№ 14-469/22
ОПРЕДЕЛЕНИЕо прекращении исполнительного производства
09 июня 2022 года г. Сарапул
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Шадриной Е. В.,
при секретаре Лушниковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> УФССП России по Удмуртской Республике Кувалдиной <данные изъяты> о прекращении исполнительного производства,
УСТАНОВИЛ:
Судебный пристав-исполнитель ОСП по городу Сарапулу УФССП России по УР Кувалдина О. А. обратилась в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства №-ИП, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ, в отношении Зайнуллина <данные изъяты> о взыскании исполнительского сбора, в связи со смертью должника.
В судебное заседание судебный пристав-исполнитель, представитель взыскателя, извещенные о времени и месте рассмотрения заявления, не явились.
В соответствии со ст. 440 ГПК РФ заявление рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Суд считает заявление судебного пристава-исполнителя обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 439 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 43 указанного федерального закона исполнительное производство прекращается судом в случае смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства.
Частью первой статьи 387 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона при наступлении указанных в нем обстоятельств, в частности, в результате универсального правопреемства в правах кредитора; по решению суда о переводе прав кредитора на другое лицо, если возможность такого перевода предусмотрена законом; в других случаях, предусмотренных законом.
В силу статьи 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации со смертью гражданина открывается наследство, в состав которого в силу статьи 1112 того же кодекса входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим кодексом или другими законами.
Анализ приведенных норм закона свидетельствует, что основанием для прекращения исполнительного производство является, в том числе смерть должника. Обязательным условием совершения данного процессуального действия является невозможность установления правопреемства по соответствующему обязательству.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> УФССП России по Удмуртской Республике вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника Зайнуллина <данные изъяты> в сумме 1000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> УФССП России по Удмуртской Республике возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении Зайнуллина <данные изъяты> о взыскании 1000 рублей исполнительского сбора.
Между тем на момент вынесения постановления судебного пристава-исполнителя Зайнуллин <данные изъяты> уже умер.
Ответом на запрос сведений об актах гражданского состояния подтверждается, что Зайнуллин <данные изъяты> умер ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства.
Часть 1 ст. 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает, что исполнительное производство прекращается судом в случаях:
1) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;
2) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);
3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;
4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.
По смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Поскольку применение мер публично-правовой ответственности в отношении физических лиц носит индивидуальный персонифицированный характер, постановление о взыскании исполнительского сбора не подлежит исполнению правопреемником должника-гражданина.
Следовательно, исполнительное производство в отношении умершего Зайнуллина <данные изъяты> может быть прекращено. Заявление судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. 439-440 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Заявление судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> УФССП России по Удмуртской Республике Кувалдиной <данные изъяты> о прекращении исполнительного производства удовлетворить.
Исполнительное производство №-ИП, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ в отношении Зайнуллина <данные изъяты> прекратить в связи со смертью должника.
На определение может быть подана частная жалоба в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 15 дней с момента вынесения.
Судья Шадрина Е. В.