Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2437/2023 ~ М-1852/2023 от 03.07.2023

    Дело № 2-2437/2023

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    20 декабря 2023 года                                                              г. Севастополь

    Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Байметова А.А.., при секретаре – Назарове В.Ю., при участии помощник прокурора – Черной Е.А., представителя ответчика Департамента транспорта – Валова Д.Г., представителя ответчика ГКУ – Молчанова Е.В., представителя третьего лица ГБУ «Севастопольский автодор» - Данилина Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Балаклавского района города Севастополя к ГКУ "Дирекция по развитию дорожно-транспортной структуры города Севастополя", Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – ГБУ «Горсвет», ГУПС «Водоканал», ГБУ «Севастопольский автодор», об обязании совершить определенные действия,

    У С Т А Н О В И Л:

    прокурор Балаклавского района города Севастополя обратился в суд, с вышеуказанным иском, мотивируя следующим.

В результате прокурорской проверки установлено, что в нарушении требований 5.3.2.1 ГОСТ Р 50766-2007 остановочный пункт, обустроенный на <адрес>, напротив <адрес> А по <адрес> не имеет пешеходного перехода, с освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников), а так же в нарушении требований пункта 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует стационарное электрическое освещение на <адрес> ответчиками необходимых и своевременных мер по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности создает угрозу безопасности участникам дорожного движения.

Истец просит с учетом изменения требований обязать Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес> (далее – Департамент) в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу профинансировать расходы государственному казенному учреждению «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес>» (далее – ГКУ «Дирекция») по обустройству на <адрес>, напротив дома <адрес>А по <адрес>, пешеходного перехода, с освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников), а так же стационарного электрического освещения дороги на <адрес>. А также обязать ГКУ «Дирекция» в течение 6 месяцев с момента поступления финансирования обустроить на <адрес>, напротив <адрес> А по <адрес>, пешеходный переход, с освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников), а так же стационарного электрического освещения дороги на <адрес>.

    В судебном заседание помощник прокурора исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

    Представители ответчиков в судебном заседание против удовлетворения исковых требований возражали по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

    Представитель третьего лица ГБУ «Севастопольский автодор» в судебном заседании при рассмотрении дела полагался на усмотрение суда.

    Представители остальных третьих лиц в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах не явки не сообщили.

    В связи с чем, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

    Выслушав участников дела, изучив материалы дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в ГКУ «Дирекция».

Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» утверждены 12 национальных проектов, в том числе национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Целями данного национального проекта является создание современной, комфортной и надежной инфраструктуры.

Статьей 12 Федерального Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В соответствии со ст. ст. 1, 2 Федерального закона № 196-ФЗ задачами данного закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08,11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Паспорта национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 15), на территории города реализуется региональный проект «Безопасность дорожного движения», направленный на приведение дорожной инфраструктуры в нормативное состояние.

Согласно п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения Методы контроля» (далее - ГОСТ Р 50597-2017) дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.

В силу п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее - ГОСТ Р 52289-2019) в населенных пунктах на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении знак 5 19.1 дублируют над проезжей частью.

В соответствии с п. 7.1 ГОСТ Р 50597-201.9, п. 11.16 СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (далее - СП 42.13330.2016) для обеспечения видимости не допускается устройство земляных валов, посадка деревьев и кустарников, установка сооружений на пешеходных переходах.

Пунктом 4 5.2.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52766-2007) предусмотрено, что пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200 - 300 м.

Согласно п. 4.5.1. ГОСТ Р 52766-2007. п. 11.28 СП 42.13330.2016 тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием.

Пешеходная инфраструктура должка образовывать единую непрерывную систему и обеспечивать беспрепятственный пропуск пешеходных потоков, включая маломобильные группы населения. В состав пешеходной инфраструктуры входят пешеходные зоны, пешеходные улицы и площади, тротуары, пешеходные галереи, пешеходные эспланады, пешеходные переходы в одном к резных уровнях.

В силу п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» (далее — ГОСТ Р 52605-2006) искусственные неровности устраивают за 10-15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений,

Указанные выше государственные стандарты и строительные правила включены в перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.11.2017 № 2438-р.

В силу ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке к на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

В соответствии со ст. 2 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» (далее - Закон № 5-ЗС) Правительство Севастополя является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Севастополя, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Севастополя, и правомочно решать все вопросы, отнесенные к ведению органов и должностных лиц исполнительной власти, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям Губернатора.

Согласно ст. 26 Закона № 5-ЗС Правительство Севастополя разрабатывает и осуществляет городскую политику в области развития городской инфраструктуры и обеспечения единства городского хозяйства.

В соответствии с п. 1 Положения о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 08.09.2016 № 849-ПП (далее - Положение о Департаменте). Департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере формирования и развития дорожно- транспортной инфраструктуры, входящим в систему исполнительных органов власти города Севастополя и финансируемым за счет средств бюджета города Севастополя.

Согласно п. 2 Положения о Департаменте целями, деятельности данного исполнительного органа является обеспечение бесперебойного и безопасного функционирования дорожного хозяйства, обеспечивающего социально- экономические потребности населения города Севастополя.

При этом в соответствии с п. 3 Положения о Департаменте основными задачами деятельности исполнительного органа является обеспечение безопасного и устойчивого развития транспортного комплекса, формирование современного транспортного комплекса и моделей управления транспортным комплексом, сохранение и развитие сети автомобильных порог общего пользования регионального и межмуниципального значения.

В силу пл. 9.15 п 9.10 Положения о Департаменте для реализации указанных целей и задач Департамент осуществляет выполнение функции государственного заказчика на разработку концепций, проектов, схем, норм и программ развития и функционирования транспортной системы и дорожно- транспортной инфраструктуры в соответствии с адресной инвестиционной программой, а также по другим направлениям деятельности в соответствии с законами города Севастополя, иными правовыми актами; координацию в пределах своей компетенции деятельности организаций, осуществляющих работы по строительству объектов дорожно-транспортной инфраструктуры и дорожных объектов, вне зависимости от ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы.

Согласно п. 2.2 Устава ГКУ «Дирекция», утвержденного приказом Департамента от 26.04.2021 № 18-о, к основным целям деятельности учреждения относится: осуществление функций заказчика для обеспечения государственных нужд в сфере дорожной деятельности и транспорта на территории города Севастополя, поддержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в надлежащем эксплуатационном состоянии, в целях обеспечения безопасной и бесперебойной по дорожным условиям перевозки по ним пассажиров и груза, улучшение условий для безопасного дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения.

Таким образом, на ГКУ «Дирекция» возложена обязанность по обеспечению соответствия состояния автомобильных дорог города Севастополя установленным правилам, стандартам, техническим нормам.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные липа, ответственные за состояние порог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

В соответствии с п 5.3.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23 10.2007 г. № 270-ст (далее - ГОСТ Р 52766-2007), остановочные пункты маршрутных транспортных средств на порогах и улицах должны размещаться в местах промежуточных остановок на маршруте следования в соответствии с треб званиями настоящего стандарта и ГОСТ 33062.

Также п 5.3.2. ГОСТ Р 52766-2007 установлены требования к остановочным пунктам на автомобильных дорогах.

Между тем, в нарушении требований 5.3.2.1 ГОСТ Р 50766-2007 остановочный пункт, обустроенный ка <адрес>, напротив <адрес> А по <адрес>, не имеет пешеходного перехода, освещения (с питанием от распределительных сетей или автономных источников), а так же в нарушении требований пункта 4.6.1 Л ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует стационарное электрическое освещение на <адрес>.

В ходе судебного разбирательства суду представлена копия государственного контракта от 25.09.2023 №66-ЕП-2023, заключенного между ГКУ «Дирекция» и ООО «М-Инжиниринг» на выполнение работ по устройству остановочных и посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности города Севастополя. В перечень участков по выполнению работ, являющийся приложением к названному контракту, входит автомобильная остановка на ул. Драпушко.

Согласно статье 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

На основании п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Как установлено судом, автомобильная дорога «67 Н-57 ул. Драпушко» находятся в оперативном управлении ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя».

Непринятие ГКУ «Дирекция» и Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя необходимых и своевременных мер по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности создает угрозу безопасности участникам дорожного движения.

При этом представителем Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя суду не предоставлены доказательства осуществления финансирования в полном объеме мероприятий по устранению выявленных нарушений.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Данное требование гражданского процессуального законодательства, направленное на исполнение решения суда, которое имеет значение для большого круга лиц, в разумный срок, судом выполнено.

Суд, исходя из принципа разумности и с целью обеспечения соблюдения баланса интересов сторон, устанавливает следующий срок устранения нарушений: для Департамента – в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать расходы ГКУ «Дирекция» по приведению автомобильной дороги в надлежащее состояние, в том числе оборудование ее тротуаром для пешеходов, и для ГКУ «Дирекция» – в течение 6 месяцев со дня получения финансирования для выполнения требуемых работ, исходит из того, что данный срок отвечает.

Учитывая изложенное, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судом отклоняются доводы ответчиков об отсутствии противоправности в их действиях, поскольку из материалов дела следует, что прокуратурой города нарушения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности были выявлены еще в июне 2022 года, в адрес ответчиков было направлено представление об устранении нарушений, исковое заявление подано спустя год в июле 2023 года, нарушения до сих пор не устранены. Ответчиками не представлено каких-либо доказательств невозможности выполнения требований прокурора на протяжении года.

    Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,

    РЕШИЛ:

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ "░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░", ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░ 9204562702) ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» (░░░ 9200001167) ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ (░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░), ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» (░░░ 9200001167) ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ (░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░), ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░                                ░.░. ░░░░░░░░

    ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

2-2437/2023 ~ М-1852/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Балаклавского района города Севастополя в интересах Дехтяревой М.А. и Дехтярева Я.В.
Ответчики
Департамент транспорта и развития дорожно транспортной инфраструктуры г. Севастополя
ГКУ "Дирекция по развитию дорожно-транспортной структуры города Севастополя"
Другие
ГУПС "Водоканал"
ГБУ "Севастопольский автодор"
ГБУ Горсвет"
Суд
Ленинский районный суд города Севастополя
Судья
Байметов Александр Анатольевич
Дело на сайте суда
leninskiy--sev.sudrf.ru
03.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.07.2023Передача материалов судье
04.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.08.2023Подготовка дела (собеседование)
25.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.10.2023Судебное заседание
29.11.2023Судебное заседание
20.12.2023Судебное заседание
26.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее