Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 сентября 2014 года г. Вельск
Вельский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Смоленской Ю.А.,
при секретаре Сусловой Н.В.,
с участием старшего помощника прокурора Вельского района Порошиной Я.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению А.О.П. к А.А.А. о выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения,
установил:
А.О.П. обратилась в суд с исковым заявлением к А.А.А. о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения, обосновывая требования тем, что она является собственником доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. В указанной квартире также, зарегистрирован по месту жительства ответчик, с которым брак расторгнут. А.А.А. нарушаются общепризнанные правила совместного проживания в квартире, он злоупотребляет спиртными напитками, коммунальные платежи не вносит, в настоящее время ответчик находится в следственном изоляторе <адрес>. В связи с неоднократными нарушениями ответчиком правил проживания в квартире он предупреждался сотрудниками полиции о возможном выселении.
Истец А.О.П., действующая за себя и как законный представитель несовершеннолетних детей: Ш.Л.Н. и А.Д.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме и по тем же основаниям, настаивая на том, что совместное проживание с ответчиком невозможно, со слов А.А.А. после освобождения из мест лишения свободы он намерен возвратиться в квартиру, с чем она категорически не согласна, поскольку это нарушает ее права и права несовершеннолетних детей на безопасные условия проживания. Не оспаривала факт приобретения квартиры в период брака с А.А.А., на средства материнского капитала. Кроме того, указала, что ответчик еще до осуждения в добровольном порядке выехал из жилого помещения и вывез все принадлежащие ему вещи, проживал с июля по ноябрь 2013 года в съемной квартире, однако до настоящего времени имеет в квартире регистрацию по месту жительства.
Несовершеннолетняя Ш.Л.Н. в судебном заседании в полном объеме поддержала заявленные исковые требования матери А.О.П., указывая на неоднократные нарушения правил проживания А.А.А., злоупотребления им спиртными напитками, а также ненадлежащего отношения к сыну А.Д.А., подтвердила, что ответчик не проживает в квартире, выехал их нее добровольно и вывез свои вещи.
Ответчик А.А.А., в настоящее время отбывающий наказание в ФКУ <данные изъяты> о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, отзыва на исковое заявление не представил.
Представители третьих лиц администрации МО «Вельское», отдела опеки и попечительства администрации МО «Вельский муниципальный район» на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, согласно заявлениям просили рассмотреть дело без их участия.
Выслушав объяснения А.О.П., Ш.Л.Н., заключение участвующего в деле прокурора П.Я.Н., указавшей на отсутствие законных оснований для удовлетворения требований истца, изучив и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст. 18, 19, 40 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Все равны перед законом и судом. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона.
В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Таким образом, принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принциповнетолько конституционного, но и жилищного законодательства.
Согласно ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением, в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.
По общему правилу, в соответствии с ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (ч. 1 ст. 35 ЖК РФ). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
По смыслу частей 1 и 4 ст. 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения.
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В судебном заседании установлено и это следует из письменных материалов дела, что истец А. (до заключения брака - Ш.) А.О.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ответчик А.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ состояли в зарегистрированном браке, и который ДД.ММ.ГГГГ на основании решения мирового судьи судебного участка № <адрес> Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ, был прекращен.
В период данного брака у супругов А. ДД.ММ.ГГГГ родился сын А.Д.А..
В судебном заседании установлено, что у А.О.П. также имеются дети от иного брака: сын Ш.С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь Ш.Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и несовершеннолетняя дочь Ш.Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из объяснений истца и материалов дела следует, что в период брака с ответчиком, А.О.П., действующей за себя и несовершеннолетних детей, ДД.ММ.ГГГГ приобрела в общую долевую собственность по договору купли-продажи однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Закона) с 01 июля 2007 года в дополнение к основным мерам социальной защиты установлены меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом. Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям на улучшение жилищных условий (п. 3).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.
Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ № А.О.П. на основании ее заявления был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии №, денежные средства в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. по заявлению истца были направлены на улучшение жилищных условий по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с намерением воспользоваться правом на получение средств материнского капитала по государственному сертификату на приобретение жилого помещения, А.О.П. ДД.ММ.ГГГГ приняла на себя обязательство по оформлению <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, на себя, своего супруга А.А.А. и своих детей с определением размера долей по соглашению (п. 4 ст. 10 Закона) в течение 6 месяцев после перечисления Пенсионным фондом Российской Федерации средстве материнского капитала. Данное обязательство удостоверено ДД.ММ.ГГГГ нотариусом нотариального округа: <адрес> Архангельской области К.Т.В., зарегистрировано в реестре за №.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № правообладателями квартиры с кадастровым №, расположенной по адресу: <адрес>, являются А.О.П., Ш.Л.Н., А.Д.А., каждому принадлежит по <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на указанный объект.
Согласно поквартирной карточке на момент рассмотрения спора в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрированы по месту жительства: А.О.П., А.Д.А. и А.А.А.
Из объяснений лиц, участвующих в деле и материалов дела следует, что фактически в данном жилом помещении в настоящее время проживают: А.О.П., А.Д.А., О.А.А. и периодически - Ш.Л.Н.
При этом судом также установлено, что А.А.А. не проживает в спорной квартире с ДД.ММ.ГГГГ года, выехал из нее добровольно, забрав свои вещи, однако с регистрационного учета по месту жительства не снялся.
В судебном заседании истец А.О.П. также указала, что А.А.А. в период проживания в квартире до <данные изъяты> года злоупотреблял спиртными напитками, устраивал скандалы, тем самым нарушал правила проживания в многоквартирном доме, за что он неоднократно привлекался к административной ответственности. Также ответчик не производит плату за жилье и ЖКУ.
Согласно характеристике администрации МО «Вельское» от ДД.ММ.ГГГГ А.А.А. ранее проживал по адресу: <адрес>, разведен, имеет детей, по указанному адресу в настоящее время не проживает. Со слов соседей, в период проживания по данному адресу спиртными напитками не злоупотреблял.
Из справки ИЦ УМВД России по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ А.А.А. осужден <данные изъяты> судом <данные изъяты>.
Отношения по регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства носят характер административно-правовых и регулируются Законом РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – закона). Статья 3 закона закрепляет обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
У института регистрации имеется специальная цель - административный учет, носящий уведомительный характер. Соответственно, ни закон, ни Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года, не предполагают снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства по требованию другого лица.
В ст. 7 закона и разделе V указанных Правил содержится перечень оснований для снятия граждан с регистрационного учета, в частности, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда (п.п. «е» п. 31 Правил).
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебное заседание истцом в соответствии со ст.ст. 55, 56, 59 и 60 ГПК РФ не представлено достаточных доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, подтверждающих наличие законных оснований для выселения А.А.А. из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, при том, что он выехал из жилого помещения и вывез из него вещи, и который ранее в установленном порядке приобрел право пользования данным жилым помещением, вопрос об утрате им права пользования жилым помещением истцом не ставился и судом не разрешался. В судебном заседании истец настаивала на заявленных исковых требованиях, иных требований, в рамках настоящего гражданского дела не заявляла и не уточняла, несмотря на разъяснения суда о данной возможности, а поэтому спор рассмотрен судом исходя из заявленных истцом исковых требований, законных оснований для выхода судом за рамки данных требований, у суда не имеется.
При таких обстоятельствах, законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется, доводы истца фактически основаны на неверном толковании закона, а поэтому суд приходит к выводу о необходимости отказа в иске А.О.П. в полном объеме.
Учитывая, что истцу в иске отказано полностью, то по общим правилам ст.ст. 88, 98 ГПК РФ государственная пошлина, уплаченная за подачу иска в суд, не подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований А.О.П. к А.А.А. о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения, - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.
Председательствующий Ю.А. Смоленская