№ 12-133/2019
УИД <...>
РЕШЕНИЕСудья Мариинского городского суда Кемеровской области Шульц Н.В.
рассмотрев в городе Мариинске 02 октября 2019 года жалобу должностного лица - технического директора акционерного общества «Мариинский ликеро-водочный завод» Близнецова Алексея Владимировича на постановление мирового судьи <...> от <...> о привлечении технического директора акционерного общества «Мариинский ликеро-водочный завод» Близнецова Алексея Владимировича к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи <...> от <...> технический директор акционерного общества «Мариинский ликеро-водочный завод» Близнецов Алексей Владимирович признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Выражая несогласие с данным постановлением, должностное лицо – технический директор АО «Мариинский ликеро-водочный завод» Близнецов А.В. обратился с жалобой, в которой просит постановление от <...> отменить за отсутствием состава административного правонарушения.
Жалоба мотивирована тем, что заявитель не согласен с постановлением, считает, что оно вынесено с нарушением норм материального права, без учета представленных заявителем, имеющих значение для дела письменных возражений и копий документов. В соответствии с п.3 ст.2 Закона РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997 года опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются на четыре класса опасности: I класс опасности – опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности; II класс опасности – опасные производственные объекты высокой опасности; III класс опасности – опасные производственные объекты средней опасности; IV класс опасности – опасные производственные объекты низкой опасности. Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре. Заявителем в материалы дела была предоставлена копия свидетельства, которым эксплуатируемые обществом производственные объекты отнесены к IV классу опасности, то есть объекты с низкой степенью опасности. Статьей 10 указанного Закона в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, организациям, эксплуатирующим опасный производственный объект, предписывается заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных данным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников. В соответствии с Постановлением <...> <...> от <...> <...> общество отнесено к категории по гражданской обороне. В соответствии с п.2 ст.9 Закона РФ «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998 года организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне. Руководствуясь указанными требованиями, в обществе созданы нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, что подтверждается материалами дела. При этом нештатные аварийно-спасательные формирования должны создавать организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационные и ядерно-опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне. Критерии, предписывающие организациям обязанность создания нештатных аварийно-спасательных формирований, являются исчерпывающими. Общество эксплуатирует производственные объекты IV класса опасности – низкой опасности, поэтому не является субъектом, на которого законом возлагается обязанность создавать нештатные аварийно-спасательные формирования. Вывод в постановлении о том, что единственным критерием, предписывающим создание нештатных аварийно-спасательных формирований в обществе, является отнесение последнего к категории по гражданской обороне без привязки к классам опасности эксплуатационных производственных объектов, является ошибочным, не основанном на требованиях п.2 ст.9 Закона.
Лицо, привлеченное к административной ответственности Близнецов А.В., доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Защитник Близнецова А.В. – Царегородцев А.А., также доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил постановление от <...> отменить производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. В АО «Мариинский ликеро-водочный завод» имеется нештатное формирование, но нет и недолжно быть по закону аварийно-спасательного формирования, в связи с чем Близнецов А.В. не может являться субъектом, несущим ответственность по указанной статье.
В суде должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Локтев С.В. с доводами жалобы не согласился, считает постановление мирового судьи от <...> законным и обоснованным.
Судья, рассмотрев жалобу, заслушав Близнецова А.В., его защитника Царегородцева А.А., должностное лицо Локтева С.В., исследовав письменные материалы дела, находит жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.2.1 КРФоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст.2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с п. 8 ч.2 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении в судебном порядке предполагает обязанность судьи установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела, достаточны ли собранные доказательства для сделанных в этом постановлении выводов, соответствуют ли выводы, изложенные в постановлении, фактическим обстоятельствам дела, правильно ли применен закон, не осталось ли в деле неустранимых сомнений и справедливо ли административное наказание, назначенное лицу, совершившему административное правонарушение (Определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2013 N 2486-O).
Судом установлено, что <...> старшим инспектором ОНДПР Мариинского и Чебулинского районов УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области Локтевым С.В. составлен протокол <...> (ГО) об административном правонарушении в отношении должностного лица – технического директора акционерного общества «Мариинский ликеро-водочный завод» Близнецова Алексея Владимировича по ч.2 ст.20.7 КоАП РФ в том, что <...> техническим директором АО «Мариинский ЛВЗ», расположенного по адресу: <...>, Близнецовым Алексеем Владимировичем нарушены требования п.2 ст.9 Федерального закона №28-ФЗ, ст.12 Федерального закона № 151-ФЗ, пункты 4, 11, 13 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, а именно: не проведена аттестация нештатного аварийно-спасательного формирования с получением свидетельств на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
На основании распоряжения <...> Т. от <...> <...> с <...> по <...> проведена плановая выездная проверка в отношении АО «Мариинский ЛВЗ» (присвоена категория высокого риска) по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, с целью исполнения плана проверки на 2018 год, размещенного на сайте Генеральной прокуратуры РФ.
В ходе проверки установлено, что аттестация нештатного аварийно-спасательного формирования с получением свидетельств на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, в АО «Мариинский ЛВЗ» не проведена, чем нарушены требования п.2 ст.9 ФЗ № 28; ст.12 ФЗ № 151-ФЗ, п.п. 4, 1, 13 Положения о проведения аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя.
Постановлением <...> от <...> <...> <...> АО «Мариинский ликеро-водочный завод» отнесено к категории по гражданской обороне." В связи с чем, в АО «Мариинский ликеро-водочный завод» созданы нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, что подтверждается представленными копиями документов: (л.д<...>.), отражающими состав, структуру и оснащение нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне АО «Мариинский ликеро-водочный завод», которые <...> утверждены руководителем организации П. и <...> согласованы в установленном законом порядке с начальником <...> М.
<...> <...> издан приказ о назначении технического директора Близнецова А.В. руководителем ГО объекта АО «Мариинский ЛВЗ», для обеспечения защиты рабочих и служащих при ЧС, повышения устойчивости работы объекта, оперативного проведения спасательных и других неотложных работ созданы нештатные формирования по ГО.
Согласно свидетельству о регистрации <...>.
Постановлением мирового судьи <...> от <...> технический директор акционерного общества «Мариинский ликеро-водочный завод» Близнецов Алексей Владимирович признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Согласно ч.2 ст.20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ст.1 Федерального закона от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В соответствии с абз.1, 2 ч.2 ст.9 Федерального закона от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.
Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.
Приказом МЧС России от <...> N <...> утвержден Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (Зарегистрировано в Минюсте России <...> N <...>), в соответствии с п.2 которого НФГО создаются организациями, отнесенными в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" к категориям по гражданской обороне, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Состав, структура и оснащение НФГО определяются исходя из примерного перечня создаваемых НФГО (приложение N 1) и примерных норм оснащения (табелизации) НФГО специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (приложение N 2) (п.4 Типового порядка).
Состав, структура и оснащение НФГО определяются руководителями организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне (п.5 Типового порядка).
В соответствии с п.2 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утв. Приказом МЧС России от <...> N <...> (ред. от <...>), нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные организациями на нештатной основе из числа своих работников, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.
Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются(ч.2).
Приостанавливается в установленном законом порядке полностью или частично деятельность организаций в случае, если подготовка и состояние профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных указанными организациями или обслуживающих их по договорам, не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации (ч.3).
Порядок проведения аттестации профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, нештатных аварийно-спасательных формирований, общественных аварийно-спасательных формирований (далее – аварийно-спасательные службы (формирования)), а также спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, определен Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091.
Судом установлено, что в соответствии со свидетельством о регистрации опасного производственного объекта АО «Мариинский ЛВЗ» эксплуатирует опасные производственные объекты IV класса опасности и следовательно в силу ч.2 ст.9 Федерального закона от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" не должны создавать нештатные аварийно-спасательные формирования, следовательно АО «Мариинский ЛВЗ» не является субъектом, на которого законом возлагается обязанность создавать нештатные аварийно-спасательные формирования. На предприятии нештатное аварийно-спасательное формирование отсутствует.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.24.5. КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу, что постановление мирового судьи, <...> от <...> о привлечении технического директора акционерного общества «Мариинский ликеро-водочный завод» Близнецова Алексея Владимировича к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.20.7 КоАП РФ подлежит отмене, производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу должностного лица – технического директора акционерного общества «Мариинский ликеро-водочный завод» Близнецова Алексея Владимировича удовлетворить.
Постановление мирового судьи <...> от <...> о привлечении технического директора акционерного общества «Мариинский ликеро-водочный завод» Близнецова Алексея Владимировича к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу со дня принятия.
Судья – Н.В. Шульц
Судья- Н.В. Шульц
Секретарь- Л.А. Селезнева
Подлинный документ подшит в материалах дела об административном правонарушении № 12-133/2019 Мариинского городского суда Кемеровской области
Секретарь- Л.А. Селезнева