Судья Бегунова Т.И. дело № 21-1158/2021
Р Е Ш Е Н И Е
г. Самара 29 июля 2021 года
Судья Самарского областного суда Горьков Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя по доверенности ОСП Центрального района города Тольятти ФИО7 Н.А. жалобу врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Центрального района города Тольятти ФИО8 М.Е. на решение судьи Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 04.06.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации г.о. Тольятти Самарской области,
установил:
постановлением врио начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП Центрального района г.Тольятти УФССП России по Самарской области ФИО9 М.Е. № от 30.03.2021 администрация г.о.Тольятти Самарской области (далее Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 04.06.2021 вышеуказанное постановление отменено, производство по делу прекращено за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
В настоящей жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд, ФИО10 М.Е. ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного акта, ссылаясь на неполноту судебного разбирательства, полагая, что виновность Администрации подтверждена материалами дела об административном правонарушении.
Будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, заявитель и представитель Администрации в судебное заседание не явились, ходатайство об отложении дела не поступало, в связи с чем, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
В судебном заседании представитель по доверенности ОСП Центрального района города Тольятти ФИО11 Н.А., полностью поддержав доводы жалобы, просила их удовлетворить.
Изучив представленные материалы дела с учетом доводов жалобы, выслушав поддержавшую их ФИО12 Н.А. прихожу к следующему.
В силу части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из указанного выше постановления должностного лица, основанием для привлечения Администрации к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, послужило не исполнение содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по настоящему делу об административном правонарушении за отсутствием состава административного правонарушения, судья Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области пришел к выводу, что Администрацией были предприняты все зависящие от неё меры, направленные на своевременное исполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.
Оснований не согласиться с указанными выводами не имеется.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
В силу пункта 1 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве исполнительными документами являются исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.
Как следует из материалов дела, судебным приставом-исполнителем ОСП Центрального района г.Тольятти УФССП России по Самарской области ФИО13 Н.А. на основании исполнительного листа ФС № от 01.07.2019, выданного Центральным районным судом г.Тольятти Самарской области для исполнения решения, вступившего в законную силу 11.06.2019, по гражданскому делу № в отношении Администрации г.о.Тольятти, ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП, предметом исполнения которого является требование неимущественного характера к Администрации о предоставлении ФИО4, 13.06.1997 г.р., по договору найма из специализированного жилищного фонда жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям.
В ходе исполнительного производства постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО3 от 08.06.2020 с Администрации взыскан исполнительский сбор, должнику установлен новый срок для исполнения требований неимущественного характера до 18.06.2020 (т.1 л.д. 116).
Как видно из представленных материалов дела, судья районного суда обоснованно пришел к выводу о принятии Администрацией всех зависящих от неё мер для выполнения содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера о предоставлении из специализированного жилищного фонда ФИО4 по договору найма жилого помещения по месту жительства, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям, однако, ФИО4 дважды отказалась от заключения договора найма, сославшись на удаленность предоставляемого жилья от места учёбы и работы, о чём свидетельствуют её письменные заявления от 22.01.2020 и от 23.12.2020 (т.1 л.д. 69, 70).
Отказ ФИО4 от заключения договора найма предложенных ей Администрацией жилых помещений, расположенных по адресам: <адрес>, мкр. Приволжский, ул. 60 лет СССР, <адрес>, мкр. Приволжский, <адрес>, ввиду их удаления от места учебы и работы, не свидетельствует о не принятии Администрацией надлежащих мер по исполнению решения суда.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив фактические обстоятельства дела, судья районного суда также исходил из того, что финансирование должника осуществляется за счет средств областного бюджета, а исполнение решений суда возможно на основании государственных контрактов на приобретение (строительство) жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков. Приобретение квартир в ином порядке противоречит закону. В связи с этим, судья районного суда сделал верный и обоснованный вывод о том, что решение суда о предоставлении ФИО4 жилого помещения не было исполнено в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, по обстоятельствам независящим от Администрации, которой предпринимались реальные меры для его исполнения.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Субвенции, предоставляемые из областного бюджета, направлены на формирование органами местного самоуправления специализированного жилищного фонда путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Заключение муниципальных контрактов на приобретение квартир детям-сиротам проводится по итогам аукционов в соответствии с требованиями названного выше Федерального закона.
Законом Самарской области от 24.10.2006 г. №115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных граждан, а также постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее Закон Самарской области №115-ГД от 24.10.2006) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в Законе Самарской области от 11 июля 2006 года №87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области".
Положениями статьи 4 Закона Самарской области №115-ГД от 24.10.2006 предусмотрено, что финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Объем субвенций и их распределение устанавливаются законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год (п.1).
Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, показатели (критерии) распределения между муниципальными образованиями общего объема субвенций, а также методика распределения субвенций местным бюджетам определяются: по исполнению переданных государственных полномочий Самарской области, в том числе государственных полномочий Самарской области в соответствии с Законом Самарской области от 28 декабря 2012 года № 135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области", - в соответствии с Порядком определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на исполнение переданных государственных полномочий Самарской области, в том числе государственных полномочий Самарской области в соответствии с Законом Самарской области от 28 декабря 2012 года N 135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области", показателями (критериями) распределения между муниципальными образованиями общего объема субвенций, а также методикой распределения субвенций местным бюджетам, установленными в приложении 2 к настоящему Закону (п.2).
На органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий возложены обязанности самостоятельно организовать деятельность по осуществлению переданных полномочий в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов; использовать финансовые средства и материальные ресурсы, выделенные для осуществления государственных полномочий, по целевому назначению; представлять в министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области документы, связанные с осуществлением государственных полномочий; вести учет нуждающихся в жилых помещениях граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Закона раздельно по каждой из категорий.
Анализируя вышеуказанные нормы действующего законодательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что срок обеспечения граждан, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, зависит от размера субвенций федерального и областного бюджета, предоставляемых городскому округу Тольятти на формирование специализированного жилищного фонда, в связи с чем, исполнение в течение установленного срока решения суда об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения по рассматриваемому исполнительному производству невозможно вследствие объективных обстоятельств.
Из представленного материала следует, что Администрацией в целях исполнения судебного решения о предоставлении жилых помещений ФИО4, остальным детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в адрес Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее – Минсоцдемографии Самарской области) многократно направлялась информация о количестве судебных решений в отношении Администрации с возложением обязанности по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенного жилья, и о недостаточном выделении средств на приобретение этих жилых помещений.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, вывод судьи районного суда о том, что предоставление ФИО4 жилого помещения не было исполнено Администрацией в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, по независящим от нее обстоятельствам, которые являются уважительными причинами неисполнения решения суда, при этом Администрацией предпринимались реальные меры для его исполнения, является обоснованным.
Принимая данное решение, судья районного суда, оценив фактические конкретные обстоятельства настоящего дела с учетом положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пришел к выводу об отсутствии бесспорных доказательств, подтверждающих виновное противоправное бездействие администрации, указав при этом, что у администрации отсутствовала реальная возможность исполнения решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Вопреки доводам жалобы, нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и которые влекут за собой отмену решения суда, судьей районного суда не допущено.
Учитывая приведенные основания для отмены постановления должностного лица, отсутствие в представленных судье районного суда материалах дела протокола об административном правонарушении и постановления о взыскании исполнительского сбора не свидетельствует о неполноте судебного разбирательства и не влечет отмены состоявшегося по делу решения судьи.
Несогласие заявителя жалобы с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом первой инстанции доказательств не является основанием для отмены судебного акта.
Доводы жалобы о том, что предоставленные Администрацией документы носят информационный характер, содержат лишь сведения о количестве детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не могут являться основанием для отмены решения суда.
Вопреки доводам жалобы заявителя, дело об административном правонарушении рассмотрено без нарушений требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства факт совершения Администрацией г.о. Тольятти административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждения не нашел, оснований для отмены или изменения решения судьи районного суда не усматриваю.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
решение судьи Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 04.06.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации г.о. Тольятти Самарской области оставить без изменения, а жалобу ФИО14 М.Е. – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке и срок, установленные статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Самарского областного суда п/п Д.В. Горьков
«КОПИЯ ВЕРНА» подпись судьи______________________________ Наименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции помощник судьи Лебедева Н.В. «_______»___________________________ 2021 г. |