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ Истец указал на невозможность представления подтверждающих документов, просил назначить пенсию по имеющимся материалам. С порядком перерасчета ознакомлен. Какие-либо документы для перерасчета в дальнейшем не представлялись.

ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ (до ДД.ММ.ГГГГ - 05-00-01)    - по сведениям ИЛС

(индивидуального лицевого счета)

Стаж до ДД.ММ.ГГГГ - 02-00-00

Стаж до ДД.ММ.ГГГГ - 07-00-01 (истец указывает на 12 лет стажа, включая периоды неподтвержденные периоды: с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ (02-06-07) и с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ (02-06-01)

Стаж до ДД.ММ.ГГГГ - 02-00-00 Стаж до ДД.ММ.ГГГГ - 07-00-01

Пенсия после ДД.ММ.ГГГГ определяется по формуле: СЧ (страховая часть) + НЧ (накопительная часть)

СЧ = ПК/Т+Б (в данном случае - без базового размера - Б) СЧ= ПК/Т ПК - расчетный пенсионный капитал Т - ожидаемый период выплат трудовой пенсии (228 мес)

ПК = (РП - 450)хТ

РП - расчетный размер трудовой пенсии

450 - базовый размер, установленный государством

РП - Заявителю наиболее выгоден вариант по п.З ст.30 ФЗ № 173-ФЗ

РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП

СЗП на 2000-2001гг. установлен 1671 руб.

СК - стажевый коэффициент, устанавливается в размере 0,55 и повышается за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности на 0,01, но не более чем на 0,20.

При неполном трудовом стаже, величина РПК делится на число месяцев полного трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося трудового стажа.

Размер трудовой пенсии по старости согласно Закону участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-1987гг. определяется с применением норм закона № 400-ФЗ. К расчетному размеру пенсии прибавляется надбавка в размере 55 руб. 60 коп.

Стаж до ДД.ММ.ГГГГ - 07-00-01 = 84, 033 мес.

РП = 0,55 х 1,2 х 1671 = 1102,86 + 55,60 = 1158,46

1,2 - максимально допустимое значение отношения среднего заработка к среднемесячной зарплате по стране за тот же период.

Расчетный пенсионный капитал на ДД.ММ.ГГГГ ПК = П 158.46 – 4501х228 х 84,033 - 45246,03

300 - (25лет х12 месяцев = 300 месяцев)

Суммарный коэффициент индексации ПК на ДД.ММ.ГГГГ составляет 5,61481656 На ДД.ММ.ГГГГ СЧ = 45246, 03 : 228 = 198,45

СЧ с учетом индексации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ = 198,45 х 5,61481656 = 1114,26 Пенсия = СЧ +НЧ + СВ (валоризация)

НЧ = страховые взносы : Т

Страховые взносы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составили 1493616,17 руб.

НЧ = 1493616,17 : 228 = 6650, 95

РПК подлежит валоризации. Сумма валоризации применяется с ДД.ММ.ГГГГ Коэффициент валоризации составил: ПК х (0,12: 228) х 5,61481656 СВ = 45246, 03 х (0,12 : 228) х 5,61481656 = 133, 71

Пенсия на ДД.ММ.ГГГГ = СЧ + НЧ + СВ = 1114,26 + 6550,95 + 133,71 = 7798, 92 С ДД.ММ.ГГГГ ИПКс = 7798,92 : 64,10- 121,668

ИПКн с ДД.ММ.ГГГГ до даты назначения пенсии - 41.310 по данным Управления Дата рождения - ДД.ММ.ГГГГ

Дата назначения пенсии - ДД.ММ.ГГГГ На дату назначения, ДД.ММ.ГГГГ ИПк составил:

ИПК = ИПКс + ИПКн = 121, 668 + 41,310 = 162,978 С 01.01.2020

Стоимость одного пенсионного коэффициента равна 93,00 Фиксированная выплата равна 5 686, 25

Размер пенсии

Р = фиксированная выплата с учетом 1 иждивенца + страховая пенсия = 7581,67 + 93 х 162,978 = 7581,67 + 15156,95 = 22738,62

Пенсия по старости Истцу установлена в соответствии с Законом в размере, исчисленном с применением норм ФЗ № 400-ФЗ.

Пенсия Истца не является страховой.

        Таким образом, оснований для удовлетворения    требований ФИО1    в части обязания ответчика назначить пенсию с требуемыми Истцом коэффициентами не имеется.

    В удовлетворении исковых    требований ФИО1 в части осуществления расчета пенсии с ДД.ММ.ГГГГ с учетом коэффициента повышения индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) в размере 1,16 и коэффициент повышения фиксированной выплаты в размере 1,12 за поздний выход на досрочную страховую пенсию и ИПК в размере 216,76 необходимо отказать.

       На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                         решил:

    исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать решение Управления Пенсионного фонда       в <адрес> Санкт-Петербурга    от ДД.ММ.ГГГГ год в части    отказа    ФИО1    ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в назначении    пенсии по старости в соответствии      с пп.3 п.1    ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с учетом норм закона Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвершихся     воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» незаконным и отменить.

Признать      право ФИО1 на назначение пенсии по старости в соответствии      с пп.3 п.1    ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с учетом норм закона Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвершихся     воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с    момента первоначального обращения за назначением пенсии     с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

        Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Московский районный суд Санкт-Петербург.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 28 июня 2021 года.

Председательствующий:                                                   Е.Н.Бурыкина

2-277/2021 (2-4986/2020;) ~ М-2413/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Антипов Алексей Константинович
Ответчики
Управление Пенсионного фонда в Московском районе Санкт-Петербурга
Отделение Пенсионного Фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Другие
Администрация Московского района отдел социальной защиты населения
Суд
Московский районный суд города Санкт-Петербурга
Судья
Бурыкина Елена Николаевна
Дело на странице суда
msk--spb.sudrf.ru
15.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.04.2020Передача материалов судье
22.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.06.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.06.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.08.2020Предварительное судебное заседание
14.10.2020Судебное заседание
02.12.2020Судебное заседание
26.01.2021Судебное заседание
25.02.2021Судебное заседание
16.03.2021Судебное заседание
06.04.2021Судебное заседание
23.04.2021Судебное заседание
07.06.2021Судебное заседание
28.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2023Дело оформлено
16.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее