Дело № 2-205/2024
УИД: 61RS0046-01-2024-000219-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 мая 2024 года ст. Обливская Ростовской области
Обливский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Устиновой С.Г. единолично,
с участием представителя истца помощника прокурора Обливского района Суетина Р.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Горовенко А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Обливского района к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Обливская средняя общеобразовательная школа № 2», третье лицо – отдел образования администрации Обливского района, об обязании укомплектовать штат образовательной организации педагогами-специалистами для организации обучения несовершеннолетних учащихся с ограниченными возможностями здоровья,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Обливского района обратился в суд с названным иском, в обоснование которого указал, что во исполнение поручения прокуратуры области от 28.12.2023 года была проведена проверка соблюдения МБОУ «Обливская СОШ № 2» деятельности в части укомплектования штата образовательной организации педагогами-специалистами для организации обучения несовершеннолетних учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в ходе которой установлено, что в указанном образовательном учреждении обучается 21 ребенок, относящийся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (далее также – ОВЗ), при этом надлежащие условия для получения образования этой категорией обучающихся образовательным учреждением не созданы – в штатном расписании образовательной организации отсутствуют штатные единицы учителя-логопеда, учителя-дефектолога и тьютора в количестве, предусмотренном Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 года № 115.
В связи с выявленными нарушениями 17.01.2024 года директору образовательной организации внесено представление, которое рассмотрено и не удовлетворено, то есть нарушение не устранено.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, уточнив исковые требования, истец просит суд: обязать МБОУ «Обливская СОШ № 2» укомплектовать штат образовательной организации дополнительными штатными единицами педагогов-специалистов: учителя-логопеда – 0,25 штатной единицы; учителя-дефектолога – 0,25 штатной единицы и тьютора – 1,75 штатной единицы, для организации обучения несовершеннолетних учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Представитель истца помощник прокурора Суетин Р.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал на основании изложенных в иске доводов, уточнив указанием на срок исполнения решения суда – до 01.09.2024 года.
Представитель ответчика МБОУ «Обливская СОШ № 2» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела ответчик был надлежаще извещен (л.д. 56), об уважительности причин неявки сведений в суд не представлено; директором МБОУ «Обливская СОШ № 2» подано заявление о рассмотрении дела без ее участия (л.д. 57).
Представитель третьего лица отдела образования администрации Обливского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела третье лицо было надлежаще извещено (л.д. 56), об уважительности причин неявки сведений в суд не представлено, заведующей отделом образования Малаховой Н.А. направлено в суд заявление о рассмотрении дела без ее участия (л.д. 59).
По существу заявленных исковых требований заведующей отделом образования администрации Обливского района Малаховой Н.А. в суд представлен письменный отзыв (л.д. 52), в котором указано на согласие с исковыми требованиями прокурора, при этом обращено внимание на те обстоятельства, что требования прокурора будут выполнены 01.09.2024 года, в связи с тем, что штатные расписания на 2023-2024 учебный год утверждены, учебная нагрузка распределена, ее объем в текущем учебном году по инициативе работодателя изменен быть не может, а в случае ее изменения или перераспределения работник должен быть уведомлен об этом не позднее, чем за 2 месяца; дефицит кадров учителей-логопедов, учителей-дефектологов требует проведения профессиональной подготовки педагогических кадров, которая по срокам освоения образовательных программ составляет от 3 до 6 месяцев.
Суд рассмотрел гражданское дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица на основании положений ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу ст. 195 ГПК РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, представленные суду в совокупности.
Согласно ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование.
В соответствии с требованиями ст. 19 Федеральный закон от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.
Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.
Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов.
Органы государственной власти и организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывают психолого-педагогическую поддержку при получении инвалидами образования, в том числе при получении общего образования детьми-инвалидами на дому и в форме семейного образования.
Инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
В пункте 2 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ) закреплено право обучающихся на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Частями 1-5 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ закреплено, что содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Требование к созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья закреплено также в разделе III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 года № 115 (далее также – Порядок).
Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих общеобразовательные программы, в том числе адаптированные общеобразовательные программы п. 2 Приказа Минпросвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115).
В соответствии с п. 28 Порядка содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной общеобразовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов специальных технических средств коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания Организации, а также иные условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ Правила доступности Организаций, реализующих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, определяются порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.
Пунктом 31 Порядка определено, что для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья создаются: необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения; условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Как следует из материалов дела, МБОУ «Обливская СОШ № 2» является некоммерческой организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых она создана, по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, дополнительного образования детей, присмотр и уход.
Исходя из приведенных в иске данных, которые нашли свое подтверждение в копии штатного расписания № 3 от 26.12.2023 года, утвержденного приказом от 26.12.2023 года № 182 и согласованного заведующей отделом образования администрации Обливского района (л.д. 41-44), в штатном расписании образовательного учреждения имеются: 1 штатная единица учителя-логопеда, 1 штатная единица учителя-дефектолога, 0,5 штатной единицы тьютора.
Стороной ответчика приведенные истцом обстоятельства о содержании штатного расписания образовательного учреждение не оспаривались.
Наряду с этим, в силу требований п. 39 Порядка, при организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей обучающихся из расчета по одной штатной единице:
учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
учителя-логопеда на каждые 6-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1-6 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Вышеприведенные положения Порядка образовательной деятельности дают прямое указание на введение в штатное расписание образовательного учреждения указанных специалистов в размере штатной единицы на определенное количество обучающихся.
Согласно информации, представленной 15.05.2024 года директором МБОУ «Обливская СОШ № 2» (л.д. 60), в МБОУ «Обливская СОШ № 2» в 2024-2025 году по адаптированной общеобразовательной программе будет обучаться 19 учащихся, из которых, согласно заключениям ПМПК, нуждаются в тьюторском сопровождении 13 учащихся, в занятиях с логопедом – 15 учащихся, с дефектологом – 15 учащихся.
В силу положений ч. 1, 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ образовательная организация самостоятельна в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации; к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в числе иного: установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации; прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников; разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Прокуратурой Обливского района Ростовской области проведена проверка укомплектования штата МБОУ «Обливская СОШ № 2» узкопрофильными специалистами, в рамках которой выявлены нарушения прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на образование.
Необходимо дополнить штатное расписание единицами специалистов узкопрофильной направленности в должностях: учителей-дефектологов; учителей-логопедов, тьюторов.
Установленные в судебном заседании обстоятельства позволяют сделать однозначный вывод о несоответствии штатного расписания МБОУ «Обливская СОШ № 2» нормативным правовым актам и нарушении прав, свобод и законных интересов обучающихся в МБОУ «Обливская СОШ № 2» учеников, нуждающихся в учителях-дефектологах, в учителях-логопедах, в тьюторах, в интересах которых прокурор обратился с исковым заявлением в суд.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Представитель истца в судебном заседании указал в качестве такого срока 01.09.2024 года.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в нарушение положений Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 года № 115, Федеральный закон от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ответчиком не исполнена возложенная законом обязанность по созданию условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Руководствуясь ст. 12, 56, 194-199, 206, 209 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Обливского района удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Обливская средняя общеобразовательная школа № 2» (ИНН 6124002604) в срок до 01.09.2024 года укомплектовать штат образовательной организации следующими дополнительными штатными единицами: учитель-логопед – 0,25 штатной единицы, учитель-дефектолог – 0,25 штатной единицы, тьютор – 1,75 штатной единицы.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Обливский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья
Решение в окончательной форме принято 24 мая 2024 года.