Дело № 2-354(1)/2023
64RS0034-01-2023-000250-36
Дело № 2-354(1)/2023
64RS0034-01-2023-000250-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 марта 2023 года п. Дубки
Саратовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Дарьиной Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Филатовой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению департамента Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов» к товариществу собственников недвижимости «Магистраль-2» о возложении обязанности организовать накопление, сбор и вывоз отходов
установил:
департамент Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов» обратился в суд с вышеуказанным иском, обосновывая требования тем, что ввиду увеличения приезжающих членов товарищества собственников недвижимости «Магистраль-2» (далее - ТСН «Магистраль-2») в товарищество, на территории муниципального образования «Город Саратов» увеличивается количество несанкционированных свалок, в связи с чем в департамент, а также в администрацию муниципального образования «Город Саратов» поступают жалобы от жителей населенных пунктов, расположенных в непосредственной близости от данного ТСН.
На территории, находящейся в пользовании товарищества, отсутствуют места для сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления. При решении вопроса об организации и использования мест общего пользования члены ТСН обязаны были решить вопрос о размещении контейнерных площадок. Не представлены доказательства, подтверждающие заключение договора на вывоз твердых бытовых отходов. Поскольку регулярный вывоз отходов не обеспечении, в связи с чем образуются несанкционированные свалки, коорые, в своб очередь создают угрозу нарушения экологической безопасности жителей муниципального образования «Город Саратов», департамент Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов» просит обязать ТСН «Магистраль-2» организовать накопление, сбор и вывоз отходов в соответствии с требованиями законодательства, а именно: оборудовать на территории ТСН «Магистраль-2» контейнерную площадку, отвечающую установленным требованиям, установить контейнеры, заключить договор со специализированной организацией на вывоз мусора и обеспечить регулярный вывоз отходов.
В судебное заседание представитель истца департамента Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов» не явился, о причинах неявки не сообщил.
Представитель ответчика ТСН «Магистраль-2» не явился, представил письменные возражения, в которых просит отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку изложенные в исковом заявлении доводы не соответствуют действительности, имеется договор от 19 апреля 2021 года, заключенный с АО «Управление отходами» на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 20 июля 2022 года разрешено использовать ТСН «Магистраль-2» земли площадью 8 кв.м для расположения площадки на вывоз ТКО.
Представители третьих лиц администрации муниципального образования «Город Саратов», комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов», АО «Ситиматик» не явились, о причинах неявки не сообщили.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения признается одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В ст. 2 указанного закона закреплено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления представляют собой вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 8 данного закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Положениями ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Судом установлено, что ТСН «Магистраль-2» является действующим юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке.
Нормами ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» имущество общего пользования - расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (далее также - товарищество).
В силу ч.ч. 1,3 ст. 4 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества.
Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.
Товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей, в том числе, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества (ст. 7 Закона № 217-ФЗ).
К полномочиям правления товарищества относится, в том числе, принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 6 ч. 7 ст. 18 Закона № 217-ФЗ).
В соответствии с п. 5.10 СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)» на территории ведения садоводства и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Органические отходы должны утилизироваться на садовых земельных участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров твердых коммунальных отходов (по таблице 5.1). Площадки должны быть огорожены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков.
В подтверждение своих доводов истцом представлен акт осмотра территории от 10 февраля 2023 года, фотографии.
Однако доводы истца не нашли своего подтверждения.
Согласно ответу АО «Ситиматик» на запрос суда, с ТСН «Магистраль-2» заключен 19 апреля 2021 года договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Ответчиком суду представлены:
- договор № 43/312/0014375, заключенный 19 апреля 2021 товариществом с АО «Управление отходами», предметом которого является оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональный оператор обязуется обеспечить прием твердых коммунальных отходов в объеме и месте, которые определены в договоре, а также их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора;
- постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» № 2971 от 20 июля 2022 года, в соответствии с которым ТСН «Магистраль-2» разрешено использование земель площадью 8 кв.м в кадастровом квартале 64:32:012308, адресный ориентир: муниципальное образование «Город Саратов», на расстоянии 2 км южнее с. Боковка согласно схеме границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории для размещения контейнерной площадки для накопления ТКО сроком на 10 лет.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требованийдепартамента Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов» к товариществу собственников недвижимости «Магистраль-2» (ОГРН 1046403202614) о возложении обязанности организовать накопление, сбор и вывоз отходов в соответствии с требованиями законодательства, а именно: оборудовать на территории товарищества контейнерную площадку, отвечающую установленным требованиям, установить контейнеры, заключить договор со специализированной организацией на вывоз мусора и обеспечить регулярный вывоз отходов, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Саратовский районный суд Саратовской области.
Мотивированное решение изготовлено 27 марта 2023 года
Судья Т.В. Дарьина