Дело № 2-45/2024
Решение
Именем Российской Федерации
16 января 2024 года с.Бежта
Тляратинский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Магомедова Н.Г.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Дербентской межрайонной природоохранной прокуратуры <адрес> к администрации МР «<адрес>» о возложении обязанности по созданию места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп,
Установил:
Прокурор Дербентской межрайонной природоохранной прокуратуры <адрес> ФИО2 в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в Тляратинский районный суд РД с иском к администрации МР «<адрес>» о возложении обязанности по созданию места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп.
В обоснование исковых требований указывает, что Дербентской межрайонной природоохранной прокуратурой в порядке надзора за исполнением экологического законодательства проведена проверка, по результатам которой в деятельности администрации <адрес> Республики Дагестан выявлены нарушения законодательства, регламентирующего обращение с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп.
Установлено, что администрацией <адрес> Республики Дагестан не приняты меры по созданию мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территории муниципального образования организацию деятельности в области обращения с отходами осуществляют органы местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131 -ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" К вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила, устанавливающие порядок обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств и электрических ламп, содержащих в своем составе ртуть и (или) ее соединения (ртутьсодержашие лампы), ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.
На основании статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В целях устранения нарушений закона главе администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое признано обоснованным и удовлетворено. Однако, до настоящего времени конкретных мер, направленных на устранение имеющихся нарушений, не принято.
В связи с эти, принято решение об обращении в суд с соответствующим исковым заявлением.
Истец просит суд возложить на администрацию <адрес> Республики Дагестан обязанность в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения создать место накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на территории района в соответствии с требованиями экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, разместить информацию для потребителей о расположении такого места.
В судебное заседание прокурор Дербентской межрайонной природоохранной прокуратуры <адрес> ФИО2 и представитель ответчика не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Согласно ч.ч.3, 5 ст.167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае не явки кого-либо из лиц, участвующих в деле, извещённый о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах не явки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Дербентской межрайонной природоохранной прокуратуры <адрес> к администрации МР «<адрес>» подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества.
В соответствии со статьей 3 указанного Закона хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться согласно принципам соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды.
Отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ), другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 4).
В статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека окружающей среды.
Статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование отнесено к полномочиям Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", с учетом положений части 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положениями частей 2, 3 статьи 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно примечанию к пункту 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенным в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 607-ст, если собственник отходов не установлен, им являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 786, ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак относятся к первому классу опасности.
Согласно примечанию к пункту 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенным в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 607-ст, если собственник отходов не установлен, им являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 786, ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак относятся к первому классу опасности.
Статьей 4.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что отходы 1 класса опасности относятся к чрезвычайно опасным отходам.
В соответствии с ФИО4 53691-2009 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода 1 - 4 класса опасности. Основные требования", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ N 1091-ст, отходы 1 класса опасности - чрезвычайные отходы - это отходы, в состав которых входят вещества или компоненты, обладающие одним или несколькими опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, способностью к самовозгоранию, высокой реакционной способностью, канцерогенностью, наличием возбудителей инфекционных заболеваний или другими установленными документально опасными свойствами), и обращение с которыми представляет непосредственную или потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и/или окружающей среды.
Согласно п. 9 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановление правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее Правила обращения с отходами).
Пунктом 2 Правил обращения с отходами разъяснено, что отработанные ртутьсодержащие лампы это ртутьсодержащие отходы, представляющие собой, выведенные из эксплуатации и подлежащие утилизации осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 процента. Под потребителями кого понимать под потребителями ртутьсодержащих ламп - это юридические лица или индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, а также физические лица, эксплуатирующие осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением. Место первичного сбора и размещения - место для предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп перед передачей их специализированным организациям для дальнейшего сбора, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
Согласно пунктам 5 и 6 Раздела II Правил обращения с отходами, накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов. Не допускается самостоятельное обезвреживание, использование, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп, а также их накопление в местах, являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, за исключением размещения в местах первичного сбора и размещения и транспортирования до них.
В пункте 2 Правил обращения с отходами определено понятие «места первичного сбора и размещения место для предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп перед передачей их специализированным организациям для дальнейшего сбора, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения. Требования к порядку размещения (хранения и захоронения) отработанных ртутьсодержащих ламп регламентированы разделом 4 Порядка, а именно:
-хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары (п. 14 раздела 4 Порядка);
-допускается хранение отработанных ртутьсодержащих ламп в неповрежденной таре из-под новых ртутьсодержащих ламп или в другой таре, обеспечивающей их сохранность при хранении, погрузо-разгрузочных работах и транспортировании (п. 15 раздела 4 Порядка); не допускается совместное хранение поврежденных и неповрежденных, ртутьсодержащих ламп (п. 16 раздела 4 Порядка);
- хранение поврежденных ртутьсодержащих ламп осуществляется в таре (п. И раздела 4 Порядка).
Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГг. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов относиться в вопросам местного значения (подп.18 п.1 ст.14), а участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов возложена на муниципальный район (подп.14 п.1 ст.15).
Лампы (люминесцентные и энергосберегающие) содержат ртуть, используются потребителями в быту, в связи, с чем вопрос об определении специализированного места их сбора является актуальным, и направлен на создание безопасных условий проживания населения.
В соответствии с п.8 раздела 2 Правил обращения с отходами, органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах) а также их информирование.
В соответствии с частями 1 и 2 ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 3 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
Согласно пп. 4, 8, 9 Правил обращения с отходами потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп. Органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации.
В силу части 2 статьи 21 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды) указано, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Требования по сбору, временному хранению, вывозу твердых и жидких бытовых отходов и уборке населенных пунктов установлены СанПиН 42-128-4690-88, утвержденными главным государственным санитарным врачом СССР ДД.ММ.ГГГГг.
Пунктом 1.1 СанПиН 42-128-4690-88 установлено, что организация рациональной системы сбора и временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих "Санитарных правил содержания территорий населенных мест".
В силу п. 1.2 указанных СанПиН система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст.1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Как установлено судом, в настоящее время администрацией МР «<адрес>» не определены места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп. Данное обстоятельство нарушает требования действующего законодательства в частности пп. 4, 8, 9 Правил обращения с отходами потребители ртутьсодержащих ламп, и закрепленное ст. 42 Конституции Российской Федерации право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как существует потенциальная угроза возникновения заболеваний граждан и загрязнения окружающей среды по причине несоблюдения ответчиком требований в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологических правил, установленных с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения. Учитывая изложенное, суд считает, что заявленные требования прокурора Дербентской межрайонной природоохранной прокуратуры <адрес> ФИО2 подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования прокурора Дербентской межрайонной природоохранной прокуратуры <адрес> к администрации МР «<адрес>» - удовлетворить.
Обязать администрацию МР «<адрес>» создать место накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на территории района в соответствии с требованиями экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, разместить информацию для потребителей о расположении такого места в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу данного решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в течение месяца дней со дня принятия его в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья Н.<адрес>