Судья Бандура Д.Г. дело №21-855/2023
Р Е Ш Е Н И Е
г. Красногорск
Московской области «20» апреля 2023 года
Судья Московского областного суда Комарова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Альва» Ежова В.А. на постановление государственного инспектора труда в Московской области Государственной инспекции труда в Московской области от 14.10.2022 года <данные изъяты>-<данные изъяты> и решение Дмитровского городского суда Московской области от 15 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Альва»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора труда в Московской области Государственной инспекции труда в Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты>-И/12-36190-И/990201 юридическое лицо – ООО «Альва» ИНН 7703036469, ОГРН 1027700378309, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 51 000 рублей.
Решением Дмитровского городского суда Московской области от 15 марта 2023 года указанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными по делу актами, защитник Общества Ежов В.А. их обжаловал, просил признать незаконными, указывая на то, что умысел на совершение правонарушения ООО «Альва» отсутствует, а также, Обществу назначено чрезмерно суровое наказание.
Будучи надлежаще извещенными о месте и времени рассмотрения дела, законный представитель Общества и его защитник в судебное заседание Московского областного суда не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, в связи с чем, суд второй инстанции считает возможным рассмотреть дело по имеющимся материалам.
Частью 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 4 ст. 5.27 КоАП РФ установлена ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что ООО «Альва» совершило нарушение норм действующего трудового законодательства, выразившегося в фактическом допуске <данные изъяты> Орлова Е.О. на объект для проведения работ по прессованию отходов по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты> в интересах ООО «Альва», без оформления трудовых отношений, чем нарушены требования ст. ст. 16, 57, 67 ТК РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Альва» по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.
Согласно ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В трудовом договоре должны содержаться сведения, указанные в ст. 57 Трудового кодекса РФ.
В соответствии со ст. 67 Трудового кодекса РФ, трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя. Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом.
Вина ООО «Альва» в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе: протоколом об административном правонарушении, показаниями свидетеля Амелиной Н.Б., заключением о несчастном случае на производстве со смертельным исходом, объяснениями Тебеева К.Т., Родина С.Е., Алданова М.М, копией протокола осмотра места происшествия, выпиской из журнала регистрации инструктажа по технике безопасности, выпиской из ЕГРЮЛ, а также иными доказательствами по делу, оцененными судом в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ.
Представленные в дело доказательства соответствуют требованиям ст.26.2 КоАП РФ, отвечают критериям относимости, допустимости и достаточности.
Бремя доказывания распределено правильно. С учетом требований ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Неустранимых сомнений по делу не усматривается.
Довод жалобы об отсутствии умысла на совершение правонарушения являлся предметом проверки в городском суде и был обоснованно признан несостоятельным по мотивам, изложенным в решении, с чем соглашается суд апелляционной инстанции. Факт осуществления Орловым Е.О. трудовой деятельности в ООО «Альва» подтверждается всеми представленными материалами дела, в том числе, объяснениями свидетелей и записями в журнале «Регистрации инструктажа по технике безопасности», в котором имеются подписи Орлова Е.О.
С учетом вышеизложенного, должностное лицо и городской суд пришли к правильному выводу о наличии в действиях ООО «Альва» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ. Данный вывод основан на положениях названного Кодекса и совокупности собранных по делу доказательств.
Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены.
Постановление соответствует требованиям ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение суда мотивировано, законно и обоснованно, судом дана оценка имеющимся в деле доказательствам, постановлению по делу, а также доводам заявителя.
Проверяя дело в порядке ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, городской суд пришел к выводу о том, что наказание Обществу назначено с учётом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.
Вместе с тем Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кодекс дополнен статьей 4.1.2, в соответствии с которой при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (часть 1).
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Как усматривается из материалов дела, ООО «Альва» является субъектом малого и среднего предпринимательства, отнесено к малым предприятиям и по состоянию на момент совершения административного правонарушения было включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Данных, свидетельствующих о том, что постановление о назначении наказания в виде штрафа исполнено, материалы дела не содержат.
Следовательно, в соответствии с частью 1 статьи 4.1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть назначен в размере, предусмотренном санкцией ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то есть в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Принимая во внимание, что смягчающих и отягчающих обстоятельств по делу не установлено, суд второй инстанции считает возможным назначить ООО «Альва» наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей. Оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, не усматривается.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену принятых по делу актов, при производстве по делу не допущено. Оснований для их отмены по доводам жалобы не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
постановление государственного инспектора труда в Московской области Государственной инспекции труда в Московской области от 14.10.2022 года <данные изъяты>-<данные изъяты> и решение Дмитровского городского суда Московской области от 15 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Альва» изменить: размер назначенного юридическому лицу – ООО «Альва» административного наказания в виде административного штрафа снизить до 10 000 (десяти тысяч) рублей.
В остальной части постановление государственного инспектора труда в Московской области Государственной инспекции труда в Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты>-И/12-36190-И/990201 и решение Дмитровского городского суда Московской области от 15 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Альва» - оставить без изменения, жалобу – удовлетворить частично.
Судья О. В. Комарова