Дело № 2-9731/2019
35RS0010-01-2019-012639-13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда 28 октября 2019 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Л.Н. Даниловой
при секретаре Е.А. Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации города Вологда к УФССП России по Вологодской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
24.07.2015 судебным приставом-исполнителем МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Вологодской области на основании исполнительного листа, выданного Вологодским городским судом по гражданскому делу № 2-12423/2014, возбуждено исполнительное производство №.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Вологодской области от 03.08.2015 в рамках исполнительного производства № от 24.07.2015 с Администрации города Вологда взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Администрация города Вологда обратилась в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительного сбора, мотивируя тем, что в целях исполнения решений Вологодского городского суда по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Администрацией города Вологда ежегодно осуществляется следующие мероприятия: по развитию застроенных территорий, предоставление освободившихся муниципальных жилых помещений, принятие в муниципальную собственность выморочного имущества, переустройство муниципальных нежилых помещений под квартиры, приобретение жилых помещений. За период с 2013 по 2017 годы истец принимал участие в разработке и выполнении муниципальной адресной программы №3 по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования «Город Вологда», на 2012-2013 годы, муниципальной адресной программы №4 по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования «Город Вологда», на 2013-2017 годы, на реализацию которых были предусмотрены средства ГК-Фонда содействия реформирована ЖКХ, областного бюджета и бюджета г. Вологды. Обеспечение благоустроенными жилыми помещениями граждан во исполнение судебных актов в 2019 году производится за счет текущего освобождения муниципальных жилищных помещений, приема в муниципальную собственность, выморочного имущества, приобретение жилых помещений за счет средств городского бюджета, проведение работ по переустройству нежилых помещений под квартиры, реализации муниципальной адресной программы «Развитие застроенных территорий муниципального образования «Город Вологда», а также за счет мероприятий муниципальной адресной программы №5 по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования «Город Вологда», на 2019-2025 годы, утверждённой Постановлением Администрации города Вологда 30.05.2019 №622, принятой во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 №185 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
В результате вышеуказанных мероприятий за 2017 год исполнены 177 решений суда, за 2018 исполнены 60 судебных актов, за истекший период 2019 года – 29 решений суда.
В настоящее время в Администрации Вологды на исполнении находятся 275 решений суда.
За период с 2014 года по 2018 год МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Вологодской области вынесено 923 постановления о взыскании сборов и штрафов.
Истец считает, что применение данных санкций не способствует, а напротив, затрудняет исполнение вступивших в законную силу судебных актов и является дополнительной нагрузкой на бюджет города.
В судебное заседание представитель истца не явилась, в исковом заявлении просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации города Вологда, представила дополнения по делу, в которых указывает, что исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, постановление о взыскании исполнительского сбора должно быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня вступления в законную силу.
В судебное заседание представитель ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов России по Вологодской области не явился, извещен надлежаще, причины неявки не известны.
В судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований по существу спора, ФИО1 не явился, извещен надлежаще.
Суд, исследовав материалы дела, пришёл к следующему.
Решением Вологодского городского суда от 25.12.2014 на Администрацию города Вологды возложена обязанность предоставить ФИО1 вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, принятой в г. Вологде.
24.07.2015 судебным приставом-исполнителем МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Вологодской области на основании исполнительного листа, выданного Вологодским городским судом по гражданскому делу № 2-12423/2014, возбуждено исполнительное производство №.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Вологодской области от 03.08.2015 в рамках исполнительного производства № от 24.07.2015 с Администрации города Вологда взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Истец указывает, что решением Вологодского городского суда размер исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного с Администрации г.Вологды по постановлению судебного пристава – исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Вологодской области от 03.08.2015, снижен до 37 500 рублей.
В связи с тем, что Администрация г. Вологды добровольно не исполнила исполнительный документ в пятидневный срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель вынес постановление о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с частью 11 статьи 30 Закона «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Исходя из части 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Из материалов дела следует, что постановление судебным приставом-исполнителем о возбуждении исполнительного производства № вынесено 24.07.2015, постановление о взыскании исполнительского сбора в рамках вышеуказанного исполнительного производства вынесено 03.08.2015.
Таким образом о вынесенном постановлении истцу было заблаговременно известно, тем не менее срок 5 дней, установленный судебным приставом - исполнителем для добровольного выполнения требования исполнительного документа, истек, при этом требования исполнительного документа не исполнены должником.
Исполнительский сбор - это гражданско-правовая санкция, при которой действует презумпция виновности должника, нарушившего возложенную на него государством в лице судебного пристава-исполнителя обязанность добровольно исполнить исполнительный документ в установленный срок.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В ходе рассмотрения исковых требований судом установлено, что ранее требования истца об изменении вынесенного в отношении него постановления были рассмотрены – размер исполнительского сбора снижен до размера, разрешенного законодательством.
Каких-либо иных новых доказательств, свидетельствующих о невозможности своевременного исполнения решения суда ввиду обстоятельств непреодолимой силы, отсутствия в этом вины должника, со стороны истца суду не представлено, и в ходе рассмотрения дела таких обстоятельств не установлено.
Доводы истца о необходимости освобождения от уплаты исполнительского сбора в силу того, что соответствующим должностным лицом в установленном порядке вносилось предложение о выделении бюджетных ассигнований для решения задач, при этом бюджетные средства выделены не были, также не могут быть приняты судом во внимание, как не являющиеся безусловным основанием для удовлетворения заявленных требований.
Доводы истца относительно истечения срока предъявления исполнительного документа к исполнению, что влечет за собой прекращение срока его действия и необходимость освобождения должника от взысканных с него штрафных санкций, также основано на неверном толковании правовых норм.
Законодательством об исполнительном производстве не установлен срок, в течение которого судебный пристав-исполнитель имеет право принять постановление о взыскании исполнительского сбора. При этом его взыскание не является наказанием должника в смысле, придаваемом понятию «наказание» Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, это иная разновидность меры гражданско-правовой ответственности. Статьей 4.5 названного Кодекса установлена давность привлечения лица к административному наказанию (перечень наказаний является закрытым), к которому взыскание исполнительского сбора не относится.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
исковые требования Администрации города Вологда к УФССП России по Вологодской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Л.Н. Данилова
Мотивированное решение изготовлено 05.11.2019