№5-516/2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Сочи 03 мая 2023 года
Судья Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края Орехов В.Ю., изучив при подготовке к рассмотрению поступившие из полка ДПС ГИБДД УВД по г. Сочи ГУ МВД РФ по КК, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Бустерякова Н. А., ДД.ММ.ГГГГ.р.,
установил:
В Центральный районный суд г. Сочи из полка ДПС ГИБДД УВД по г. Сочи ГУ МВД РФ по КК поступил для рассмотрения протокол об административном правонарушении №23АП580173 от ДД.ММ.ГГГГ с материалами по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Бустерякова Н. А..
Изучив представленные материалы в порядке подготовки дела к рассмотрению, прихожу к выводу о наличии правовых оснований для возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган его составивший, по следующим основаниям.
Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы, в том числе: правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктом 4, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 23.12.2021) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", указано, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Согласно статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Как видно из содержания представленных материалов, на основании ст. 26.4 ч.1 и ч.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определением от 01.03.2023 года инспектора группы по исполнению административного законодательства батальона № ПДПС ГИБДД УВД по г. Сочи Капишникова А.В. была назначена судебно-медицинская экспертиза, для установления степени тяжести полученных телесных повреждений Кострюковой Р.М., в результате ДТП имевшего место 10.01.2023г. в 12 час. 49 мин. на улице г.Сочи, <адрес>, в районе строения №, с участием пешехода Кострюковой Р.М., которая при наличии тротуара двигалась по проезжей части дороги по ходу движения автомобиля <данные изъяты> государственный регистрационный знак №, с правой стороны. В результате указанного дорожно-транспортного происшествия телесные повреждения получила пешеход Кострюкова Р. М., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Согласно заключения эксперта №-М от ДД.ММ.ГГГГ - Кострюковой Р. М., ДД.ММ.ГГГГ.р. причинен средний вред здоровью.
Согласно части 1 статьи 26.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы. Согласно части 3 статьи 25.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Согласно ч.4 ст. 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до направления определения для исполнения, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных норм права, из материалов дела следует, что копия определения от ДД.ММ.ГГГГ старшим инспектора группы по исполнению административного законодательства батальона № ПДПС ГИБДД УВД по г. Сочи Капишниковым А.В. о назначении судебно-медицинской экспертизы, лицу, привлекаемому к административной ответственности Бустерякову Н.А., вручена не была. Иных данных подтверждающих надлежаще исполнение требований ч.4 ст. 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Кроме того, в протоколе об административном правонарушении имеются разногласия, а именно в вводной части протокола указано, что водитель Бустеряков Н.А. управлял транспортным средством – автомобиль <данные изъяты> г/н №, когда как из описательной мотивировочной части указано, что водитель Бустеряков Н.А. управлял автомобилем <данные изъяты> государственный регистрационный знак №.
Указанное нарушение является препятствием для всестороннего, объективного и полного рассмотрения протокола по существу, т.к. является таким нарушением, которое нарушает право на защиту лица привлекаемого к административной ответственности и не может быть устранено судом в ходе рассмотрения протокола.
Согласно ч.4 ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статья 1.6 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указывает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, проверив указанные обстоятельства, в порядке подготовки дела к рассмотрению, судом усмотрено нарушение органом при производстве по делу норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое в силу своей значимости, нарушает право на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Тем самым нарушены нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а у суда отсутствовала возможность не допустить допущенные нарушения, так как административный материал находился в производстве инспектора полка ДПС ГИБДД УВД по г. Сочи.
Согласно пункта 4 статьи 29.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается, в том числе вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
С учетом вышеизложенного, недостатки материала, неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, препятствуют рассмотрению дела об административном правонарушении судом.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.1-29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
определил:
Возвратить в полк ДПС ГИБДД УВД по г. Сочи ГУ МВД РФ по КК, протокол об административном правонарушении №23АП580173 от 05.04.2023г. со всеми материалами по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Бустерякова Н. А., для устранения нарушений препятствующих в рассмотрении протокола и в целом дела судом.
ПДПС ГИБДД УВД по г. Сочи ГУ МВД РФ по КК вправе повторно обратиться в суд после устранения нарушений, препятствующих в рассмотрении дела судом.
Определение может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст.25.1-25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и опротестовано прокурором, в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение 10 суток.
Судья Центрального
районного суда города Сочи В.Ю. Орехов