Мировой судья Белянина К.А. Дело 12-19/2023
37MS0056-01-2022-003498-44
Р Е Ш Е Н И Е
15 марта 2023 года г. Шуя Ивановской области
Судья Шуйского городского суда Ивановской области Скокан К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Шуйского Муниципального унитарного предприятия объединенных котельных и тепловых сетей на постановление мирового судьи судебного участка №2 Шуйского судебного района в Ивановской области от 27 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.30 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Шуйского судебного района в Ивановской области от 27 декабря 2022 года Шуйское муниципальное унитарное предприятие объединенных котельных и тепловых сетей признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.30 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Шуйское муниципальное унитарное предприятие объединенных котельных и тепловых сетей, будучи несогласным с данным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении Шуйского МУП ОК и ТС прекратить. Жалоба мотивирована следующим:
- В действиях Шуйского МУП ОК и ТС отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, срок давности привлечения к данной ответственности истек, мировым судьей при рассмотрении дела существенном нарушены процессуальные требования, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело;
- Осмотр объектов ТЭК производился Управлением один день - 20 сентября 2022 года. Осмотр объектов, в этот день, производил Повтарев В.А., который и составил впоследствии протокол об административном правонарушении. В соответствии с частью 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Как следует из текста протокола об административном правонарушении 10.10.2022г., единственными доказательствами, которым Управление подтверждает факт выявленных правонарушений являются фототаблицы, которые датированы 20.09.2022г. Считает, что Повтарев В.А. в день проведения осмотра объектов ТЭК и их фотографирования (20.09.2022г.) выявил факт совершения Заявителем тех деяний, которые Управлением и судом признаны административных правонарушением;
- В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административное правонарушении должно быть мотивированным. Однако в ходе рассмотрения настоящего дела мировым судьей вышеуказанных требования закона выполнены не были. Приведенные доводы Шуйского МУП ОК и ТС содержаться в описательной части оспариваемого постановления, однако надлежащая оценка их доводам не дана, доводы заявителя не опровергнуты со ссылками на закон. Результаты оценки доказательств суд должен указать в мотивировочной части судебного постановления, в том числе доводы, по которым он отвергает те или иные доказательства или отдает предпочтение одним доказательствам перед другими. Приведенные доводы Шуйского МУП ОК и ТС содержатся в описательной части оспариваемого постановления, однако надлежащая правовая оценка нашим доводам не дана; доводы заявителя не опровергнуты со ссылками на закон. Такое рассмотрение дела, не отвечает установленным статей 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушения;
- Шуйское МУП ОК и ТС неоднократно высказывала обоснованные сомнения по поводу не верифицированного текста Правил № 458 (в том числе и главное - приложения № 1 к нему), который был представлен представителем Управления в материалы дела. Заявитель, со своей стороны, представил имеющийся текст Правил № 458, который отличается от текста представленного Управлением. Представители Управления в судебном заседании не смогли пояснить каким образом к ним поступил текст Правил № 458. Судом был запрошен текст данных правил в Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области. Сравнивая тексты приложения № 1 Правил № 458, представленные Департаментом и Управлением, выяснилось, что они распечатаны из одного файла с именем 2112135.dос, что указано в колонтитуле каждого из листов приложения № 1 к Правилам № 458. В то же время, представленный Шуйским МУП ОК и ТС текст Правил № 458, а также имеющийся текст Правил № 458 в деле, рассмотренном мировым судьей судебного участка № 1 Шуйского судебного района о привлечении к административной ответственности и.о. директора Шуйского МУП ОК и ТС (мировой судья ссылается на это дело в оспариваемом постановлении) такой обязанности не содержит. Таким образом, обоснованные сомнения, связанные с аутентичностью текста Правил № 458, которым руководствовался суд при вынесении постановления, не были устранены;
- При проведении категорирования учитывается, в том числе наличие на объекте уязвимых мест. С учетом того, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным, и в зависимости от степени потенциальной опасности объекта ТЭК устанавливаются три категории объектов топливно-энергетического комплекса: объекты высокой категории опасности; объекты средней категории опасности; объекты низкой категории опасности (часть 2 статьи 5 Федерального закона № 256-ФЗ). Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 г. № 459 утверждено Положение об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования. К Низкой категории опасности относится объект, на котором в результате совершения акта незаконного вмешательства возникает чрезвычайная ситуация муниципального характера (пункт 4 Положения). Согласно пункту 4 Акта проверки №18/207-33-2022 г. от 10.10.2022г. все котельные Заявителя отнесены к низкой категории опасности. Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 г. № 458, данный нормативный акт устанавливает требования обеспечению безопасности и защищенности объектов ТЭК Российской Федерации в зависимости от установленной категории опасности объектов. Дифференциация таких требований, в зависимости от категории опасности объекта ТЭК, должна производиться в соответствии с приложением №1 Правил № 458. В соответствии с пунктами 2 - 4 примечания к Приложению 1 к Правилам по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса знак «+» показывает обязанность (при наличии технической возможности) применения соответствующих инженерно-технических средств охраны, знак «-» показывает, что применение соответствующих инженерно-технических средств охраны нецелесообразно. Таким образом, неприменение соответствующих средств инженерно-технических средств охраны, которые не обозначены соответствующим знаком «+», не является нарушением для Заявителя. Оспариваемое постановление вынесено без учета наличия у Заявителя низкой категории опасности на всех обследованных объектах. Согласно ст. 16 Федерального закона от 21.07.2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется за счет собственных средств организаций, цены на товары (услуги) которых подлежат государственному регулированию в составе регулируемых цен (тарифов). Тарифы на тепловую энергию Заявителя подлежат государственному регулированию. Тариф на тепловую энергию и теплоноситель устанавливается Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении», Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012г. №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13.06.2013г. №760-э. Для Шуйского МУВП ОК и ТС тариф устанавливается методом индексации установленных тарифов. С учетом существующих ограничений, связанных с тарифным регулированием, указанных в протоколе мероприятий, не ранее окончания 2024 года;
- Не согласен с вменяемыми нарушениями Правил №458.
Представитель заявителя Шуйского МУП ОК и ТС Мельников Д.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Допрошенные в судебном заседании свидетели Федуловин Р.А., Поварев В.А. пояснили, что плановая выездная проверка объектов топливно-энергетического комплекса (далее по тексту объекты ТЭК) Шуйского МУП ОК и ТС Управлением проводилась в течении 20 рабочих дней с 13 сентября 2022 года по 10 октября 2022 года. Дата, на которую ссылается Заявитель - 20.09.2022 года, является лишь одним из дней плановой проверки, в который сотрудниками Управления осуществлялся сбор и анализ фактических доказательств, в том числе производилось фотографирование объектов ТЭК Шуйского МУП ОК и ТС. В последующие дни сотрудники Управления изучали и анализировали полученные в ходе проверки документы: копии уставных и учредительных документов предприятия, документов о праве пользования объектами ТЭК, копии приказов о назначении на должность руководителя предприятия и лиц ответственных за антитеррористическую защищенность и безопасность объектов ТЭК, копии должностных инструкций руководителя предприятия и лиц ответственных за антитеррористическую защищенность и безопасность объектов ТЭК, документы о проведенных мероприятиях по антитеррористической защищенности объектов ТЭК, а также иные документы, предоставленные в течении всего периода проверки. В последствии, на основе изучения и анализа всех вышеперечисленных документов, фотографий, и иных доказательств полученных в ходе плановой проверки, должностное лицо Управления устанавливает и определяет факт наличия или отсутствия правонарушения и виновность юридического лица - Шуйского МУП ОК и ТС в совершении административного правонарушения. Таким образом, датой совершения Шуйским МУП ОК и ТС административного правонарушения, является 10 октября 2022 года, то есть, дата окончания проверки должностным лицом Управления объектов ТЭК Шуйского МУП ОК и ТС, и датой выявления и фиксации всех юридических признаков состава правонарушения. Управление считает, что дело об административном правонарушении мировым судом судебного участка №2 Шуйского судебного района в Ивановской области рассмотрено в полном объеме. Мировым судом вынесено мотивированное решение, с которым Управление согласно. При рассмотрении дела об административном правонарушении мировому судье Управлением был предоставлен экземпляр Правил №458 с Приложениями, который получен в 2012 году от вышестоящего органа Министерства внутренней дел. При этом Мировым судьей направлялся запрос в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области, о предоставлении экземпляра Правил №458 с Приложениями, откуда получены указанные документы. Содержание пунктов Приложения №1 Правил №458 имеющегося у Управления и Департамента энергетики и тарифов Ивановской области совпадают, при этом отличается от пунктов приложения №1 Правил №458, находящегося у Шуйского МУП ОК и ТС. Заявитель не может объяснить источник получения экземпляра Правил №458, находящегося у Шуйского МУП ОК и ТС. Однако, 18.03.2012 года Министерством энергетики Российской Федерации во все органы исполнительной власти субъектов РФ направлялись письма за подписью директора Департамента Минэнерго России Ф.М. Талалуева (исх. № 13-369), с требованием ознакомления субъектов ТЭК с Правилами №458, и Правительством Ивановской области во все субъекты ТЭК направлялись копии Правил №458. Объекты ТЭК Шуйского МУП ОК и ТС с 2012 года внесены в «Перечень объектов топливно-энергетического комплекса Ивановской области, подлежащих категорированию», утвержденный распоряжением Губернатора Ивановской области от 28 сентября 2012 года № 226-р. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» на объектах ТЭК - Котельных №1, №3, №4, № 10, №11, №12 Шуйского МУП ОК и ТС проведена процедура категорирования. Согласно паспортам безопасности указанным объектам ТЭК присвоена низкая категория опасности. Правила №458 содержат перечень организационных, технических и физических мер направленных на обеспечение надлежащей безопасности и защищённости объектов ТЭК, и разделены по 3-м категориям опасности объектов: низкой, средней и высокой. Выявленные нарушения, указанные в Протоколе, соответствуют требованиям Правил №458 для объектов ТЭК низкой категории опасности. Мероприятия по обеспечению безопасности объектов ТЭК Шуйского МУП ОК и ТС, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2011 года № 25 6-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», могут финансироваться за счет собственных средств организаций, иных субъектов ТЭК, а также осуществляться за счет иных источников средств, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Объекты ТЭК Шуйского МУП ОК и ТС проверялись на предмет антитеррористической защищенности в 2015 и в 2018 годах, у Шуйского МУП ОК и ТС неоднократно имелась возможность для решения вопросов о внесении в тариф необходимых расходов на обеспечение безопасности указанных объектов ТЭК, однако Шуйским МУП ОК и ТС ни в 2018 году, ни в 2022 году, никаких мер для этого не предпринималось. В Паспортах безопасности Котельных №1, №3, №10, №11 самим Шуйским МУП ОК и ТС были запланированы мероприятия по оборудованию котельных совмещенным контрольно-пропускным пунктом для прохода людей и проезда транспорта, а также системой контроля и управления доступом, в соответствии с требованиями Правил №458 в разделе «Необходимые дополнительные мероприятия по совершенствованию физической защиты и антитеррористической защищенности объекта с указанием срока их выполнения». Мероприятия по безопасности объектов ТЭК, указанные в Паспортах безопасности Шуйского МУП ОК и ТС, согласованы с Управлением, однако нормативно - правовой базы регламентирующей порядок согласования указанных паспортов, а также порядок отказа от согласования со стороны Росгвардии, законодательством не предусмотрен. Кроме того субъект ТЭК обязан в полном объеме выполнять требования Правил №458, по обеспечению безопасности объектов ТЭК, в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 20 года № 256-Ф3 «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», в независимости от того какие мероприятия антитеррористической защищенности прописаны им в безопасности объектов ТЭК. По пункту 18 Правил №458 Заявитель ссылается на то, что не определен порядок проведения и оформления периодических учений с оценкой эффективности системы физической защиты, при этом работниками Шуйского МУП ОК и ТС регулярно производятся различные мероприятия, по результатам которых оценивается защищенность объектов ТЭК. Управлением Росгвардии по Ивановской области в январе 2022 года всем субъектам ТЭК направлены информационные письма с примерным планом проведения учений по оценке эффективности защиты объекта ТЭК (исх. №207/38-84 от 18.01.2022 r.). В ходе плановой проверки Шуйским МУП ОК и ТС не были представлены документы о проведении учений с персоналом объекта, а также не представлены документы по оценке системы физической защиты и о критериях оценки ее эффективности. По пункту 21, 25 Правил №458 Заявитель ссылается на то, что субъект ТЭК самостоятельно решает в каких случаях и в отношении каких инженерно-технических средств охраны составляется техническое задание, также полагает, что в Протоколе не указана информация, в отношении каких инженерно-технических средств охраны Шуйский МУП ОК и ТС должен подготовить техническое задание. Требования изложенных в пункте 25 Правил №458 не носят императивный характер, техническое задание на проектирование (модернизацию, реконструкцию) инженерно-технических средств охраны объектов ТЭК составляется в отношении всех указанных в Правилах №458 технических средств охраны, которые не соответствуют предъявляемым требованиям, либо отсутствуют вовсе. При проведении плановой проверки присутствовал представитель Шуйского МУП ОК и ТС, главный инженер - Краюшкин О.Б, в ходе которой ему указывалось, что на котельной №1 Шуйского МУП ОК и ТС с левой стороны ограждения наземные коммуникации открытого трубопровода необходимо оборудовать постоянными или съемными решетками, а также на котельной №11 Шуйского МУП ОК и ТС с фронтальной стороны ограждения наземные коммуникации открытого трубопровода, необходимо оборудовать постоянными или съемными решетками. По пункту 71 Правил №458 Заявитель ссылается на то, что требованием настоящего пункта 71 не запрещено складирование труб, плит и спецтехники в запретной зоне, и ссылается на отсутствие возможности обустройства запретной зоны на котельной №1 Шуйского МУП ОК и ТС. В соответствии с пунктом 71 Правил №458, запретная зона - это зона, где отсутствуют какие-либо строения, сооружения, растительность (деревья, кустарники, траву и другое), оборудуется в 6 метрах от ограждения объекта с внутренней стороны. Запретная зона котельной №1 Шуйского МУП ОК и ТС не соответствует указанным требованиям, поскольку в непосредственной близости к ограждению осуществляется складирование труб, плит и находится спецтехника, что является не исполнением требований Правил №458. Кроме того, территория котельной №1 занимает большую площадь, и имеются другие места, где можно складировать указанные трубы, плиты и спецтехнику, тем самым освободив запретную зону и выполнив требования по обеспечению безопасности объекта ТЭК. По пункту 73 Правил №458 Заявитель ссылается на то, что требованиями указанного пункта установлена суммарная высота основного ограждения, с учетом дополнительного. Отдельного требования к высоте основного ограждения в Правилах не предусмотрено. Также Заявитель ссылается на то, что оборудование дополнительного ограждения на объектах ТЭК с низкой категорией опасности законодательством не предусмотрено, и, по мнению Заявителя, данный вывод подтверждается семнадцатым Арбитражным апелляционным судом в постановлении от 10.03.2022 года по делу №А60-28790/2021. Требования высоты основного ограждения Правилами №458 не предусмотрено, но в пунктах 69-70, 73, 81-83 Правил №458 указаны требования (параметры), которым должны отвечать в целом основное и дополнительное ограждения. В Протоколе Шуйскому МУП ОК и ТС не предписывалось устранение нарушения по высоте основного ограждения, в протоколе указано, что в местах входа-выхода труб теплотрассы высота его не соответствует 2,5 метрам. Заявитель неправомерно ссылается на постановление Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 10.03.2022 года по обязанности установки дополнительного ограждения, так как судом рассматривался вопрос о предупредительном ограждении, которое в соответствии с требованиями подпункта «в» пункта 1 приложения №1 Правил №458 устанавливается на объектах ТЭК средней и высокой категории опасности. По пункту 97 Правил №458 Заявитель ссылается на то, что зона (полоса) отторжения не применяется для объектов ТЭК низкой категории опасности и устранения указанного нарушения нецелесообразно. В Протоколе не указано на необходимость оборудования зоны (полосы) ограждения. Требования Управления заключаются в освобождении основного и верхнего дополнительного ограждений от веток, деревьев и кустарников, которые к нему примыкают с внешней стороны и создают возможность проникновения на территорию посторонних лиц. По пункту 103 Правил №458 Заявитель ссылается на то, что оконные проемы котельных Шуйского МУП ОК и ТС не нуждаются в оборудовании защитными металлическими конструкциями. Оборудование оконных проемов указанными конструкциями не соответствуют пункту 6.32 СП 89.13330.216 «Котельные установки» и требованиям ГОСТ Р 56288. В соответствии с требованием подпункта «г» пункта 2 приложения №1 и пунктом 103 Правил М458, объекты ТЭК с низкой категорией опасности должны быть оборудованы защитными металлическими оконными конструкциями, для защиты уязвимых мест. На котельных Шуйского МУП ОК и ТС часть оконных проемов уже оборудована металлическими конструкциями, и требованием Управления является установка металлических конструкций в остальных оконных проемах. В Паспортах безопасности на котельные №1 и №11 Шуйским МУП ОК и ТС были запланированы мероприятия по приведению оконных проемов в соответствии с требованиями Правил №458, в разделе «Необходимые дополнительные мероприятия по совершенствованию физической защите и антитеррористической защищенности объекта с указанием срока их выполнения». Срок выполнения указанных мероприятий был установлен до 4 квартала 2020 года, однако до настоящего времени они не исполнены. Пункт 6.32 СП 89.13330.216 «Котельные установки», а также требования ГОСТ Р 56288 регламентируют устройство оконных конструкций на котельных, в соответствии с которыми предохранительные запорные устройства (окна) при достижении в помещении котельной избыточного давления 0,7 кПА, должны обеспечивать открывание поворотной створки или сброс смещаемого элемента наружу, при воздействии на него нагрузок от внутреннего дефлаграционного взрыва. Управление не возражает против установки защитных металлических оконных конструкций с наружной стороны оконных проемов с фиксацией защитных конструкций на рамах, а не в стены здания, что позволит обеспечить исполнение всех указанных нормативно - правовых актов. Правилами 458 Управлением не мотивировано в части описания конкретных нарушений. В соответствии с требованиями подпунктов «а» и «б» пункта 3 приложения №1 Правил №458, объекты с низкой категорией опасности должны быть оборудованы контрольно - пропускным пунктом для прохода людей, а также контрольно - пропускным пунктом для автомобильного транспорта. В пунктах 115-122,128,129,131,136,139-146 Правил №458, указаны параметры, которым должен соответствовать контрольно-пропускной пункт объекта ТЭК. Имеющееся на котельной №1 Шуйского МУП ОК и ТС здание для персонала охраны используется как КПП для прохода людей и контроля за въезжающим автомобильным транспортом, однако указанное здание не соответствует требованиям пунктов 115-122, 128, 129, 131, 136, 139-146 Правил №458, а именно: входная дверь К1В1 не оборудована смотровым глазком, переговорным устройством, с наружи у входной двери K111I не установлена телекамера для наблюдения за подступами к двери (пункт 116 Правил №458); пост на КПП не имеет хорошего обзора и не обеспечена защита персонала от нападения (пункт 117 Правил №458); в здании KПП не оборудовано место досмотра (пункт 118 Правил №458); КПП для прохода людей не оборудовано устройством преграждающим управляемым для перекрытия проходов и служащим для организации санкционированного пропуска персонала, контроля доступа на объект, а также для аварийной эвакуации персонала с территории при внештатной ситуации (пункт 122 Правил №458); на КПП отсутствует досмотровая площадка для автомобильного транспорта (пункт 129 Правил №458); перед въездом на досмотровую площадку с внутренней стороны ворот отсутствуют поперечная линия и надпись «Стоп» (пункт 136 Правил №458). По пункту 137 Правил №458 Заявитель ссылается на то, что исполнить требования по установке дорожных знаков Шуйский МУП ОК и ТС не может, поскольку ограждение котельных находится по границе земельных участков, отсутствует возможность установить дорожные знаки за границами территории котельных Шуйского МУП ОК и ТС. Однако в ходе проведенной проверки Шуйским МУП ОК и ТС не представлены сведения о том, что прилегающие к котельным территории и дороги не являются их собственностью. Шуйским МУП ОК и ТС не исполнены требования пунктов 204-211 Правил №458, а именно: система контроля и управления доступом не установлена, не предотвращен несанкционированный доступ людей и транспорта на объекты Шуйского МУП ОК и ТС (подл. «а» пункта 204 Правил №458). В соответствии с пунктом 2 указанных Правил, система охранного телевидения - это телевизионная система замкнутого типа, предназначенная для получения телевизионных изображений с объекта в целях обеспечения его защиты. В пунктах 227-239 Правил №458 по обеспечению безопасности объектов ТЭК, указаны требования (параметры), которым должна отвечать система охранного телевидения, а в подпункте «а» пункта 232 Правил №458, на который ссылается представитель Шуйского МУП ОК И ТС определен лишь один параметр, которому должна соответствовать системы охранного телевидения, однако согласно требований пункта 229 Правил №458, место и высота установки каждой телевизионной камеры, тип объектива и угол наклона его оптической оси определяется исходя из условия формирования необходимой зоны наблюдения, в том числе непрерывной зоны для наблюдения замкнутого пространства объекта, согласно требований пункта 231 Правил №458 система охранного телевидения должна обеспечивать визуальный контроль объекта и прилегающей к нему территории, архивирование и последующее воспроизведение записи всех значимых событий для их анализа в автоматическом режиме или по команде оператора. Установленная на котельных Шуйского МУП ОК и ТС система охранного телевидения не соответствует предъявляемым требованиям. По пунктам 250-258 Правил №458 Заявитель ссылается на то, что выполнение требований по оборудованию котельных Шуйского МУП ОК и ТС системой освещения не мотивировано Управлением, в части описания конкретных нарушений, а также указанные требования не содержат конкретики по их выполнению. По мнению Заявителя Шуйскому МУП ОК и ТС предписано выполнить требования пункта 254 Правил №458, по освещению критических элементов инфракрасным прожектором. В соответствии с требованиями пункта 13 приложения №1 Правил №458 объекты с низкой категории опасности оборудуются системой охранного освещения. В пунктах 250-258 Правил №458 по обеспечению безопасности объектов ТЭК, указаны требования (параметры) которым должна отвечать система охранного освещения. Система охранного освещения должна обеспечивать равномерно освещенную сплошную полосу шириной не менее 3 метров по периметру объекта (подпункт «а», пункт 255 Правил 458), охранное освещение устанавливается на основном ограждении или отдельных опорах (пункт 250 Правил 458). Установленная на котельных Шуйского МУП ОК и ТС система охранного освещения не соответствует указанным требованиям. Пунктом 251 Правил №458 определено, что охранное освещение объекта ТЭК должно состоять из основного и дополнительного освещения. В соответствии с требованиями пункта 254 Правил №458 Шуйский МУП ОК и ТС может в качестве дополнительного охранного освещения критических элементов использовать инфракрасный прожектор. По системе оповещения Заявитель ссылается на то, что оповещение персонала Шуйского МУП ОК и ТС позволяет доводить звуковые сигналы снаружи и внутри котельных. В ходе проведения плановой проверки установлено, что система охранного оповещения выполнена в виде одного звукового оповещателя, находящегося с наружной стороны котельных. На всех котельных
Шуйского МУП ОК и ТС проверена система охранного оповещения, путем её включения. В результате проверки с наружной стороны звуковой оповещатель слышен, а внутри котельных, при работающих котлах, нет. Однако в соответствии с требованиями пункта 263 Правил №458 количество и качество звуковой сигнализации должны обеспечивать оповещение во всех местах постоянного или временного пребывания персонала объекта. При проведении плановой проверки и проверке системы оповещения присутствовал представитель Шуйского МУП ОК и ТС, главный инженер Краюшкин О.Б. и с данным недостатком был согласен. Установленная на котельных Шуйского МУП ОК и ТС система охранного оповещения не соответствует предъявляемым требованиям. По пунктам 67 и 68 Правил №458 Заявитель ссылается на то, что указанные пункты не содержат каких-либо требований к основному ограждению объектов ТЭК, требования пунктов 69 и 70 Правил №458 предусматривают многовариантность их выполнения, а пункт 77 Правил №458 носит рекомендательный характер, также Заявитель считает, что ограждение Котельной №12 соответствует требованиям пунктов №75-76 Правил №458. Управление с данной позицией не согласно. Пункты №67-70 и пункты №75-77 содержат требования, которые предъявляются к основному ограждению объекта ТЭК и не носят рекомендательный характер, а лишь содержат варианты исполнения этого конструктивного элемента. Ограждение Котельной №3 не соответствует предъявляемым требованиям, возведено не по всему периметру - отсутствует в районе металлического и кирпичного гаражей, а также трансформаторной подстанции, примыкающей к ограждению с внешней стороны (пункт 70 Правил №458). Ограждение Котельной №11 не соответствует предъявляемым требованиям, возведено не по всему периметру - отсутствует с фронтальной стороны ограждения в районе левого угла котельной (пункт 70 Правил №458). Ограждение Котельной №12 не соответствует предъявляемым требованиям, часть ограждения выполнена из деревянных досок (пункты 75 и 76 Правил №458. Нарушение выявленное в ходе плановой проверки подтверждается актом проверки от 10.10.2022 года и зафиксировано в фототаблицах Котельной №3 (стр. 4,6), Котельной №11 (стр.7), Котельной №12 (стр. 4,5), являющихся приложением к акту проверки.
Суд, изучив доводы жалобы, исследовав имеющиеся и представленные доказательства, проверив материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующим выводам.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 ст.20.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, отнесенных к объектам низкой категории опасности, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, и административное наказание в виде наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса определены Федеральным законом от 21 июля 2011 года №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».
В ходе рассмотрения дела мировым судьей установлено, что Шуйское муниципальное унитарное предприятия объединенных котельных и тепловых сетей является субъектом топливно-энергетического комплекса, под которым в силу ст.2 Федерального закона №256-ФЗ понимаются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
Согласно материалам дела в период с 13 сентября 2022 года по 10 октября 2022 года в соответствии с планом проведения плановых проверок объектов топливно-энергетического комплекса на 2022 год была проведена плановая выездная проверка объектов ТЭК Шуйского МУП ОК и ТС. В ходе проверки были выявлены многочисленные нарушения Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 2011 года №256-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 458 «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса», отраженные в протоколе об административном правонарушении.
Факт совершения Шуйским МУП ОК и ТС административного правонарушения подтверждается совокупностью доказательств:
- протоколом об административном правонарушении от 10 октября 2022 года, в котором отражены обстоятельства выявленного правонарушения, составленным с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, Шмелевым А.Б., копия протокола об административном правонарушении ему вручена;
- копией акта проверки от 10 октября 2022 года, фототаблицами, приложенными к нему;
- копией выписки из Плана проведения Управлением Росгвардии по Ивановской области плановых проверок объектов топливо-энергетического комплекса на 2022 года, где указано, что ее целью является – проверка обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК – котельных №№12,5,4,1,3,10,11 Шуйского МУП ОК и ТС;
- выпиской из ЕГРЮЛ, где указан адрес юридического лица, его руководитель, основной вид деятельности – производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными;
- копией Устава Шуйского МУП ОК и ТС, где указано, что целями деятельности предприятия является обеспечение потребителей тепловой энергией;
- копией Распоряжения Губернатора Ивановской области от 22 апреля 2022 года №51-р «О внесении изменений в распоряжение Губернатора Ивановской области от 28 сентября 2012 года №226-6 «Об утверждении перечня объектов топливно-энергетического комплекса Ивановской области, подлежащих категорированию», согласно которому котельные №№1, 3, 4, 10, 11, 12 Шуйского МУП ОК и ТС являются объектами ТЭК;
- копиями свидетельств о государственной регистрации права, согласно которым котельные №№1, 3, 4, 10, 11, 12 находятся в хозяйственном ведении Шуйского МУП ОК и ТС;
- копией паспорта безопасности в отношении котельной №1 Шуйского МУП ОК и ТС, утвержденного руководителем организации 15 июля 2020 год, где указаны мероприятия по совершенствованию системы физической защиты и антитеррористической защищенности объекта ТЭК и срок их исполнения;
- ответом на запрос суда начальника Департамента тарифов и энергетики Ивановской области, согласно которому Департамент направляет письма в адрес объектов ТЭК, подлежащих категорированию, в том числе и Шуйскому МУП ОК и ТС, о необходимости исполнения требований Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ №458; последнее письмо было направлено в адрес Шуйского МУП ОК и ТС 10 февраля 2022 года.; Шуйское МУП ОК и ТС за предоставлением копии постановления Правительства РФ №458 не обращалось (л.д.165); приложением к данному ответу явилась копия постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 458 «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса».
Протокол об административном правонарушении составлен 10 октября 2022 года, в нем отражены обстоятельства выявленного Шуйским МУП ОК и ТС правонарушения, составленным с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, Шмелевым А.Б., копия протокола об административном правонарушении ему вручена.
Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Доводы жалобы об истечении срока давности привлечения Шуйского МУП ОК и ТС к административной ответственности проверены мировым судьей при рассмотрении протокола об административном правонарушении, являются несостоятельными.
Мировой судья правильно пришел к выводу о том, что датой совершения Шуйским МУП ОК и ТС административного правонарушения является день обнаружения нарушений, который определяется датой составления акта проверки от 10 октября 2022 года. Окончившаяся в названный день плановая выездная проверка выявила факт допущения нарушений Шуйским МУП ОК и ТС Федерального закона от 21 июля 2011 года №256-ФЗ, Правил №458. Следовательно, срок давности привлечения Шуйского МУП ОК и ТС к административной ответственности не истек.
Таким образом, Шуйское муниципальное унитарное предприятие объединенных котельных и тепловых сетей, являясь объектом топливно-энергетического комплекса, совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.30 КоАП РФ, выразившее в бездействии, а именно - нарушило требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, отнесенных к объектам низкой категории опасности.
Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, мировым судьей сделан обоснованный вывод о том, что действия Шуйского МУП ОК и ТС образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.30 КоАП РФ.
При рассмотрении дела мировым судьей в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ всесторонне, полно, объективно и своевременно установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, в том числе наличие события административного правонарушения, лица, его совершившего, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения.
Вывод мирового судьи о наличии в действиях Шуйского МУП ОК и ТС состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.30 КоАП РФ, соответствует установленным фактическим обстоятельствам дела и подтверждается имеющимися в деле доказательствами, которые получили надлежащую оценку в обжалуемом постановлении.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.8 и 4.1 КоАП РФ, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 20.30 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, является справедливым и соразмерным содеянному.
Нарушений норм КоАП РФ, допущенных при рассмотрении дела об административном правонарушении, судом не установлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении Шуйского Муниципального унитарного предприятия объединенных котельных и тепловых сетей, предусмотренных ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Шуйского судебного района в Ивановской области от 27 декабря 2022 года о признании Шуйского Муниципального унитарного предприятия объединенных котельных и тепловых сетей виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.30 КоАП РФ, и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей оставить без изменения, а жалобу Шуйского Муниципального унитарного предприятия объединенных котельных и тепловых сетей на данное постановление – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в порядке, установленном ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья К.А. Скокан