Дело № 2-886/2023
УИД 55RS0013-01-2023-001175-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Судья Исилькульского городского суда Омской области Дамм Н.А.,
при секретаре Виттих В.Е.,
с участием ст. помощников Исилькульского межрайонного прокурора Вдовиной М.С., Антоновой Е.В.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Исилькульского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования – Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района, прав и свобод неопределенного круга лиц к Администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области о возложении обязанности обратиться в орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов водоснабжения (водопроводные сети и колодцы),
УСТАНОВИЛ:
Исилькульский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным иском, в обоснование заявленных требований указал, что межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства жилищно-коммунального хозяйства о государственной и муниципальной собственности в деятельности администрации Исилькульского городского поселения, по результатам которой установлено, что на территории Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области расположены следующие объекты водоснабжения (водопроводные сети и колодцы), право собственности на которые не зарегистрировано: - в районе дома № 6 по ул. Пугачева; - в районе дома № 42 по ул. Ленинградская; - в районе дома № 92 по ул. Комсомольская; - в районе дома № 60 по ул. Блюхера; - в районе дома № 96 и № 98 по ул. Комсомольская; - в районе дома № 36 по ул. Комсомольская; - в районе дома № 2 по ул. З. Макаровой; - в районе дома № 12, № 14, 20 по ул. Учебная; - в районе дома № 96 по ул. Партизанская; - в районе дома № 54 по ул. Шевченко; - в районе дома № 46 по ул. Крупская; - в районе дома № 90-92 по ул. Дзержинского; - в районе дома № 89 по ул. Советская; - в районе дома № 37 по ул. Ломова; - в районе дома № 2Б по ул. 3-я Деповская; - на пересечении улиц 1-я Северная и Пушкина; - в районе дома № 86 по ул. Советская; - в районе дома № 51 по ул. Ломова; - в районе дома № 127 и № 129 по ул. 2-я Северная.
Приводя положения ч. 1 ст. 49, п.1 ч.1 ст. 50, ч.1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 ст. 225,ч.3 ст. 225 ГК РФ, п.7 ч.3 ст. 3 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», приказ Минэкономразвития России от 10.12.2015 г. № 931 просил суд обязать администрацию Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области обратиться в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов водоснабжения (водопроводные сети и колодцы): - в районе дома № 6 по ул. Пугачева; - в районе дома № 42 по ул. Ленинградская; - в районе дома № 92 по ул. Комсомольская; - в районе дома № 60 по ул. Блюхера; - в районе дома № 96 и № 98 по ул. Комсомольская; - в районе дома № 36 по ул. Комсомольская; - в районе дома № 2 по ул. З. Макаровой; - в районе дома № 12, № 14, 20 по ул. Учебная; - в районе дома № 96 по ул. Партизанская; - в районе дома № 54 по ул. Шевченко; - в районе дома № 46 по ул. Крупская; - в районе дома № 90-92 по ул. Дзержинского; - в районе дома № 89 по ул. Советская; - в районе дома № 37 по ул. Ломова; - в районе дома № 2Б по ул. 3-я Деповская; - на пересечении улиц 1-я Северная и Пушкина; - в районе дома № 86 по ул. Советская; - в районе дома № 51 по ул. Ломова; - в районе дома № 127 и № 129 по ул. 2-я Северная.
Ст. помощник Исилькульского межрайонного прокурора Вдовина М.С., Антонова Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области Сушко Д.М. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями прокурора согласился в полном объеме. В судебном заседании представитель третьего лица АО Омскоблводопровод в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещен надлежащим образом, согласно отзыву на исковое заявление указывают, что указанные в иске водопроводные сети и колодцы предметом договора аренды объектов водоснабжения № 122 от 01.03.2007 г. не являются, во владение, пользование, эксплуатацию АО «Омскоблводопровод» не передавались.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют, в том числе, находящееся в муниципальной собственности имущество.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения, может находиться в собственности муниципальных образований.
Согласно ч.1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2023 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч.1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу ч.3 ст. 225 ГК РФ Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Таким образом, обязанность по постановке на учет и оформлению в собственность бесхозяйных объектов лежит на органе местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное имущество.
В соответствии с п.7 ч.3 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляется органом государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 г. № 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей в соответствии с которым принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановлке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских поселений в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (п.5).
Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532 «Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1.3 – 13,15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости».
В соответствии с п.30 Правил № 1532 органы местного самоуправления в целях постановки объекта недвижимости на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, если он не имеет собственника или его собственник не известен, направляют в орган государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав соответствующее заявление с приложением документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник не известен, в том числе:
- документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества;
- документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствует в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Федеральным законом № 218-ФЗ (п.3 Порядка № 931).
В ходе проверки установлено, что на территории Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области расположены следующие объекты водоснабжения (водопроводные сети и колодцы), право собственности, на которые не зарегистрировано:
- в районе дома № 6 по ул. Пугачева; - в районе дома № 42 по ул. Ленинградская; - в районе дома № 92 по ул. Комсомольская; - в районе дома № 60 по ул. Блюхера; - в районе дома № 96 и № 98 по ул. Комсомольская; - в районе дома № 36 по ул. Комсомольская; - в районе дома № 2 по ул. З. Макаровой; - в районе дома № 12, № 14, 20 по ул. Учебная; - в районе дома № 96 по ул. Партизанская; - в районе дома № 54 по ул. Шевченко; - в районе дома № 46 по ул. Крупская; - в районе дома № 90-92 по ул. Дзержинского; - в районе дома № 89 по ул. Советская; - в районе дома № 37 по ул. Ломова; - в районе дома № 2Б по ул. 3-я Деповская; - на пересечении улиц 1-я Северная и Пушкина; - в районе дома № 86 по ул. Советская; - в районе дома № 51 по ул. Ломова; - в районе дома № 127 и № 129 по ул. 2-я Северная.
В ходе проверки установлено, что указанный объект на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в Управлении Россреестра по Омской области не поставлен, не приняты необходимые меры для постановки на учет указанных объектов недвижимости в качестве бесхозяйного недвижимого имущества.
Заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с целью принятия на учет вышеперечисленных объектов газоснабжения в качестве бесхозяйного имущества не направлялось. Учитывая то обстоятельство, что указанные объекты не имеют собственника, в соответствии со статьей 225 ГК РФ соответствующие объекты являются бесхозяйным имуществом, можно сделать вывод, что данные объекты надлежащим образом не обслуживаются, находятся в неудовлетворительном состоянии.
Суд отмечает, что отсутствие собственника водопроводных сетей и колодцев, и организации, которая следит за их техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению населения и водоотведению, обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния водопроводных сетей, несвоевременное проведение профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации, а также не исключает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, что может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц - потребителей коммунальной услуги по водоснабжению, по круглосуточному обеспечению водой надлежащего качества.
С учетом изложенного выше суд считает необходимым удовлетворить заявленные истцом требования.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░):
- ░ ░░░░░░ ░░░░ № 6 ░░ ░░. ░░░░░░░░;
- ░ ░░░░░░ ░░░░ № 42 ░░ ░░. ░░░░░░░░░░░░░;
- ░ ░░░░░░ ░░░░ № 92 ░░ ░░. ░░░░░░░░░░░░░;
- ░ ░░░░░░ ░░░░ № 60 ░░ ░░. ░░░░░░░;
- ░ ░░░░░░ ░░░░ № 96 ░ № 98 ░░ ░░. ░░░░░░░░░░░░░;
- ░ ░░░░░░ ░░░░ № 36 ░░ ░░. ░░░░░░░░░░░░░;
- ░ ░░░░░░ ░░░░ № 2 ░░ ░░. ░. ░░░░░░░░░;
- ░ ░░░░░░ ░░░░ № 12, № 14, 20 ░░ ░░. ░░░░░░░;
- ░ ░░░░░░ ░░░░ № 96 ░░ ░░. ░░░░░░░░░░░░;
- ░ ░░░░░░ ░░░░ № 54 ░░ ░░. ░░░░░░░░;
- ░ ░░░░░░ ░░░░ № 46 ░░ ░░. ░░░░░░░░;
- ░ ░░░░░░ ░░░░ № 90-92 ░░ ░░. ░░░░░░░░░░░░;
- ░ ░░░░░░ ░░░░ № 89 ░░ ░░. ░░░░░░░░░;
- ░ ░░░░░░ ░░░░ № 37 ░░ ░░. ░░░░░░;
- ░ ░░░░░░ ░░░░ № 2░ ░░ ░░. 3-░ ░░░░░░░░░;
- ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ 1-░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░;
- ░ ░░░░░░ ░░░░ № 86 ░░ ░░. ░░░░░░░░░;
- ░ ░░░░░░ ░░░░ № 51 ░░ ░░. ░░░░░░;
- ░ ░░░░░░ ░░░░ № 127 ░ № 129 ░░ ░░. 2-░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11.12.2023 ░.