Дело № 2-63/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Русско-Полянский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Наумченко О.Н.,
при секретаре Кох Е.О.,
рассмотрев 8 апреля 2019 года в открытом судебном заседании в р.п. Русская Поляна Омской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Русско-Полянского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области о понуждении к действию,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Русско-Полянского района Омской области обратился в суд с названными требованиями, в обоснование указав, что в ходе проверки соблюдения ответчиком законодательства в сфере беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры в деятельности администрации <данные изъяты> сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области, установлено, что помещение администрации расположенное по адресу <данные изъяты> находится в собственности <данные изъяты> сельского поселения, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Русско-Полянском муниципальном районе проживает 40 инвалидов по зрению, при этом в <данные изъяты> сельском поселении проживает 5 инвалидов старше 16 и один инвалид старше 18 лет. Вместе тем, в здании администрации отсутствует информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании. Прокуратурой района в адрес главы <данные изъяты> сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, по результатам которого указанные нарушения не устранены.
Просил суд признать незаконным бездействии администрации и обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объектам инфраструктуры путем установки информационной тактильной мнемосхемы в помещении занимаемом администрацией <данные изъяты> сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области в здании расположенном по адресу: <данные изъяты> в соответствие с требованиями СП 59.13330.2016.
Впоследствии требования уточнил, просит суд обязать ответчика приобрести и установить информационную мнемосхему у входа в здание занимаемом администрацией <данные изъяты> сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области расположенном по адресу: <данные изъяты> в соответствие с требованиями СП 59.13330.2012.
Представитель истца Андраханова Н.А., представившая служебное удостоверение, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика администрации <данные изъяты> сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области ФИО4, действующая на основании устава, в судебном заседании исковые требования признала, просила предоставить срок для исполнения решения.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика администрации <данные изъяты> сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Право прокурора на обращение в суд с иском в защиту интересов инвалидов вытекает из совокупности положений статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Из устава <данные изъяты> сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области усматривается наличие у такового правового статуса сельское поселение (статья 1).
В <данные изъяты> года прокурором Русско-Полянского района Омской области проведена проверка соблюдения органом местного самоуправления законодательства в сфере беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление главе администрации <данные изъяты> сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области о необходимости устранения нарушений законодательства в сфере социальной защиты инвалидов.
Зданием по адресу <данные изъяты> на праве собственности владеет <данные изъяты> сельское поселение.
Основным нормативный правовым документов Российской Федерации высшей ценностью провозглашены человек, его права и свободы, как и равенство таковых (статьи 2 и 6 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, предусмотрено создание органами местного самоуправления, организациями, независимо от организационно-правовых форм, условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля (часть 1 статьи 15).
Во исполнение названного требования закона, конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в своде правил «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утв. приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года № 605, действующих с 1 января 2013 года.
Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения. Их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов, учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового кредитно-финансового, гостиничного, туристического санатоно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха и туризма, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи информационных услуг, административного назначения иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизни деятельности и обслуживания населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения иных учреждений и организаций связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов. Проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечить:1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; 2) безопасность путей движения, а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения (часть 7 статьи 30 ФЗ от 30.12.2009 № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).
Положение п 7.1.8 СП 59.13330.2012 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-101-2001» предусматривает обязательную установку при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
Отвечающей стороной подтверждено отсутствие в занимаемом здании названных приспособлений.
На применение требований СП 59.13330.2012 к зданиям, эксплуатируемым до 1 января 2013 года, указывает совокупность положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также Конвенции о правах инвалидов, заключенной в г. Нью-Йорке 13.12.2006, ратифицированной Россией Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ, закрепляющих защиту и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод.
Выявленные нарушения не относятся конструктивным особенностям зданий или капитальной реконструкции объекта недвижимости, но при этом препятствуют в полной мере лицам, с ограниченными физическими возможностями, а также иным маломобильным группам населения пользоваться предоставленными органом местного самоуправления услугами, что нарушает права и интересы названной категории граждан наравне с другими участие в жизни общества.
В нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом не добыто, а ответчиком не представлено доказательств устранения выявленных нарушений.
Исходя из изложенного, требования прокурора о понуждении ответчика администрации <данные изъяты> сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области оборудовать вход в здание администрации <данные изъяты> сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области, расположенного по адресу <данные изъяты>, мнемосхемой, подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 204 ГК РФ суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда.
Суд считает необходимым с учётом требований разумности, установить ответчику срок для исполнения возложенных обязанностей принять меры к оборудованию входа в административное здание информационной мнемосхемой в срок до 10 апреля 2020 года.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области установить информационную мнемосхему у входа в здание администрации <данные изъяты> сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области, расположенного по адресу <данные изъяты> в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012 в срок до 10.04.2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Русско-Полянский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.Н. Наумченко
Мотивированное решение изготовлено 12.04.2019 года.