Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-304/2023 ~ М-274/2023 от 02.06.2023

Дело № 2-304/2023

УИД 04RS0016-01-2023-000386-45

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    4 июля 2023 года        с. Мухоршибирь

Мухоршибирский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Алексеевой И.Н. при секретаре Базаровой Д.Д., с участием:

помощника прокурора Мухоршибирского района Республики Бурятия Адамова Р.Е.,

представителя ответчика МО СП «Мухоршибирское» Яньковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, гражданское дело по иску прокурора Мухоршибирского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП «Мухоршибирское» об обязании обустроить территорию кладбища контейнерными площадками для сбора твердых коммунальных отходов, установить контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мухоршибирского района Республики Бурятия Цыренжапов А.Б. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП «Барское» об обязании обустроить территорию кладбища контейнерными площадками для сбора твердых коммунальных отходов, установить контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения природоохранного законодательства об отходах производства и потребления в деятельности МО СП «Мухоршибирское». В ходе проверки установлено, что на территории МО СП «Мухоршибирское» имеются места захоронения (общественные кладбища), однако, в нарушении Федерального законодательства на указанных территориях отсутствуют контейнерные площадки с подъездными путями, твердое (асфальтовое, бетонное покрытие) с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства нарушает права, свободы и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности. Просит обязать ответчика обустроить территорию кладбища, расположенного на территории сельского поселения контейнерными площадками для сбора твердых коммунальных отходов, оборудовать указанные площадки твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, установить контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Адамов Р.Е. иск поддержал, просил удовлетворить, установить срок до 1 июня 2024 года.

Представитель ответчика Администрации МО СП «Мухоршибирское» Янькова О.А. на судебном заседании исковое заявление фактически признала.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Положениями ст.42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 02.07.2021 года), ст.8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 02.07.2021 года) установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации.

Требованиями статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды - одни из основных принципов и приоритетных направлений государственной политики в области обращения с отходами согласно статье 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).

Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 указанной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон о погребении и похоронном деле) законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом о погребении и похоронном деле деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (статья 17); общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления (пункт 1 статьи 18); порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления (пункт 2 статьи 18); похоронное дело в Российской Федерации является самостоятельным видом деятельности, организация которого осуществляется органами местного самоуправления (абзац 1 пункта 2 статьи 25); законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим федеральным законом, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения (абзац 2 пункта 2 статьи 25).

Согласно п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 указанного Федерального закона.

Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Мухоршибирского района РБ проведена проверка соблюдения администрацией МО СП «Мухоршибирское» требований природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления.

В ходе проверки установлено, что на территории сельского поселения имеется одно кладбище, оборудовано тремя деревянными ящиками для сбора твердых коммунальных отходов, ограждение и твердое покрытие на площадке отсутствует, контейнерных площадок, имеющих подъездные пути, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки и контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов не имеется.

Указанное место погребения располагается на территории МО СП «Мухоршибирское».

Администрация МО СП «Мухоршибирское», как орган местного самоуправления, в силу приведенных требований закона обязана предпринять меры к оборудованию контейнерными площадками для сбора твердых коммунальных отходов, оборудованию указанных площадок твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, установлению контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов на территории общественного кладбища, в связи с чем, исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Наличие и достаточность финансирования, формирование бюджета правового значения для настоящего дела не имеют, поскольку отсутствие финансирования не освобождает ответчика от обязанности по надлежащему содержанию мест захоронения.

Кроме того, принимая решение об удовлетворении иска, суд исходит из того, что действия по приведению территории мест захоронения (кладбища) в надлежащее состояние направлено на реализацию возложенных на ответчика полномочий, в свою очередь способ осуществления данных полномочий ответчик определяет в соответствии с действующим законодательством.

Обсуждая вопрос о сроках исполнения требований прокурора, исходя из положений ст.206 ГПК РФ, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, суд находит обоснованным указываемый прокурором срок исполнения решения до 01 июня 2024 года.

Судебных расходов подлежащих взысканию не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45 ГПК РФ, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Мухоршибирского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП «Мухоршибирское» об обязании обустроить территорию кладбищ контейнерными площадками для сбора твердых коммунальных отходов, установить контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов, удовлетворить.

Обязать Администрацию МО СП «Мухоршибирское» обустроить территорию кладбищ, расположенных на территории сельского поселения, контейнерными площадками для сбора твердых коммунальных отходов, оборудовать указанные площадки твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, установить контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов в срок до 01 июня 2024 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца, со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мухоршибирский районный суд Республики Бурятия.

Решение в окончательной форме принято 11 июля 2023 года.

Судья                                        подпись                                                                                 И.Н. Алексеева

    Копия верна:                                                                                                                           И.Н. Алексеева

2-304/2023 ~ М-274/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Мухоршибирь
Ответчики
Администрация МО СП "Мухоршибирское"
Суд
Мухоршибирский районный суд Республики Бурятия
Судья
Алексеева Ирина Николаевна
Дело на странице суда
muhorshibirsky--bur.sudrf.ru
02.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.06.2023Передача материалов судье
06.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2023Подготовка дела (собеседование)
22.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.07.2023Судебное заседание
11.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.08.2023Дело оформлено
01.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее