дело №12-4/2024
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Смоленск 16 января 2024 года
Судья Заднепровского районного суда г.Смоленска Гудков П.В.,
с участием: помощника Смоленского транспортного прокурора Рожковой О.В.,
представителя Смоленской таможни ФИО3,
лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Былинского С.В.,
при секретаре Гавриловой С.И.,
рассмотрев протест Смоленского транспортного прокурора на постановление заместителя начальника Смоленской таможни ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.ДД.ММ.ГГГГ КоАП РФ, в отношении директора ООО «<данные изъяты>» Былинского Сергея Викторовича,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника Смоленской таможни ФИО5 директор ООО «<данные изъяты>» Былинский С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.7.13 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
На указанное постановление Смоленским транспортным прокурором подан протест, в котором указывает, что при рассмотрении данного дела административным органом не учтены положения ч.5 ст.4.4 КоАП РФ. Постановлением Смоленской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № Былинский С.В. привлечен к административной ответственности за совершение аналогичного административного правонарушения. Так, из материалов дел об административных правонарушениях № и № следует, что нарушение директором Общества Былинским С.В. сроков представления статистических форм учета перемещения товаров (далее - статформа) за ДД.ММ.ГГГГ было выявлено по результатам одной проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ, статформы представлены в Смоленскую таможню по электронным каналам связи посредством сети «Интернет» ДД.ММ.ГГГГ, протоколы об административных правонарушениях составлены в один день - ДД.ММ.ГГГГ, постановления вынесены также в один день - ДД.ММ.ГГГГ. При указанных обстоятельствах у Смоленской таможни не имелось оснований для назначения по каждому факту нарушения срока представления статформы самостоятельного наказания. Составление таможней ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст.28.2 КоАП РФ в отношении директора ООО «<данные изъяты>» Былинского С.В. двух протоколов об административных правонарушениях, выявленных в ходе осуществления одного контрольного мероприятия, свидетельствует о наличии оснований для применения при рассмотрении дел и назначении административного наказания положений ч.5 ст.4.4 КоАП РФ. Поскольку постановлением Смоленской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № Былинскому С.В. уже назначено наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.7.13 КоАП РФ, с учетом положений ч.5 ст.4.4, ч.1 ст.24.5, ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, постановление от ДД.ММ.ГГГГ № о назначении административного наказания подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению.
Рассмотрев протест прокурора, выслушав мнение участников процесса, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.
Административная ответственность по ч.1 ст.19.7.13 КоАП РФ наступает за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, - и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии со ст.24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение №4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 №167 «О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза».
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 254, пунктом 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон №289-ФЗ) установлено, что статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС ведется таможенными органами на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.
Пунктом 2 статьи 278 Закона №289-ФЗ обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров установлена для российских лиц, которые: заключили сделку, либо сделка заключена - т их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в РФ с территорий государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования к (или) распоряжения ими.
Аналогичная обязанность указанных лиц закреплена в Правилах ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 №891 «О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015г. №1329» (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 5 Правил российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств-членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств-членов Союза, либо при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - личный кабинет), независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся.
Пунктом 6 Правил определено, что статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Для товаров, отправляемых посредством торговли в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» в адрес физических лиц, статистическая форма представляется по всем отгрузкам за отчетный месяц отдельно по каждой стране получения.
Пунктом 8 Правил определено, что статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет.
Пунктом 9 Правил определено, что статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил.
Пунктом 10 Правил определено, что местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет.
Пунктом 16 Правил определено, что непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях по ст.19.7.13 КоАП РФ.
Как следует из представленных материалов, в том числе из дел об административных правонарушений № и № - ДД.ММ.ГГГГ в Смоленскую таможню по электронным каналам связи в электронном виде с применением электронно-цифровой подписи посредством сети «Интернет» поступили статистические формы учета перемещения товаров (далее по тексту - статистическая форма) регистрационный номер № и № за отчетный период - ДД.ММ.ГГГГ.
Отправителем данных статистических форм является ООО «<данные изъяты>», зарегистрированное по адресу: <адрес>
Согласно указанным статистическим формам в ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» осуществлен ввоз товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации по договору (контракту) № от ДД.ММ.ГГГГ, товарной накладной № от ДД.ММ.ГГГГ, товарной накладной № от ДД.ММ.ГГГГ, товарной накладной № от ДД.ММ.ГГГГ, а также в ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» осуществлен ввоз товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации по договору (контракту) № от ДД.ММ.ГГГГ, товарной накладной № от ДД.ММ.ГГГГ, товарной накладной № от ДД.ММ.ГГГГ, товарной накладной № от ДД.ММ.ГГГГ, товарной накладной № от ДД.ММ.ГГГГ.
Действия по составлению и представлению статистических форм от имени ООО «<данные изъяты>» осуществлял директор - Былинский С.В., действующий в соответствии с протоколом внеочередного собрания участников ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, приказом ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ.
Дата поступления статистических форм в Смоленскую таможню - ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением установленного срока, так как в соответствии с действующим законодательством представление данных форм должно было быть не позднее ДД.ММ.ГГГГ включительно.
За указанные нарушения в отношении директора ООО «<данные изъяты>» Былинского С.В. ДД.ММ.ГГГГ составлено два протокола об административном правонарушении по ч.1 ст.19.7.13 КоАП РФ № и №, по результатам рассмотрения которых заместителем начальника Смоленской таможни ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ вынесено два постановления № и № соответственно, каждым из которых директору ООО «<данные изъяты>» Былинскому С.В. за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.19.7.13 КоАП РФ, назначено наказание с применением положений ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
Вместе с тем, при рассмотрении данных дел административным органом не учтены положения ч.5 ст.4.4 КоАП РФ.
Федеральным законом от 26.03.2022 №70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - Закон №70-ФЗ) статья 4.4 дополнена частью 5, предусматривающей, что если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые установлена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Из материалов дел об административных правонарушениях № и № следует, что нарушение Былинским С.В. сроков представления статистических форм учета перемещения товаров за ДД.ММ.ГГГГ было выявлено по результатам одной проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ, статформы представлены в Смоленскую таможню по электронным каналам связи посредством сети «Интернет» ДД.ММ.ГГГГ, протоколы об административных правонарушениях составлены в один день - ДД.ММ.ГГГГ, постановления вынесены также в один день - ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в суде установлено, что обстоятельства совершения директором ООО «<данные изъяты>» Былинским С.В. вышеназванных административных правонарушений фактически были выявлены Смоленской таможней при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), в связи с чем административное наказание должно быть назначено обществу как за совершение одного правонарушения.
При этом судья отмечает, что меры, принимаемые таможенным органом в целях выявления случаев непредставления/несвоевременного представления статистических форм учета перемещения товаров, по своему содержанию и существу идентичны мероприятиям, проводимым в ходе осуществления государственного контроля (надзора).
Отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ). В пункте 3 части 5 статьи 2 данного Федерального закона отмечено, что положения данного Федерального закона не применяются к организации и осуществлению отдельных видов государственного контроля (надзора), в том числе, таможенного контроля.
Следовательно, таможенный контроль по указанному определению относится к видам государственного контроля (надзора), но только с той разницей, что таможенный контроль осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и Федеральным законом от 03 августа 2018 г. N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а не в рамках Федерального закона N 248-ФЗ.
При этом, из понятия государственного контроля (надзора), изложенного в части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, не следует, что под таким государственным контролем (надзором) подразумевается государственный контроль, осуществляемый только лишь в рамках Закона N 248-ФЗ.
По смыслу статьи 4.1 КоАП РФ процедура выявления факта совершения правонарушения или способ такого выявления не относятся к обстоятельствам, которые учитываются при назначении наказания. В целях применения вышеприведенных положений понятие "государственный контроль (надзор)" следует рассматривать в широком смысле, не ограничивая его только рамками действия Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", иное означало бы нарушение одного из основополагающих принципов равенства всех перед законом (статья 1.4 КоАП РФ).
Также судья отмечает, что из текста обжалуемого постановления усматривается, что при назначении директору ООО «<данные изъяты>» Былинскому С.В. административного наказания должностное лицо административного органа учел положения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и заменил административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение. При этом часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ допускает такую возможность только за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, т.е. должностное лицо административного органа в своем постановлении указало, что вмененное директору ООО «<данные изъяты>» Былинскому С.В. правонарушение было выявлено в ходе государственного контроля (надзора).
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства в совокупности, поскольку постановлением Смоленской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № Былинскому С.В. уже назначено наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.7.13 КоАП РФ, постановление заместителя начальника Смоленской таможни ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении директора ООО «<данные изъяты>» Былинского С.В. подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6- 30.10 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
постановление заместителя начальника Смоленской таможни ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.7.13 КоАП РФ, в отношении директора ООО «<данные изъяты>» Былинского Сергея Викторовича - отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд г. Смоленска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья П.В. Гудков