Судья Нуриева А.В. |
№21-98/2023 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
08 июня 2023 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу заместителя главного государственного инспектора г.Петрозаводска по пожарному надзору, заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Петрозаводску управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия на решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 13 апреля 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, в отношении Окуневой Н.А.,
установил:
в соответствии с постановлением должностного лица органа пожарного надзора от 09 февраля 2023 г. директор ГБУ РК «Карельский ресурсный центр» Окунева Н.А. была признана виновной в совершении противоправного деяния, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Петрозаводского городского суда РК от 13 апреля 2023 г. постановление о назначении административного наказания отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ).
В поданной в вышестоящий суд жалобе должностное лицо Пушкаревич Н.С., вынесший постановление по делу об административном правонарушении, просит отменить упомянутое выше решение судьи, мотивируя свои доводы соблюдением в отношении подвергшегося исследованию объекта защиты установленной положениями действующего законодательства периодичности проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия.
Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В ч.1 ст.20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и чч.6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Исходя из положений ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Как следует из материалов дела, на основании п.2 ч.1 ст.57 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №248-ФЗ) в связи с выполнением в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора ежегодного плана проведения проверок по решению начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Петрозаводску управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия от 10 января 2023 г. в период с 16 по 27 января 2023 г. должностными лицами проведена плановая выездная проверка в отношении находящегося у ГБУ РК «Карельский ресурсный центр» на праве оперативного управления объекта защиты, расположенного по адресу: г.Петрозаводск, улица Зайцева, дом 57а, и относящегося к категории высокого риска.
По результатам проведения проверки 27 января 2023 г. проверяющими лицами оформлен акт №, в котором отражены обнаруженные нарушения требований пожарной безопасности.
В связи с выявленными нарушениями 03 февраля 2023 г. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и постановлением уполномоченного должностного лица отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Петрозаводску управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия от 09 февраля 2023 г. Окунева Н.А. признана виновной в совершении инкриминируемого деяния.
Решением судьи Петрозаводского городского суда РК постановление о назначении административного наказания отменено, производство по данному делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Вопреки доводам жалобы выводы судьи о нарушении органом пожарного надзора периодичности проведения плановой выездной проверки (до истечения двух лет со дня окончания предыдущего планового контрольного (надзорного) мероприятия) основаны на правильном толковании и применении положений действующего законодательства, регулирующего данный вопрос.
В рассматриваемом случае судья городского суда, отменяя постановление должностного лица, правильно исходил из того, что результаты плановой выездной проверки получены с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), так как нарушена периодичность проведения контрольного (надзорного) мероприятия, и в силу ч.1 ст.91 Федерального закона №248-ФЗ не могут являться доказательствами нарушения обязательных требований и неправомерно положены в основу обвинения привлекаемого лица в совершении инкриминируемого деяния.
В соответствии со ст.6 Федерального закона «О пожарной безопасности» организация и осуществление федерального государственного пожарного надзора регулируются Федеральным законом №248-ФЗ.
В силу чч.1, 3 ст.25 Федерального закона №248-ФЗ виды, периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля, отнесенных к определенным категориям риска, определяются положением о виде контроля соразмерно рискам причинения вреда (ущерба). Периодичность плановых контрольных (надзорных) мероприятий определяется по каждому виду контрольных (надзорных) мероприятий для каждой категории риска с учетом положений, установленных чч.2 - 6 настоящей статьи. Для объектов контроля, отнесенных к категориям высокого или значительного риска, устанавливается средняя частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий - не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в четыре года и не более одного контрольного (надзорного) мероприятия в два года.
Одним из оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий является наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения таких мероприятий (п.2 ч.1 ст.57 Федерального закона №248-ФЗ).
В соответствии с пп.41, 42 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 №290, проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в зависимости от присвоенной категории риска со следующей периодичностью: для категории высокого риска - инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка один раз в 2 года. Основанием для включения планового контрольного (надзорного) мероприятия в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий является истечение в году проведения контрольного (надзорного) мероприятия установленной периодичности с даты окончания проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия.
Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 №806 утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности.
Подпунктом «а» п.14 указанных Правил установлено, что включение в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверки в отношении объекта государственного контроля (надзора), отнесенного к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классам опасности, осуществляется при истечении в году проведения плановой проверки установленного для вида федерального государственного контроля (надзора) положением о виде федерального государственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности, а для вида регионального государственного контроля (надзора) - приложением к настоящим Правилам периода времени с даты окончания проведения последней плановой проверки объекта государственного контроля (надзора).
Согласно чч.1, 3 ст.61 Федерального закона №248-ФЗ плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, формируемого контрольным (надзорным) органом и подлежащего согласованию с органами прокуратуры. Порядок формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года устанавливается Правительством Российской Федерации.
Исходя из п.7 Правил формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 №2428, в ежегодный план подлежат включению контрольные (надзорные) мероприятия по объектам контроля, для которых в году реализации ежегодного плана истекает установленный федеральным законом о виде контроля, положением о виде контроля период времени с даты окончания проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия.
Таким образом, с учетом отнесения объекта защиты к категории высокого риска допускается проведение в отношении него плановой выездной проверки один раз в два года и с учетом приведенных выше правовых норм в целях проверки соблюдения периодичности проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия необходимо установить факт истечения данного периода времени (два года) с даты окончания проведения последнего такого мероприятия.
Пунктом 4 ч.2 ст.91 Федерального закона №248-ФЗ предусмотрено, что грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля является нарушение периодичности проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления (ст.24.1 КоАП РФ).
При этом ст.26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события правонарушения, виновность привлекаемого к административной ответственности лица, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч.1 ст.26.2 КоАП РФ).
В соответствии с ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Вышеприведенные положения КоАП РФ во взаимосвязи со ст.2.1 данного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического или юридического лица признаков противоправности и виновности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции РФ общепризнанных принципов юридической ответственности.
Как следует из материалов дела, рассматриваемая в настоящее время плановая проверка была проведена с 16 по 27 января 2023 г., контрольные (надзорные) действия осуществлены 16, 19, 25, 26 и 27 января 2023 г., по результатам которых 27 января 2023 г. составлен соответствующий акт.
Поскольку ранее плановое контрольное мероприятие проводилось в период с 18 января по 11 февраля 2021 г., по окончании которого 12 февраля 2021 г. был оформлен акт, судья пришел к правильным выводам о том, что в нарушение действующего законодательства в 2023 г. объект защиты подвергся проверке до истечения двухлетнего периода с даты окончания проведения последней плановой выездной проверки.
При пересмотре постановления должностного лица требования ст.ст.24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, судьей городского суда соблюдены и меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела приняты.
Доводы жалобы о законности осуществленного планового контрольного (надзорного) мероприятия подлежат отклонению, так как согласно буквальному толкованию положений ч.3 ст.25 Федерального закона №248-ФЗ и п.41 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре проведение в отношении объекта категории высокого риска более одного контрольного (надзорного) мероприятия в два года является недопустимым.
Предусмотренные приведенными выше нормативными правовыми актами положения по включению планового контрольного (надзорного) мероприятия в ежегодный план проведения таких мероприятий при истечении в году проведения плановой проверки установленного периода времени с даты окончания проведения последней плановой проверки касаются вопроса формирования соответствующего плана и порядок исчисления периодичности проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия не определяют.
Таким образом, поскольку основанием для отмены постановления о привлечении к административной ответственности является факт грубого нарушения положений Федерального закона №248-ФЗ, что в данном случае и было установлено судьей городского суда с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, решение судьи надлежит оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 13 апреля 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, в отношении Окуневой Н.А. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (190195,г.Санкт-Петербург,ул.Садовая,д.26).
Судья Н.А.Колбасова