Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2022 г. <адрес>
Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Албанчиновой К.В.,
при секретаре В.,
с участием представителя истца ФИО1, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай к муниципальному автономному учреждению по предоставлению комплексных услуг и благоустройству Артыбашского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай «Телецкая Сеть» о возложении обязанности устранить допущенные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском с учетом представленных в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнений к муниципальному автономному учреждению по предоставлению комплексных услуг и благоустройству Артыбашского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай «Телецкая Сеть» (далее – МАУ «Телесеть») о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Исковые требования мотивирует тем, что на территории муниципального образования «Артыбашское сельское поселение» расположены два кладбища: кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым № по <адрес> площадью 18 242 кв.м; и кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым №, по <адрес>, восточная часть кадастрового квартала №, площадью 10 176 кв.м. Правообладателем указанных земельных участков, на которых расположены кладбища, является МАУ «Телесеть» не исполнены требования ст. 12 "Санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке" Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ, выразившееся в неисполнении требований Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" по получению решения об ограничениях использованиях земельных участков, на которых расположены кладбища.
В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом уточненных исковых требований.
Представитель ответчика МАУ «Телесеть», третьего лица – сельской администрации Артыбашского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
Согласно выпискам из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, постановлению главы МО «Артыбашское сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ, передаточному акту к указанному постановлению от ДД.ММ.ГГГГ, постановлению главы МО «Артыбашское сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ, передаточному акту к указанному постановлению от ДД.ММ.ГГГГ, МАУ «Телесеть» предоставлено на праве постоянного (бессрочного) пользования следующие земельные участки: кадастровый № по <адрес> площадью 18 242 кв.м; и земельный участок с кадастровым №, по <адрес>, восточная часть кадастрового квартала №, площадью 10 176 кв.м., для размещения кладбища, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка. Постановлено МАУ «Телесеть» обеспечить государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования указанных земельных участков.
Тем самым согласно п. 12.3.1 (Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20 га) разд. 12 (Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг), Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" указанные земельные участки отнесены к III классу объектов согласно таблицы 7.1. указанных правил "Санитарная классификация".
Согласно п. 52 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий" участок, отводимый под кладбище, должен соответствовать следующим требованиям: кладбище с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии: от жилых общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; от водозаборных сооружений на водных объектах, используемых в целых питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, в соответствии с требованиями к зонам санитарной охраны водных объектов; от многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, медицинских, спортивно-оздоровительных, культурно-просветительных организаций, учреждений по предоставлению социальных услуг гражданам, территорий ведения гражданами садоводства и огородничества до колумбариев и стен скорби для захоронения урн с прахом умерших на расстоянии не менее 50 метров.
Согласно ст. 16 "Санитарные и экологические требования к размещению мест погребения" Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Частями 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных донах утверждается Правительством Российской Федерации.
Санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения в районе размещения ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии и земельным законодательством Российской Федерации.
Частью 4 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что граждане, индивидуальные предприниматели и юридически лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарно-эпидемиологических требований или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование.
Согласно п. 22 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ответу главного специалиста-эксперта отдела санитарного надзора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ решения об ограничениях использования участков кладбищ, проектов санитарно-защитных зон кладбищ, расположенных на территории МО «Артыбашское сельское поселение», экспертных заключений о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проектов санитарно-защитных зон кладбищ, расположенных на территории МО «Артыбашское сельское поселение», не выдавалось.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 03.03.2018 г. N 222 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2022 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" утверждены правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон. Настоящие Правила определяют порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
Согласно п. 7 Правил в срок не более одного года со дня ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, в отношении которого установлена или изменена санитарно-защитная зона, правообладатель такого объекта обязан обеспечить проведение исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и в случае, если выявится необходимость изменения санитарно-защитной зоны, установленной или измененной исходя из расчетных показателей уровня химического, физического и (или) биологического воздействия объекта на среду обитания человека, представить в уполномоченный орган заявление об изменении санитарно-защитной зоны.
В соответствии с п. 7 Правил в целях изменения санитарно-защитной зоны в части уменьшения ее размеров и (или) прекращения действия отдельных ограничений использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны, прекращения существования санитарно-защитной зоны или отсутствия соответствующего заявления правообладателя объекта физические лица, юридические лица, органы государственной власти или органы местного самоуправления, не являющиеся правообладателями объектов, вправе провести исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта) и при наличии оснований для изменения или прекращения существования санитарно-защитной зоны представить в уполномоченный орган соответствующее заявление.
Согласно п. 13 Правил заявление об установлении, изменении и о прекращении существования санитарно-защитной зоны и документы, указанные в п. 14 настоящих правил, предоставляются или направляются в уполномоченный орган лицами, указанными в п. п. 6, 7, 9, 10 настоящих Правил. По их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационного-телекоммуникационной сети "Интернет", заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителей или иными лицами на основании заключения договора с заявителями. К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: а) проект санитарно-защитной зоны; б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны. К заявлению о прекращении существования санитарно-защитной зоны прилагаются: а) результаты исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта при его ликвидации); б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы.
В соответствии с п. 18 Правил в решении об установлении санитарно-защитной зоны указываются: а) наименование объекта, в отношении которого устанавливается санитарно-защитная зона, адрес такого объекта (в отношении вновь создаваемого объекта указывается наименование объекта в соответствии с проектной документацией такого объекта и адрес (при его отсутствии сведения о местоположении) земельного участка, на котором планируется строительство такого объекта); б) ограничения использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с п. 5 настоящих Правил; в) информация о направлении сведений о санитарно-защитной зоне для их внесения в Единый государственный реестр недвижимости после выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства в случае принятия такого решения на основании заявления, указанного в п. 6 настоящих правил.
Согласно п. 20 Правил к решению об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны прилагаются сведения о границах такой зоны, которые должны содержать наименование административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек ее границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с п. 21 Правил сведения об ограничениях использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, указываются в решении об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны или в приложении к указанному решению в соответствии со сведениями, содержащимися в проекте санитарно-защитной зоны, на основании которого принято решение.
Согласно п. 21 Правил санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в границах считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Таким образом, МАУ «Телесеть» нарушены требования ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а именно не исполнены требования п. 52 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий", п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 г. N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" по получению решения об ограничениях использования земельных участков с кадастровыми № (кладбище в <адрес>), № (кладбище в <адрес>).
При таких обстоятельствах исковое заявление Управления Роспотребнадзора по <адрес> подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> (ИНН №, ОГРН №), удовлетворить в полном объеме.
Возложить на муниципальное автономное учреждение по предоставлению комплексных услуг и благоустройству Артыбашского сельского поселения <адрес> Республики Алтай «Телецкая сеть» ((ИНН №, КПП №) обязанность по соблюдению ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 52 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (ред. от 14.02.2022) «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (вместе с «СанПиН 2.1.3684- 21. Санитарные правила и нормы...»), п. 7 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 (ред. от 03.03.2022) «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» в срок до 30.12.2023 года.
Получить решения об ограничениях использования земельных участков:
кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым №, площадью 18 242 кв. м., по <адрес>;
кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым №, площадью 10 176 кв. м. по <адрес>;
Разработать проекты санитарно-защитных зон кладбищ, расположенных в муниципальном образовании МО «Артыбашское сельское поселение»:
кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым №, площадью 18 242 кв. м., по <адрес>;
кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым №, площадью 10 176 кв. м. по <адрес>;
Получить экспертные заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проектов санитарно-защитных зон кладбищ, расположенных в муниципальном образовании МО «Артыбашское сельское поселение»:
кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым №, площадью 18 242 кв. м., по <адрес>;
кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым №, площадью 10 176 кв. м. по адресу: <адрес>
Обратиться в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон кладбищ, расположенных в МО «Артыбашкое сельское поселение» и получить решение об установлении санитарно-защитных зон на кладбища:
кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым №, площадью 18 242 кв. м., по <адрес>
кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым №, площадью 10 176 кв. м. по <адрес>;
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Турочакский районный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья К.В. Албанчинова