Дело № 2-2020/2024
УИД 26RS0010-01-2024-003298-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 июля 2024 года город Георгиевск
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Ворониной О.В., при секретаре Шило Е.С., с участием: истца Косова К.Н., представителя ответчика ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю Бобовникова С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Георгиевского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Косова Константина Николаевича к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Ставропольскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Косов К.Н.обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ставропольскому краю о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда.
Определением от 13.06.2024 года к участию в деле привлечены соответчики Управление Федеральной службы исполнения наказания по Ставропольскому краю, Федеральная служба исполнения наказаний.
В обоснование заявленных требований в иске указано, чтоКосов К.Н. отбывал наказание в период с 16.07.2021 по 30.04.2023 в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю. За указанный период со стороны администрации исправительного учреждения неоднократно нарушались его права. При убытии из ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю 30.04.2023, ему не были выданы его личные вещи: теплый плед, куртка на подкладке из овечьей шкуры, зимняя бейсболка с откидными ушами, брюки джинсовые. При этапировании в спец. вагоне не выдается никаких спальных принадлежностей, имея при себе личные вещи, теплый плед, куртку, он мог бы компенсировать физические неудобства, которые имелись при этапировании (постелить на нары, укрыться теплым пледом). Согласно полученной информации в ответ на его обращения, 04.08.2023 его личные вещи были направлены ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю по месту отбывания им наказания в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Рязанской области, однако до настоящего времени они не поступили, что может свидетельствовать об их утрате по вине администрации ответчика. Стоимость утраченных вещей он оценивает в 20000 рублей. Не имея указанных личных вещей, он испытывал моральные страдания и физические неудобства, компенсацию морального вреда в сочетании с материальной утратой он оценивает в общей сумме в 40000 рублей.
На момент убытия из ФКУ ИК-4 на 30.04.2023 г. на его лицевом счету находились денежные средства в размере 3718, 95 рублей. Однако в нарушение требований закона, он не был ознакомлен с финансовой справкой, он был лишен возможности приобретать во время этапирования по мере необходимости вещи и продукты. Он был вынужден, испытывая унижающие его чувства и достоинство эмоции, просить у других осужденных чай, сигареты и т.д.. Испытанные им неудобства в финансовом состоянии и в моральном отношении, связанные с ущемлением его прав, он оценивает в 15000 рублей.
Также во время этапирования он не был обеспечен питанием и гигиеническим набором. Ему также было отказано за день до этапирования в праве на покупку необходимого в магазине, по причине того, что его личное дело запечатано и готово к его отправке. Данный факт также был установлен прокурорской проверкой. Указанные нарушения прав осужденного выразились в том, что он испытывал физические и нравственные страдания от того, что во время этапирования на протяжении полутора суток он испытывал чувство голода, не имел возможности умыться с мылом, вымыть руки. С учетом этого, он полагает соразмерной компенсацией морального вреда в размере 15000 рублей.
Во время отбытия наказания в ФКУ ИК-4 со стороны сотрудников исправительного учреждения также допускались нарушения сроков вручения корреспонденции, в том числе, поступившей в его адрес из суда, что повлекло нарушение его прав и законных интересов. Данные нарушения были подтверждены прокурорской проверкой по факту его обращения. Компенсацию морального вреда он оценивает в размере 10000 рублей.
С учетом допущенных нарушений, утраты его личных вещей, полагает, что общая сумма материальной и моральной компенсации составляет 80000 рублей.
В судебном заседании истецКосов К.Н., уточнил заявленные требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил их удовлетворить по основаниям, указанным в иске: взыскать с ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю в счет компенсации утраченных личных вещей 17 000 рублей; в счет компенсации морального вреда, причиненного несвоевременным направлением личных вещей в исправительное учреждение по месту отбывания наказания, 20 000 рублей; в счет компенсации морального вреда, причиненного необоснованным удержанием денежных средств и несвоевременным их перечислением на лицевой счет осужденного, 10 000 рублей; в счет компенсации морального вреда, причиненного отсутствием надлежащего обеспечения питанием на период следования осужденного в исправительное учреждение по месту отбывания наказания, 15 000 рублей; в счет компенсации морального вреда, причиненного несвоевременным вручением почтовой корреспонденции осужденному, 20 000 рублей.
Представитель ответчика ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю Бобовников С.И. в удовлетворении искового заявления Косова К.Н. о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда просил отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях на исковое заявление:
В ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю Косов К.Н., 08.03.1971 года рождения, отбывал наказание в период с 16.07.2021 по 30.04.2023 - убыл в УФСИН России по Рязанской области на основании персонального наряда ФСИН России № 07-27653 от 07.04.2023.
По прибытию в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю Косов К.Н. был ознакомлен с правилами внутреннего распорядка, с правами и обязанностями осужденного, а так же с ним был проведен инструктаж о мерах пожарной и санитарной безопасности, установленных в исправительном учреждении.
В исковых требованиях Косов К.Н. указывает на незаконные действия администрации ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю, выразившееся в невыдаче личных вещей, обеспечении питанием, наличия денежных средств на лицевом счете и нарушений вручения корреспонденции.
Осужденный Косов Константин Николаевич убыл из ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю 30.04.2023, в связи с тем, что это был выходной день (воскресенье) заведующая складом ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю на работе отсутствовала, по данной причине вещи, хранящиеся на складе учреждения на имя осужденного Косова К.Н., ему не были переданы, данные личные вещи отправлены в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Рязанской области для вручения осужденному.
Зимние вещи установленного образца у осужденного Косова К.Н. не изымались и не передавались на хранение, в связи с отсутствием оснований для изъятия данных вещей, бушлат, сапоги, зимняя шапка установленного образца находились у осужденного.
При убытии осужденного Косова К.Н. ему не был выдан индивидуальный рацион питания в связи с отсутствием данного вида продовольствия на складах учреждения.
На момент убытия на лицевом счете осужденного Косова Константина Николаевича числились денежные средства в сумме 3718,95 рублей.
В соответствии с п. 12 Инструкции, финансовая справка № 503 от 30.04.2023 г. на сумму 3718,95 руб. была приложена к личному делу осужденного.
В отношении осужденного Косова Константина Николаевича был направлен запрос № 5937 от 11.07.2023 в УФСИН России по Рязанской области о его местонахождении. Ответ в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю не поступал.
В нарушении п. 13 Инструкции, учреждение-получатель не сообщили о поступлении финансовой справки, а также банковские реквизиты для перечисления денежных средств осужденному.
25.07.2023 в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю поступило требование № Исорг-20070036-240-23/207-20070036 о предоставлении информации, и заявление от Косова К.Н., в котором указывалось, что осужденный находится в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Рязанской области.
11.08.2023 платежным поручением № 6835 денежные средства в сумме 3718,95 руб. были перечислены в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Рязанской области.
Поступившая входящая корреспонденция на имя осужденного Косова Константина Николаевича вручена осужденному в трехдневной срок, согласно выписки из приказа МЮ РФ № 264 ДСП от 16.08.2006 г.
По вышеизложенным основаниям, в виду необоснованности заявленных исковых требований ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю просит отказать в удовлетворении иска Косова К.Н.
Представитель Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ставропольскому краю, действующая на основании доверенности, Андреева Н.В. в судебное заседание не явилась, представив возражение на исковое заявление, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя УФСИН России по Ставропольскому краю. В удовлетворении требований Косова К.Н., заявленных к ответчику УФСИН России по Ставропольскому краю, просила отказать, поскольку Управление является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу, кроме того, самим истцом требования к Управлению о взыскании компенсации не заявлялись.
Представитель ответчика Федеральной службы исполнения наказаний в судебное заседание не явился, при этом ответчик извещен надлежащим образом, в связи с чем суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков по делу.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, и оценив их в соответствии со ст. 67 ГПК РФ с учётом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности как в отдельности, так и их взаимной связи в совокупности, с учётом их значимости для правильного разрешения дела, в виду установленных судом обстоятельств, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
Права и свободы человека и гражданина, согласно ст. 18 Конституции РФ, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний, им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (ч. ч. 1, 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 23 июня 2015 г. "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
В соответствии с частью 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно положениям статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу пункта 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими права граждан.
Как следует из искового заявления Косова К.Н., в период отбывания наказания в виде лишения свободы с 16.07.2021 по 30.04.2023 администрацией ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю неоднократно нарушались его права и свободы, гарантированные Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, были нарушены его имущественные и личные неимущественные права, а именно:
1. При убытии из ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Рязанской области истцу не были выданы изъятые при поступлении в учреждение и переданные па хранение вещи гражданского образа: плед новый из искусственного меха 2,5м. х 2,5 м. (стоимостью 6000 рублей), куртка б/у на молнии с меховым воротником па подкладке из овечьей шкуры черного цвета, мех белого цвета (стоимостью 7000 рублей), бейсболка б/у с козырьком зимняя с мехом на наружной стороне с откидными ушами (стоимостью 2000 рублей), брюки джинсовые б/у светлого цвета (стоимостью 2000 рублей). Направленные ответчиком ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю 04.08.2023 указанные вещи в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Рязанской области, до настоящего времени истцом не получены (доказательств обратного суду не представлено), что может указывать на факт их утери не по вине истца. Ценность утраченных вещей составляет 17000 рублей.
2. Косов К.Н. не был ознакомлен с финансовой справкой 30.04.2023 при этапировании в другое исправительное учреждение о наличии на его лицевом счете денежных средств в сумме 3 718,95 рублей, данные денежные средства были несвоевременно перечислены в исправительное учреждение по новому месту отбывания наказания.
3. ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю нарушен порядок вручения корреспонденции, поступившей в адрес осужденного Косова К.Н.
4. Косов К.Н. не был обеспечен индивидуальным рационом питания и гигиеническими наборами на время этапирования в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Рязанской области.
В качестве обоснования заявленных требований истцом указано на подтверждение перечисленных нарушений органами прокуратуры (ответы на обращения Ставропольской межрайонной прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края от 07.08.2023, прокуратуры Ставропольского края от 20.02.2024).
По запросу суда из Прокуратуры Ставропольского края поступило надзорное производство 17-109-2024 по обращениям осужденного Косова К.Н. Из Генеральной прокуратуры Российской Федерации в соответствии с п. 3.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной и введенной в действие приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 в Прокуратуру Ставропольского края для проверки доводов направлено обращение Косова К.Н. от 19.12.2023 года
В прокуратуре края рассмотрено указанное обращение Косова К.Н. о незаконных действиях (бездействии) должностных лиц ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю, выразившихся в нарушении права на переписку и по другим вопросам.
Как следует из ответа на обращение, направленного Косову К.Н. 20.02.2024 г. № Отв-17-1207-24/17048, информации по факту проверки, адресованной старшему помощнику прокурора края по надзору за законностью исполнения наказаний 12.02.2024 г. № Исуб-20070036-143-24/19404-20070036, 15.02.2024 г. № Исуб-20070008-338-24/19404-20070008, а также и.о. старшего помощника прокурора края по надзору за законностью исполнения наказаний 20.02.2024 г. № Исуб-20070036-169-24/143-20070036:
Статьями 15 и 91 УИК РФ не регламентирован срок вручения поступающей в адрес осужденных корреспонденции. Вместе с тем, должностными лицами специального отдела ФКУ ИК-4 в нарушение требований Инструкции о работе специальных отделов (групп) исправительных колоний, воспитательных колоний и лечебных исправительных учреждений, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 15.08.2007 № 161дсп, в период с октября 2022 года по 09.03.2023, поступившая на имя Косова К.Н. корреспонденция вручена с нарушением трехдневного срока с момента поступления в исправительное учреждение.
Кроме того, проверкой доводов о неполучении почтового отправления из Октябрьского районного суда г. Ростов-на-Дону установлено, что согласно сведениям отслеживания трек-номера (34403878282993) почтовое отправление доставлено адресату ФКУ ИК-4 23.05.2023, факт получения почтового отправления сотрудником учреждения не опровергнут, меры к установлению места нахождения указанного отправления не приняты.
Указанные факты будут отражены Ставропольским межрайонным прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края в обобщенном представлении об устранении нарушений законов, подлежащем внесению в адрес начальника ФКУ ИК-4.
Проведенной Ставропольской межрайонной прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края установлено, что Косов К.Н. отбывал наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю с 16.07.2021 по 30.04.2023.
30.04.2023 осужденный был переведен для дальнейшего отбывания срока наказания в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Рязанской области (далее ФКУ ИК-3).
На момент убытия на лицевом счете Косова К.Н. числились денежные средства в сумме 3718,95 рублей, финансовая справка № 503 от 30.04.2023 на указанную сумму приложена к личному делу.
В ФКУ ИК-3 11.07.2023 направлен запрос для предоставления сведений о поступлении указанной финансовой справки, а также реквизитов для перечисления Косову К.Н. денежных средств, ответ на который не поступал.
25.07.2023 в ФКУ ИК-4 из межрайонной прокуратуры поступили сведения о том, что Косов К.Н. отбывает наказание в ФКУ ИК-3, в связи с чем 11.08.2023 платежным поручением № 6835 денежные средства в сумме 3 718,95 рублей, числившиеся на его лицевом счете, перечислены в ФКУ ИК-3.
Также проведенной Ставропольской межрайонной прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края проверкой установлено, что 30.04.2023 Косов К.Н. переведен для дальнейшего отбывания наказания в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Рязанской области (далее ФКУ ИК-3), при этом принадлежащие ему личные вещи, хранящиеся на складе ФКУ ИК-4, направлены в ФКУ ИК-3 только 04.08.2023. Кроме этого, при этапировании из ФКУ ИК-4 Косов К.Н. не был обеспечен питанием на период следования в ФКУ ИК-3. Таким образом, проведенной проверкой был установлен факт нарушения ч.ч. 3, 4 ст. 76 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, в части необеспечения необходимых материально-бытовых и санитарно-гигиенических условий, в том числе питанием по установленным для осужденных нормам на весь период следования.
По итогам проведенной проверки соблюдения уголовно-исполнительного законодательства Ставропольской межрайонной прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края 30.08.2023 № Исорг-20070036-289-23/-20070036начальнику ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено и удовлетворено, должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
В соответствии с ч. 5 ст. 91 УИК РФ, осужденные вправе получать переводы денежных средств и за счет средств, находящихся на их лицевых счетах, осуществлять переводы денежных средств близким родственникам, перечень которых определен пунктом 4 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Осуществление переводов денежных средств иным лицам допускается с разрешения администрации исправительного учреждения в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Согласно ч. 1 ст. 88 УИК РФ, осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и переводов денежных средств. Указанные средства зачисляются на лицевые счета осужденных.
В соответствии с п. 4 Инструкции, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 8 декабря 2006 г. N 356 «Об утверждении инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний», личные деньги осужденных хранятся на лицевых счетах по учету средств, поступающих во временное распоряжение учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В данном случае истцом выбран способ защиты гражданских прав путем возмещения убытков согласно положениям статей 8, 12 ГК РФ.
Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Надлежащим ответчиком по делу суд считает ФСИН России, ввиду нижеследующего.
В случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (ст. 1071 ГК РФ).
По смыслу статей 125 и 1071 ГК РФ, п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ по искам о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступают главные распорядители соответствующих бюджетных средств.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Согласно Уставу, утвержденному приказом ФСИН России от 18.02.2011 № 82 «Об изменении типа федеральных бюджетных учреждений, подчиненных Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю, и утверждении уставов федеральных казенных учреждений, подчиненных Управлению Федеральной - службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю», ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности; учредителем учреждения является Российская Федерация; функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет ФСИН России; учреждение находится в ведении ФСИН России; учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса-получателем бюджетных средств; УФСИН России по Ставропольскому краю в отношении учреждения осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств.
Исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовного наказания в виде лишения свободы, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, являются предметом и целями деятельности учреждения (пункт 2.1. Устава). Для достижения указанных целей учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания осужденных, осуществляет их материально-бытовое обеспечение осужденных (пункты 2.5.1,2.5.2).
В соответствии со статьей 7 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными им учреждениями УИС.
Согласно Положению, утвержденному приказом ФСИН России от 11.07.2015 г. N 518 «Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний». УФСИН России по Ставропольскому краю является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, осуществляющим в пределах своих полномочий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказании отношении осужденных, функции по содержанию лиц/подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
Таким образом, исходя из системного толкования изложенных правовых норм и положений уставных документов на УФСИН России по Ставропольскому краю не возложены функции по непосредственному исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовного наказания в виде лишения свободы, реализации прав, свобод и законных интересов осужденных к лишению свободы, отбывающих уголовные наказания в исправительных учреждениях края, в том числе в сферах деятельности, изложенным в исковом заявлении.
Функции по обеспечению осужденных, убывающих для исполнения наказаний в учреждения иных территориальных органов ФСИН России, индивидуальными рационами питания и гигиеническими наборами, соблюдение порядка изъятия, хранения и выдачи личных вещей осужденных, перечисление денежных средств с лицевых счетов по новому месту отбывания наказания, соблюдение порядка ознакомления с документами, поступающими на имя осужденных, возлагаются на администрацию исправительного учреждения и регламентируется соответствующими нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (пункт 5 Положения).
Согласно подпункту 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Пунктом 13 Положения предусмотрено, что финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
Таким образом, по смыслу приведенных положений по искам о возмещении компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) сотрудников ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю, за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает непосредственно Федеральная служба исполнения наказания России как главный распорядитель бюджетных средств.
На основании изложенного, суд полагает необходимым исковые требования Косова К.Н. к ФСИН России, как к надлежащему ответчику, удовлетворить частично, взыскав с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерациив пользу истца компенсацию морального вреда, в удовлетворении исковых требований к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю и УФСИН России по Ставропольскому краю – отказать, поскольку они являются ненадлежащим ответчиками по настоящему делу.
Установив, допущенные администрацией ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю нарушения, связанные с невыдачей личных вещей осужденного, неознакомлением с финансовой справкой о наличии на лицевом счете осужденного денежных средств и их несвоевременным перечислением, с несвоевременным вручением корреспонденции осужденному, необеспечением индивидуальным рационом питания и гигиеническими наборами на время этапирования, в связи с чем, истец Косов К.Н. претерпевал лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, суд полагает факт наступления вреда для истца по этому основанию доказанным, что влечет компенсацию морального вреда.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд, помимо прочего, учитывает характер, степень причиненных истцу нравственных страданий, продолжительность допущенного нарушения, объективность причин, по которым возникло нарушение, принцип разумности и справедливости, фактические обстоятельства, установленные судом, и полагает необходимым взыскать в пользу истца в счет компенсации морального вреда, причиненного несвоевременным направлением личных вещей осужденного в исправительное учреждение по месту отбывания наказания, 10 000 рублей; в счет компенсации морального вреда, причиненного необоснованным удержанием денежных средств и несвоевременным их перечислением на лицевой счет осужденного, 5 000 рублей; в счет компенсации морального вреда, причиненного отсутствием надлежащего обеспечения питанием на период следования осужденного в исправительное учреждение по месту отбывания наказания, 5 000 рублей; в счет компенсации морального вреда, причиненного несвоевременным вручением почтовой корреспонденции осужденному, 5 000 рублей. Данный размер компенсации морального вреда, по мнению суда, соответствует обстоятельствам дела, требованиям законодательства Российской Федерации. Оснований для взыскания морального вреда в большем размере суд не усматривает.
При этом суд не находит оснований для возмещения имущественного ущерба истцув размере 17 000 рублей за утрату личных вещей, поскольку факт их утраты и обоснованность указанной суммы истцом не доказаны.
В силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Согласно п. 4,13 Указа Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" ФСИН России входит в систему федеральных органов исполнительной власти и осуществляет публичные функции по обеспечению исполнения наказаний, содержанию подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, этапированию, конвоированию, а также контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. Следовательно, взыскание госпошлины в сумме 300 рублей, от уплаты которой истец был освобожден, с ФСИН России не производится.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Косова Константина Николаевича к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ставропольскому краю. Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Ставропольскому краю. Федеральной службе исполнения наказаний о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда, - удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Косова Константина Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии № №, в счет компенсации морального вреда, причиненного несвоевременным направлением личных вещей осужденного в исправительное учреждение по месту отбывания наказания, 10 000 рублей, в остальной части заявленных требований в размере 10 000 рублей, - отказать.
Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Косова Константина Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии № №, в счет компенсации морального вреда, причиненного необоснованным удержанием денежных средств и несвоевременным их перечислением на лицевой счет осужденного, 5 000 рублей, в остальной части заявленных требований в размере 5 000 рублей, - отказать.
Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Косова Константина Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии № №, в счет компенсации морального вреда, причиненного отсутствием надлежащего обеспечения питанием на период следования осужденного в исправительное учреждение по месту отбывания наказания, 5 000 рублей, в остальной части заявленных требований в размере 10 000 рублей, - отказать.
Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Косова Константина Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии № №, в счет компенсации морального вреда, причиненного несвоевременным вручением почтовой корреспонденции осужденному, 5 000 рублей, в остальной части заявленных требований в размере 15 000 рублей, - отказать.
В удовлетворении исковых требований Косова Константина Николаевича о взыскании с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации денежных средств в счет компенсации утраченных личных вещей в размере 17 000 рублей отказать.
В удовлетворении исковых требований Косова Константина Николаевича к ответчикам Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ставропольскому краю и Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Ставропольскому краю о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда, - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд Ставропольского края.
Мотивированное решение составлено 19 июля 2024 года.
Судья О.В. Воронина