Дело № 2-6196/2022
66RS0003-01-2022-005532-26
Мотивированное решение изготовлено 31.10.2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 24октября 2022 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Зариповой И.А., при секретаре судебного заседания Патраковой П.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрации городского округа «город Ирбит» о возложении обязанности,
установил:
И.о. Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрации городского округа «город Ирбит» о возложении обязанности. В обоснование исковых требований указано, что Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства при организации работ по минимизации негативного воздействия и ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе горных выработок и объектов размещения промышленных отходов. В ходе проверкиустановлено, что на территории городского округа «город Ирбит» на землях, собственность на которые не разграничена, в границах земельного участка с кадастровым номером *** расположена свалка отходов в *** (географические координаты ***Администрацией городского округа «город Ирбит» *** совместно с представителем ***5 проведен визуальный осмотр указанной свалки.Организация работ по оценке указанного объекта накопленного вреда окружающей среде, обеспечению его включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде и в конечном итоге по его ликвидации должна быть возложена на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и Администрацию городского округа «город Ирбит».На основании изложенного просит возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и Администрацию городского округа «город Ирбит» обязанность в срок не позднее *** обеспечить включение объекта накопленного вреда окружающей среде - свалки отходов в *** (географические координаты *** в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде;возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и Администрацию городского округа «город Ирбит» обязанность в срок не позднее *** организовать выполнение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде от объекта - свалки отходов *** (географические координаты ***возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и Администрацию городского округа «город Ирбит» обязанность в срок не позднее *** направить в Министерство природных ресурсов и экологииРоссийской Федерации акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте - свалки отходов *** (географические координаты ***.) для исключения его из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.
Представитель истца Шарапов В.А. в судебном заседании настаивал на доводах,изложенных в исковом заявлении, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Администрация городского округа «город Ирбит», будучи извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и в срок, в судебное заседание своего представителя не направил, об уважительных причинах неявки не сообщил, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление указано, что Администрацией в рамках имеющихся полномочий принимается исчерпывающий комплекс мер для реализации запланированных мероприятий, продублированных заявленным исковым требованиям. Информация о проводимых программных мероприятиях направляется в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области.Бюджет Городского округа «город Ирбит» Свердловской области на 2022 и плановый 2023-2024 годы является дефицитным, территория высокодотационной, что подтверждается Решением Думы Городского округа «город Ирбит» Свердловской области, размещенным на официальном сайте Думы Городского округа «город Ирбит» Свердловской области, вследствие чего исполнение программных мероприятий зависит от решений по итогам согласительных комиссий и решения Министерства Финансов Свердловской области о размере ежегодно выделяемых бюджетных средств, в том числе на запланированные программные мероприятия, установленные подпрограммой 6 «Обеспечение рационального ибезопасного природопользования на территории Муниципального образования город Ирбит до 2024 года».Кроме того, Администрация, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, являющийся ответчиком, в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» лишь организует работы, а выполнение самих работ, услуг осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно положений которых существует обязательный порядок соблюдения процедур, включающих утверждение плана-графика размещения заказов, разработка технической документации, сроки размещения документации, заключение муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнения работ, непосредственного оказания услуг для обеспечения муниципальных нужд исполнителями. Неисполнение сроков исполнителями либо отсутствие необходимого планируемого для реализации муниципальной программы финансирования будет являться основанием для изменения сроков исполнения программных мероприятий, а в случае вынесения судебного акта с установленными сроками - неисполнение судебного акта, что недопустимо.
Ответчик Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и в срок, в судебное заседание своего представителя не направил, об уважительных причинах неявки не сообщил, не просил суд рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление указано, что включение объекта отходов в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде носит заявительный характер, на основании проведенной оценки накопленного вреда, меры по обеспечению включения предусмотрены.Требования о возложении обязанности организовать выполнение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде от объекта, направить в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте, для исключения его из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде являются преждевременными, поскольку оценка объекта отходов не проведена, решение о включении объекта в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде не принято.Решение обозначенных вопросов требует комплексного и системного подхода при обязательном участии федеральных органов и сторонних организаций (установление всех имеющих значение обстоятельств, получение соответствующего финансирования, поиск подрядных организаций, в том числе в рамках положений Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и прочих), и является неисполнимым в указанные в исковом заявлении сроки.Указанная свалка отходов включена в резервный перечень несанкционированных свалок, расположенных в границах городов субъектов Российской Федерации, для включения в федеральный проект «Чистая страна», входящий в состав национального проекта «Экология».
Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со ст. ст. 14, 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации на интернет-сайте Кировского районного суда г. Екатеринбурга. При таких обстоятельствах, с учетом мнения сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу статьи 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципальных образований.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ), в связи с чем экологические правонарушения затрагивают не только интересы государства, но и интересы неопределенного круга граждан.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельность).
Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.
Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (статья 1).
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона N 7-ФЗ к объектам накопленного вреда окружающей среде относятся, в том числе территории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, а также объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Федерального закона N 7-ФЗ на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ, а согласно пункту 3 статьи 78 указанного Федерального закона иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Согласно статьей 80.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов.
Оценка объекта накопленного вреда окружающей среде включает в себя установление:
объема или массы загрязняющих веществ, отходов и их классов опасности;
площади территорий и акваторий, на которых расположен объект накопленного вреда окружающей среде, категории и видов разрешенного использования земель;
уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, включая способность загрязняющих веществ к миграции в иные компоненты природной среды, возможность загрязнения водных объектов, в том числе являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, возможность возникновения экологических рисков;
наличия на объектах накопленного вреда окружающей среде опасных веществ, указанных в международных договорах, стороной которых является Российская Федерация;
количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой испытывает негативное воздействие вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде;
количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой находится под угрозой негативного воздействия вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде.
Выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде проводятся федеральными органами исполнительной власти.
Учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня поступления от органов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, результатов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде.
Ведение государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде включает в себя рассмотрение материалов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, принятие решения о включении или об отказе во включении в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде, обновление информации об объекте накопленного вреда окружающей среде, исключение из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.
Категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется в отношении объектов накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.
Категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде проводится посредством сопоставления их влияния на состояние экологической безопасности в целях обоснования очередности проведения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и принятия неотложных мер.
По результатам категорирования объектов накопленного вреда окружающей среде выделяются приоритетные объекты, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке.
Порядок ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации.
Сведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде носят общедоступный характер и предоставляются на безвозмездной основе, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа или к государственной тайне.
Согласно пункту 2 статьи 80.2 Федерального закона № 7-ФЗ организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды.
Организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде включает в себя проведение необходимых обследований, в том числе инженерных изысканий, разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, его согласование и утверждение, проведение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, контроль и приемку выполненных работ.
Пунктом 4 статьи 80.2 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым также относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами.
Порядок включения объектов накопленного вреда в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде определен Правилами ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2017 г. N 445.
Правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2018 г. N 542.
В силу пункта 2 Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2018 N 542, организацию работ по ликвидации накопленного вреда на объектах накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - объекты), осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 15 Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2018 N 542, акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте подписывается заказчиком и исполнителем.
Указанный акт направляется заказчиком в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении для исключения объекта из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, предусмотренного пунктом 2 настоящих Правил, за исключением случаев, когда заказчиком организации работ по ликвидации накопленного вреда является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Полномочия администрации города по участию в организации деятельности по ликвидации коммунальных отходов на территории городского поселения, закреплены ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Вышеуказанной нормой закона на органы местного самоуправления возложена обязанность организации мероприятий по охране окружающей среды в границах территории муниципального, городского округа.
Перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти, не освобождает органы местного самоуправления городского поселения от исполнения предусмотренных законом обязанностей.
Судом установлено, что Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства при организации работ по минимизации негативного воздействия и ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе горных выработок и объектов размещения промышленных отходовустановлено, что на территории городского округа «город Ирбит» на землях, собственность на которые не разграничена. В ходе проверки установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером *** на территории муниципального образования *** расположена свалка отходов *** (географические координаты ***.).
Объект зарегистрирован в Свердловском областном кадастре отходов производства и потребления под кодом 2075 как «Объект несанкционированного размещения отходов производства и потребления в карьере отработанных глин бывшего Ирбитского стекольного завода».
Согласно данным Свердловского областного кадастра отходов производства и потребления по состоянию на *** свалка отходов *** отнесена к бесхозяйным, в настоящее время не эксплуатируется.
В силу п. п. 3, 4 ст. 80.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде проводятся федеральными органами исполнительной власти.
Учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня поступления от органов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, результатов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде.
В силу п. 2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 16.09.2015 N 832-ПП, Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, недропользования, лесных отношений, водопользования, безопасности гидротехнических сооружений, обращения с отходами производства и потребления, организации, функционирования и упразднения особо охраняемых природных территорий, государственной экологической экспертизы, создания искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, регионального государственного экологического надзора.
Согласно пп. 8 п. 9 указанного Положения в сфере охраны окружающей среды Министерство проводит в соответствии с федеральным законодательством выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде, осуществляет в соответствии с федеральным законодательством организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Следовательно, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области является уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о наличии не устраненных нарушений требований в области охраны окружающей среды и вызывают необходимость восстановления прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, посредством возложения на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области обязанность обеспечить включение объектов накопленного вреда окружающей среде в государственный реестр.
Судом установлено, что объекты накопленного вреда окружающей среде расположены на территории городского округа ***. Согласно представленной Министерством природных ресурсов и экологии *** информации на территории городского округа «***» на земельном участке, собственность на который не разграничена, расположена свалка отходов *** (координаты: *** кадастровый номер земельного участка ***, количество накопленных отходов - 3,00 тыс. т.). По данным Единого государственного реестра недвижимости право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером *** не зарегистрировано.
Учитывая, что до настоящего времени мероприятия по оценке объектов накопленного вреда не проведены, суд полагает необходимым возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и Администрацию городского округа «город Ирбит»обязанность в срок не позднее *** обеспечить включение объектов накопленного вреда окружающей среде в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, организовать выполнение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в срок не позднее ***, направить в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объектах в срок не позднее *** для исключения их из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.
При этом отсутствие необходимых финансовых средств и материально-технической базы, с учетом особенностей бюджетного планирования и порядка размещения муниципальных заказов, не может служить основанием для освобождения от гражданско-правовой ответственности за нарушения законодательства об окружающей среде.
Согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могу быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Суд полагает, что предложенный прокурором срок с учетом необходимого объема работ по заключению государственного контракта, срока рассмотрения заявки на включение объектов в государственный реестр, объема работ по ликвидации вреда окружающей среде является обоснованным и разумным.
Изменение срока исполнения решения суда с учетом финансовых возможностей ответчиков и характера работ возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ ***) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» (░░░ ***) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ *** ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ -░░░░░░ ░░░░░░░ *** (░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ *** ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ ***) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» (░░░ ***) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ *** ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░-░░░░░░ ░░░░░░░ *** (░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ***).
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ ***) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» (░░░ ***) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 31.12.2025 ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░ ░░░░░░░ *** (░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ *** ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░