Дело №2-516/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 апреля 2024 года г. Енисейск
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Филипова В.А.,
при секретаре Рыбниковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Енисейского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Озерновского сельсовета Енисейского района Красноярского края, администрации Енисейского района Красноярского края о возложении обязанности по созданию маневренного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Енисейский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя тем, что прокуратурой проведена проверка, по результатам которой в деятельности администрации Озерновского сельсовета Енисейского района Красноярского края выявлены нарушения жилищного законодательства, выразившиеся в том, что Постановлением Правительства Красноярского края от 14.12.2022 №1093-п, с.Озерное и д. Борки в Енисейском районе включены в перечень территорий, в связи с наличием угрозы перехода ландшафтных (природных) пожаров, а также угрозе перехода лесных пожаров, при этом жилые помещения маневренного жилищного фонда в собственности муниципального образования Озерновский сельсовет отсутствуют.
На основании изложенного, с учетом уточнений, истец просит возложить обязанность на администрацию Озерновского сельского совета Енисейского района Красноярского края, администрацию Енисейского района создать маневренный жилищный фонд в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Яричина Т.П., поддержала уточненные исковые требования.
Представители ответчиков администрации Озерновского сельсовета – Поплюйкова Е.А., администрации Енисейского района – Бачин Н.Н., возражений относительно заявленных исковых требований с учетом уточнений не представили, просили учесть решение Енисейского районного совета депутатов о передачи части полномочий по вопросам местного значения поселений органам местного самоуправления района в области жилищных правоотношений.
Выслушав лиц присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с ч.З ст.14 Федерального закона от О6.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федераций», ч.1 ст.1 Закона Красноярского края от 15 октября 2015 г. № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края», за сельскими поселениями Красноярского края закреплены в т.ч. вопросы местного значения по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного. контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в. соответствие жилищным законодательством; участие в предупреждении и ликвидации, последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии со ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится в т.ч., учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Из содержания ч. 2 ст. 92 ЖК РФ следует, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого Помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
На основании ст. 95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Судом установлено, что в рамках проведенной проверки, 04.10.2023 Енисейским межрайонным прокурором главе администрации Озерновского сельсовета вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, выразившиеся в отсутствии маневренного жилищного фонда муниципального образования.
В ответ на вышеуказанное представление, главой Озерновского сельсовета 30.10.2023 сообщено, что в муниципальной собственности Озерновского сельсовета помещения маневренного жилищного фонда, отсутствуют. На территории Озерновского сельсовета находится три жилых помещения, два из которых относятся к жилищному фонду социального использования, одно – коммерческого использования.
Постановлением Правительства Красноярского края от 14.12.2022 №1093-п «Об утверждения перечня населенных пунктов на территории - Красноярского края, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров в 2023 году, перечня территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд в Красноярском крае, подверженных угрозе лесных пожаров в 2023 году, с. Озерное и д. Борки включены в Перечень (п.12.48 и 12.49) в связи с наличием угрозы перехода ландшафтных (природных) пожаров, а также угрозе перехода лесных пожаров.
Угроза лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, сохраняется в данных населенных пунктах и в 2024 г., что следует из Постановления Правительства Красноярского края от 20.02.2024 N 109-п.
Из содержания решения Енисейского районного совета депутатов Красноярского края № 16-148р от 15.12.2021 следует, что фактически все полномочия по вопросам местного значения Озерновского сельсовета в области жилищных правоотношений (за исключением ведения реестра нуждающихся в предоставлении жилых помещений) переданы на разрешение МО Енисейский район.
В муниципальной собственности Енисейского района имеется жилое помещение по адресу: <адрес>, которое после проведения ремонта может быть переведено в маневренный жилищный фонд, что не оспаривалось представителями ответчиков.
Разрешая заявленные исковые требования, суд учитывает, что обеспечение граждан жилым помещением маневренного фонда, осуществляется в условиях возникновения жизненной ситуации, когда фактор времени по предоставлению лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, жилого помещения имеет существенное значение, поскольку подразумевается, что обеспечение жилищных прав таких граждан производится в минимальные сроки, в связи с этим орган местного самоуправления с целью безотлагательного обеспечения жилыми помещениями маневренного фонда нуждающихся лиц в рамках своих публичных полномочий обязан иметь жилые помещения маневренного фонда.
При этом выполнение администрацией сельского поселения обязанности по созданию маневренного жилищного фонда прямо предусмотрено законом и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе нуждаемости и необходимости в конкретный период времени.
Принимая во внимание наличие в муниципальной собственности Енисейского района свободного жилого помещения на территории с.Озерное Енисейского района, которое после проведения ремонта может быть переведено в маневренный жилищный фонд, а также передачу части полномочий по вопросам местного значения поселений органам местного самоуправления района в области жилищных правоотношений, суд находит, что исковые требования прокурора являются обоснованными, и на МО Озерновский сельсовет Енисейского района, МО Енисейский район в лице администрации, следует выложить обязанность создать маневренный жилищный фонд на территории МО Озерновский сельсовет с целью соблюдения жилищных прав граждан, при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 95 ЖК РФ.
При этом срок, в который истец просит суд обязать произвести определенные действия - в течение восьми месяцев с момента вступления решения в законную силу, суду представляется суду разумным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Енисейского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Озерновского сельсовета Енисейского района Красноярского края, администрации Енисейского района Красноярского края о возложении обязанности по созданию маневренного жилищного фонда, удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию Озерновского сельсовета Енисейского района Красноярского края, администрацию Енисейского района Красноярского края в течение восьми месяцев со дня вступления решения в законную силу создать маневренный жилищный фонд в муниципальном образовании – Озерновский сельский совет Енисейского района Красноярского края.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Енисейский районный суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.
Председательствующий Филипов В.А.
Решение изготовлено в окончательной форме 11.04.2024