УИД: 10RS0005-01-2023-001096-94 Дело № 2-880/2023
Решение
именем Российской Федерации
8 декабря 2023 г. г. Костомукша
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Фазылова П.В., при секретаре Богдановой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Монашовой Н.И. к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия об установлении границ земельного участка,
установил:
истец Монашова Н.И. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя требования тем, что постановлением Местной администрации города Костомукша от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка Монашовой Н.И.» истцу предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером № в <адрес> для индивидуального дачного строительства площадью 0,10 га. С указанного времени истец использует земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования в границах, сформированных прежним собственником ФИО3 Земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. В целях установления границ земельного участка истец обратился в ООО «Геоком», работником которого ДД.ММ.ГГГГ был подготовлен кадастровый план на земельный участок, при этом границы были определены в соответствии с постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ и фактически используемой более 15 лет территорией, закрепленной на местности межевыми столбами. При этом площадь земельного участка составила 1439 кв.м., а также были определены координаты характерных точек границ. Кроме указанного кадастровые работы проводились с целью исправления кадастровой ошибки в местоположении границ земельного участка лесного фонда с кадастровым номером №, т.к. в ходе выполнения работ по образованию данного земельного участка не учитывались сведения о земельных участках, предоставленных для садоводства и дачного строительства, его граница прошла по садовым участкам, которые располагались в непосредственной близости с ним. ДД.ММ.ГГГГ истцом были представлены документы в орган регистрации прав с целью внесения сведений в ЕГРН о местоположении границ, принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером №. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ орган регистрации прав приостановил государственный кадастровый учет спорного земельного участка со ссылкой на ч.1 ст. 60.2 Закона №218-ФЗ. ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером было отозвано ранее представленное заявление о государственном кадастровом учете в связи с тем, что вероятный отказ при не устранении причин, послуживших основанием для приостановления, влияет на лицензируемую деятельность кадастрового инженера. С учетом уточенных требований, истец просит установить границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного на территории: <адрес> существующего на местности пятнадцать и более лет, в границах и площади, определенными координатами характерных точек в действующей системе МСК-10, указанных в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ б/н, изготовленном ООО «ГеоКом»..
Определением суда от 18.10.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «ГеоКОМ», кадастровый инженер С., Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, ГКУ Республики Карелия «Костомукшское центральное лесничество», МТУ Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия, Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу.
Определением суда в протокольной форме от 15.11.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора привлечена Е.
В судебное заседание истец Монашова Н.И. не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просила рассмотрение дела отложить. Определением в протокольной форме в удовлетворении ходатайства отказано.
Представитель от ответчика Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, в судебное заседание не явился, в отзыве на иск указал, что министерство не является надлежащим ответчиком по делу, прав истца не нарушало, т.к. в соответствии с данными государственного лесного реестра земельный участок с кадастровым номером № не относится к землям лесного фонда и не пересекает лесной фонд.
Представитель третьего лицу ГКУ Республики Карелия «Костомукшское центральное лесничество» в суд не явился, в отзыве на иск указал, что требования удовлетворению не подлежат, в ходе проведенного ДД.ММ.ГГГГ осмотра лесного фонда и местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № установлено, что данный земельный участок расположен в квартале 361, литера «в» Костомукшского участкового лесничества и находится на территории <данные изъяты>», согласно результатам натурного обследования и материалам лесоустройства подтверждается факт нахождения земельного участка с кадастровым номером № вне границ земель государственного лесного фонда.
Иные третьи лица, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили участия своих представителей в судебном заседании.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1).
В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом.
В силу части 6 данной статьи закона государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 15 Закона о регистрации при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости, за исключением случая, установленного пунктом 4.5 настоящей части.
В силу положения п.3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Согласно ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (часть 1).
Судом установлено, что истцу Монашовой Н.И. постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № Местная администрация города Костомукша в соответствии со ст. 7, п.1 ст. 19, п.1 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации предоставила в частную собственность земельный участок площадью 0,10 га, изъятый у ФИО4, для индивидуального дачного строительства. Согласно выписке из ЕГРН данному земельному участку ДД.ММ.ГГГГ присвоен кадастровый номер №, адрес: <адрес>, кадастровый квартал <адрес> площадью 1000 кв. м. Право собственности истца зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, основанием послужило указанное выше постановление. Граница земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена.
С целью уточнения местоположения границ и площади земельного участка, истец в 2017, 2018 и 2022 годах обращалась к кадастровому инженеру для выполнения необходимых кадастровых работ.
При проведении кадастровых работ в 2022 году по учету изменений в связи с изменением площади земельного участка и изменением описания местоположения его границ выявлено, что фактическая площадь спорного земельного участка составляет 1400 кв. м. Согласно заключению кадастрового инженера, имеющемуся в представленном в материалы дела межевом плане, границы участка определены по фактическому использованию, существуют на местности более 15 лет. Границы земельного участка определены в соответствии с постановлением №543 от 25.06.1996 и фактически используемой более 15 лет территорией. На местности граница земельного участка закреплена межевыми столбами, установленными при формировании участка и проходит: от точки н1 до 2 вдоль дороги общего пользования; от точки 2 до 3 вдоль земельного участка с кадастровым номером № освоенной и разработанной территорией (в том числе по деревянному забору); от точки 3 до 4 вдоль земельного участка с кадастровым номером № освоенной и разработанной территорией (в том числе по деревянному забору); от точки 4 до 5 вдоль земельного участка с кадастровым номером № освоенной и разработанной территорией (в том числе по деревянному забору); от точки 5 до н1 вдоль земельного участка с кадастровым номером № (заболоченной территории, расположенной в береговой полосе озера). По результатам проведенных измерений площадь земельного участка составила 1400 кв. м. Также в ходе кадастровых работ установлено пересечение уточняемого земельного участка :61 с земельным участком с кадастровым номером №. Высказано предположение о наличии реестровой ошибки в сведениях о координатах земельного участка с кадастровым номером № (далее - лесной участок).
ДД.ММ.ГГГГ истец через кадастрового инженера С. обратился в Управление Росреестра по Республике Карелия с заявлением о проведении кадастрового учета изменений земельного участка.
Однако ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Республике Карелия действия по осуществлению кадастрового учета были приостановлены, причиной чего послужило пересечение земельного участка истца с лесным участком :88 и невозможности применения положения ч.1 ст. 60.2 Закона, поскольку право собственности на земельный участок истца было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Рекомендовано для устранения указанных причин представить межевой план, в котором исключено пересечение уточняемого земельного участка с лесным участком.
ДД.ММ.ГГГГ прекращено осуществление государственного кадастрового учета, в связи с отзывом заявления кадастровым инженером.
Согласно выписке из ЕГРН №№ от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, располагается по адресу: Республика Карелия, Костомукшское участковое лесничество, кварталы 248-252, 272-280, 297-309, 322-336, 346-362, 371-388, 392-407, земли лесного фонда, собственник - Российская Федерация с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.1 ст. 60.2 Закона о регистрации если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, который не является лесным участком и права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
В силу п. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со ст. 68, 69 ЛК РФ в случаях закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных лесов и лесных участков, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В материалах межевого плана 2019 года имеется акт натурной проверки границ земель лесного фонда и местоположения границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому лесничим Костомукшского участкового лесничества ГКУ Республики Карелия «Костомукшского центральное лесничество» ФИО5 в присутствии Монашовой Н.И. проведена натурная проверка местоположения границ земельного участка расположенного в землях ранее выведенных из состава земель лесного фонда. По результатам проверки установлено, что местоположение земельного участка соответствует схеме размещения и расположен в квартале 361 литер «б» <адрес>», границ с землями лесного фонда не имеет, нарушений лесного законодательства не выявлено.
Согласно письму ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, акту осмотра №-к/ф от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № расположен в квартале 361, литера «в» Костомукшского участкового лесничества и находится на территории <адрес>». Согласно результатам натурного обследования и материалам лесоустройства 2020 года подтверждается факт нахождения земельного участок с кадастровым номером № вне границ земель Государственного лесного фонда, установленный актом натурного обследования от ДД.ММ.ГГГГ.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; вступившие в законную силу судебные акты; межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 настоящего Федерального закона) (п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации).
Местоположение границ земельного участка в силу части 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" ((далее - Закон о кадастровой деятельности), части 8 статьи 22 Закона о регистрации устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно ч. 1.1 ст. 43 Закона о регистрации при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. В этом случае допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32, 32.1 и 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона. В указанном случае в межевом плане приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
Данные требования совпадают с требованиями утратившей силу с 01.07.2022 части 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Из указанных положений закона, как в ранее действовавшей редакции, так и в действующей редакции, следует, что границы и площадь земельного участка определяются исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
Подготовленный ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером межевой план содержит указание на местоположение границ спорного земельного участка по фактическому землепользованию, составлен с учётом содержащихся в ЕГРН сведений, в данном случае, суд, считает, что в целях соблюдения положений земельного законодательства, необходимо привести местоположение границ земельного участка истца в соответствии с фактическим местоположением, установленным по факту существования на местности 15 и более лет, согласно межевому плану.
При этом, суд считает, что обстоятельства, на которые ссылается истец в обоснование заявленных требований, являются правовым основанием для удовлетворения иска, поскольку целью кадастрового учета объектов недвижимости является внесение соответствующих действительности сведений об объекте недвижимости в ЕГРН, а существенными сведениями, в данном случае, являются достоверные сведения о местоположении (границах), площади объекта недвижимости.
Кроме этого суд учитывает, что право собственности у истца Монашовой Н.И. возникло на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ, изданного местной администрацией в пределах полномочий определенных действовавшим в то время Земельным кодексом Республики Карелия.
С учетом установленного обстоятельства - нахождение земельного участка с кадастровым номером № в собственности истца более 15 лет, фактического его нахождения вне границ лесного участка, то имеются основания для применения к спорной ситуации положений ч. 1 ст. 60.2 Закона о регистрации.
С учетом изложенного, а также, учитывая, что истец не имеет иной возможности внести сведения о границах своего земельного участка в государственный кадастр недвижимости, суд считает установленным факт существования земельного участка с кадастровым № в соответствии с фактическим местоположением на местности 15 и более лет, полагает возможным установить местоположение границ участка в границах и площади, определенными координатами характерных точек в действующей системе МСК-10, указанных в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ б/н, изготовленном ООО «ГеоКом».
В удовлетворении требований, заявленных к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия надлежит отказать, поскольку оно не имеет отношения к разрешению спора об установлении границ земельного участка, оснований полагать, что действиями указанного ответчика нарушались права и законные интересы истца, не имеется.
В данном случае Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, являясь процессуальным ответчиком, исполняло переданные ему в соответствии со ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации отдельные полномочия в области лесных отношений по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных на территории Республики Карелия.
Решение является основанием для внесения изменений в ЕГРН Управления Росреестра по Республике Карелия в части установления местоположения границ и площади земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить частично.
Установить границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного на территории: <адрес>», площадью 1400 кв.м., существующего на местности пятнадцать и более лет, по следующим координатам характерных точек определенных в системе координат МСК-10 методом спутниковых геодезических измерений (определений) со средней квадратической погрешностью не превышающей 0,2 м.:
Обозначения характерных точек границ |
Координаты в системе МСК-10, м. | |
Х |
Y | |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
В удовлетворении исковых требований к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья П.В. Фазылов