УИД 61RS0040-01-2023-000893-95
Дело № 2-36/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 января 2024 года сл. Большая Мартыновка
Мартыновский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Большаковой И.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО2, с участием:
помощника прокурора <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело № 2-36/2024 по иску прокурора Мартыновского района Ростовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Комаровского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнического сооружения, третье лицо - Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Мартыновского района Ростовской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском кадминистрации Мартыновского сельского поселения Мартыновского районаоб обязании принять меры к антитеррористической защищенности объекта спорта, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления федерального законодательства при проведении мероприятий по обеспечению безопасности и охраны гидротехнических сооружений, в ходе которой выявлены нарушения закона в деятельности администрации Комаровского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области. Установлено, что на территории муниципального образования Комаровское сельское поселение Мартыновского района по адресу: Ростовская область, Мартыновский район, х. Комаров, ул. Калинина располагается гидротехническое сооружение, принадлежащее на праве собственности данному муниципальному образованию.В нарушение ст. 9, 10, 17, 19 Федерального закона № 117-ФЗ администрацией Комаровского сельского поселения Мартыновского района не разработаны и не согласованы Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора правила эксплуатации ГТС; не разработаны и не представлены на утверждение Критерии безопасности ГТС; не организован постоянный и периодический контроль (осмотры, технические освидетельствования, обследования) технического состояния ГТС;не представлен в Северо-Кавказское управление Ростехнадзора, согласованный в установленном порядке расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии комплексов гидротехнических сооружений с целью определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может бытьпричиненжизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС. По данному факту в адрес главы администрации Комаровского сельского поселения Мартыновского района 21.03.2023 внесено представление, которое рассмотрено, удовлетворено, однако нарушения не устранены. Невыполнение администрацией Комаровского сельского поселения Мартыновского района обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, причинение вреда окружающей среде, жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что в свою очередь влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также нарушает интересы Российской Федерации по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, недопущения угрозы возникновения чрезвычайной ситуации. Прокурор Мартыновского района просит суд обязать администрацию Комаровского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области в течение восьми месяцев с момента вступления решения суда в законную силу изготовить на находящееся в собственности гидротехническое сооружение, расположенное по адресу: Ростовская область, Мартыновский район, х. Комаров, ул. Калинина, техническую и эксплуатационную документацию, необходимую для соблюдения обязательных требований в области безопасности гидротехнических и сооружений, а именно:разработать и согласовать с Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора правила эксплуатации гидротехнических сооружений;разработать критерии безопасности гидротехнических сооружений находящихся в муниципальной собственности администрации сельского поселения, а также правил их эксплуатации, а также утвердить их с Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора; произвести и представить в Северо-Кавказское управление Ростехнадзорарасчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнических сооружений; обеспечить проведение контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнических сооружений; обеспечить внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.
Представитель истца –помощник прокурора <адрес> ФИО3 в судебном заседании поддержала исковые требования и просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации Комаровского сельского поселения <адрес> в судебное заседание не явился. Администрации Комаровского сельского поселения, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, возражений не представлено.
Представитель третьего лица - Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (СКУ Ростехнадзор) в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела СКУ Ростехнадзор извещено надлежащим образом. По доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление представитель СКУ Ростехнадзора по доверенности – ФИО4 просит исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 20, ст. 41 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 150 ГК РФ, жизнь и здоровье, как нематериальные блага, защищаются в соответствии с ГК РФ и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
Требованиями ст. 12 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Федеральный закон № 117-ФЗ), Правилами определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.10.2020 № 1596 (далее - Правила № 1596), регулируются отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 117-ФЗ гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек. Безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
Согласно абз. 6 ст. 8 Федерального закона № 117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании, в том числе, требований осуществления мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установления критериев их безопасности, оснащения гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечения необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение.
Согласно ст. 7 Федерального закона № 117-ФЗ сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр) и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения.
В силу ст. 9 Федерального закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны:обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям;обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.
Согласно п. 3 Правил № 1596 владелец гидротехнического сооруженияобязан производить расчет вероятного вреда в соответствии с утвержденной в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2020 № 1596 методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, и направляется на согласование в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть причинен вероятный вред, в порядке, установленном указанными органами.
Суд установил, что прокуратурой Мартыновского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления федерального законодательства при проведении мероприятий по обеспечению безопасности и охраны гидротехнических сооружений, в ходе которой выявлены нарушения закона в деятельности администрации Комаровского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области.
На территории муниципального образования Комаровское сельское поселение Мартыновского района Ростовской области по адресу: Ростовская областьМартыновский район х. Комаров, ул. Калинина располагается гидротехническое сооружение, принадлежащее на праве собственности данному муниципальному образованию (л.д. 8-10).
В нарушение ст. 10 Федерального закона № 117-ФЗ применительно к данному гидротехническому сооружению отсутствуют утвержденные органом надзора декларации безопасности разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений.
В нарушение ст. 9, 10, 17, 19 Федерального закона № 117-ФЗ администрацией Комаровского сельского поселения Мартыновского района не разработаны и не согласованы Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора правила эксплуатации ГТС; не разработаны и не представлены на утверждение Критерии безопасности ГТС; не организован постоянный и периодический контроль (осмотры, технические освидетельствования, обследования) технического состояния ГТС; не представлен в Северо-Кавказское управление Ростехнадзора, согласованный в установленном порядке расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии комплексов гидротехнических сооружений с целью определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть
причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС.
По данному факту в адрес главы администрации Комаровского сельского поселения Мартыновского района 21.03.2023 внесено представление, которое рассмотрено, удовлетворено, однако нарушения не устранены (л.д. 30-38).
В силу пункта 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 150 ГК РФ, жизнь и здоровье, как нематериальные блага, защищаются в соответствии с ГК РФ и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
Суд считает, что невыполнение администрацией Комаровского сельского поселения <адрес> обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, причинение вреда окружающей среде, жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что в свою очередь влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также нарушает интересы Российской Федерации по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, недопущения угрозы возникновения чрезвычайной ситуации.
Таким образом, при исследованных обстоятельствах спора суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск прокурора Мартыновского района Ростовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Обязать администрацию Комаровского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области изготовить на гидротехническое сооружение, расположенное по адресу: Ростовская область, Мартыновский район, х. Комаров, ул. Калинина, техническую и эксплуатационную документацию, необходимую для соблюдения обязательных требований в области безопасности гидротехнических сооружений, а именно: разработать и согласовать с Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора правила эксплуатации гидротехнических сооружений; разработать критерии безопасности гидротехнических сооружений находящихся в муниципальной собственности администрации сельского поселения, а также правил их эксплуатации, а также утвердить их с Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора; произвести и представить в Северо-Кавказское управление Ростехнадзорарасчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнических сооружений; обеспечить проведение контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнических сооружений; обеспечить внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Мартыновский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено 12.01.2024.
Председательствующий И.А. Большакова