38RS0№-12
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 апреля 2023 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Недбаевской О.В., при секретаре Комине А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Министерства лесного комплекса Иркутской области к Б.А,А, о расторжении договора аренды лесного участка, об обязании передать лесной участок,
УСТАНОВИЛ:
Истец Министерство лесного комплекса Иркутской области обратилось в суд с исковым заявлением к Б.А,А,, в котором просит расторгнуть договор аренды лесного участка № от **/**/****; обязать Б.А,А, вернуть по акту приема-передачи Министерству лесного комплекса Иркутской области лесной участок, переданный по договору аренды лесного участка № от **/**/**** в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Б.А,А, является арендатором по договору аренды лесного участка № от **/**/****, заключенному для осуществления рекреационной деятельности.
Согласно положениям статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Часть 1 статьи 89 ЛК РФ закрепляет, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утвержден приказом Минприроды России от **/**/**** № (далее - Приказ №).
Приказом № установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, для проведения Экспертизы подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов.
Положениями договора аренды установлены обязанности арендатора, в том числе обязанность разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы (пункт **/**/**** договора аренды).
Согласно пункту 30 Порядка разработки проекта освоения лесов, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от **/**/**** №, срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
Так, срок действия проекта освоения лесов был установлен на срок действия лесохозяйственного регламента Иркутского лесничества (т.е. по **/**/****) и в настоящее время истек в связи с утверждением приказом министерства от 11.09.2018 № 73-мпр нового лесохозяйственного регламента лесничества, который начал действовать с 01.01.2019.
До настоящего времени арендатор в нарушение статьи 88 ЛК РФ не исполнил свою обязанность по разработке и представлению в министерство проекта освоения лесов, соответствующего требованиям законодательства, для проведения государственной экспертизы.
Невыполнение арендатором обязанности по разработке проекта освоения лесов, нарушает публичные интересы государства, общества и права неопределенного круга лиц на благоприятную ч. окружающую среду, предусмотренные Конституцией РФ (ст. 9, 42, 58), ЛК РФ (ст. 1), поскольку создает угрозу причинения ущерба экологической среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, проживающих в населенных пунктах, прилегающих к арендованному лесному участку.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 ЛК РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Учитывая изложенное выше, Министерство полагает, что непредставление проекта освоения лесов является существенным нарушением условий договора аренды и положений лесного законодательства Российской Федерации, более того непредставление проекта освоения лесов является самостоятельным и достаточным основанием для досрочного расторжения с арендатором договора аренды лесного участка в судебном порядке.
Исходя из положений ч. 2 ст. 24, ст. 88 ЛК РФ непредставление арендатором проекта освоения лесов является безусловным, самостоятельным и достаточным основанием для досрочного расторжения договора аренды.
В соответствии со статьями 452 и 619 ГК РФ до предъявления иска о досрочном расторжении договора арендодатель обязан направить предупреждение об исполнении обязательств в разумные сроки, после чего, при неисполнении обязательства в разумные сроки, направляется предложение о расторжении договора.
Министерством в адрес арендатора была направлена претензия от **/**/**** исх. № с требованием обеспечить наличие проекта освоения лесов, соответствующего требованиям законодательства, по договору аренды в срок до 31.10.2020.
В случае невыполнения указанных Министерством требований было предложено расторгнуть договор аренды в срок до 13.11.2020.
Претензия истца оставлена ответчиком без удовлетворения. До настоящего времени арендатором проект освоения лесов, соответствующий требованиям законодательства, не представлен.
Согласно правилам статьи 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Пунктом 5.4.9 договора аренды установлено, что в случае прекращения действия Договора арендатор обязан передать участок арендодателю по акту приема-передачи, в течение 10 дней с момента окончания действия договора аренды в состоянии пригодном для ведения лесного хозяйства.
Согласно пункту 1.2 договора аренды участок, предоставляемый по договору аренды, расположен в Иркутском районе, Иркутской области, в пределах земель лесного Фонда Иркутского лесничества.
Представитель ответчика Министерства лесного комплекса Иркутской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой о рассмотрении дело в его отсутствие, выразив согласие на рассмотрение дела в порядке заочного производства в случае неявки ответчика.
Ответчик Б.А,А, в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, сведений об уважительности причин своей неявки, ходатайств об отложении судебного заседания, возражений по существу иска суду не представил.
Суд в соответствии со ст. 233 ГПК РФ, с учетом мнения представителя истца, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, в порядке заочного производства.
При рассмотрении дела в порядке заочного производства суд ограничивается исследованием доказательств, представленных истцом.
Изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к вывод о наличии оснований для удовлетворения требований истца, исходя из следующего.
В соответствии с регулированием, действовавшим на момент заключения договора аренды лесного участка от 29.12.2008, предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. При этом к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ (ч. 3 и 4 ст. 71 ЛК РФ).
Согласно ст. 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пункт 28 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 (далее - приказ Рослесхоза № 69), устанавливает, что проект освоения лесов разрабатывается на основании договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
В соответствии с положениями ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 ЛК РФ невыполнение гражданами, юридическим лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка.
Согласно ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
По требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями (пункт 1 статьи 619 ГК РФ).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Б.А,А, является арендатором по договору аренды лесного участка № от **/**/****.
Согласно п. 5.4.2. Договора аренды Арендатор обязан использовать участок в соответствии с целевым назначением, указанным в п. 1.4. Договора, с лесным законодательством, иными нормативно-правовыми актами РФ.
В соответствии с п. **/**/**** Арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Как указывает истец, обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, срок действия проекта освоения лесов был установлен на срок действия лесохозяйственного регламента Иркутского лесничества (т.е. по **/**/****) и в настоящее время истек в связи с утверждением приказом министерства от **/**/**** №-мпр нового лесохозяйственного регламента лесничества, который начал действовать с **/**/****.
До настоящего времени арендатор в нарушение статьи 88 ЛК РФ не исполнил свою обязанность по разработке и представлению в министерство проекта освоения лесов, соответствующего требованиям законодательства, для проведения государственной экспертизы.
Министерством в адрес арендатора была направлена претензия от 28.09.2020 исх. № 02-91-13259/20 с требованием обеспечить наличие проекта освоения лесов, соответствующего требованиям законодательства, по договору аренды в срок до 31.10.2020.
В случае невыполнения указанных Министерством требований было предложено расторгнуть договор аренды в срок до 13.11.2020.
Претензия ответчиком оставлена без удовлетворения. До настоящего времени арендатором проект освоения лесов, соответствующий требованиям законодательства, не представлен.
Невыполнение арендатором обязанности по разработке проекта освоения лесов, нарушает публичные интересы государства, общества и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные Конституцией РФ (ст. 9,42, 58), ЛК РФ (ст. 1), поскольку создает угрозу причинения ущерба экологической среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, проживающих в населенных пунктах, прилегающих к арендованному лесному участку.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, оценив все предоставленные в материалы дела в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу о том, что ответчик как арендатор пользуется имуществом (лесным участком) с существенным нарушением условий договора, поэтому требование о расторжении договора заявлено законно, обоснованно и подлежит удовлетворению.
Истцом также заявлено требование об обязании ответчика возвратить истцу спорный лесной участок по акту приема-передачи в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, которое подлежит удовлетворению в силу нижеследующего.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрен такой способ защиты гражданских прав, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
С требованием об обязании ответчика освободить своими силами земельный участок может обращаться в соответствии со ст.12 ГК РФ собственник земельного участка либо уполномоченное лицо.
Учитывая, что правоотношения сторон, сложившиеся в связи с заключением договора аренды участка лесного фонда, регулируются положениями гл.34 ГК РФ, к ним подлежат применению нормы статей 610, статьи 622 ГК РФ.
В соответствии с п.1 ст.610 ГК РФ, договор аренды заключается на срок, определенный договором. В рассматриваемом случае спорный договор расторгнут досрочно, в связи с существенным нарушением условий договора допущенным ответчиком.
В соответствии со ст.407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. Прекращение лицом своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не освобождает данное лицо от обязательств, возникших в период осуществления им индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица.
В соответствии со ст.622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Пунктом 5.4.9. Договора аренды установлено, что в случае прекращения действия Договора арендатор обязан передать участок арендодателю по акту приема-передачи, в течение 10 дней с момента окончания действия договора аренды в состоянии пригодном для ведения лесного хозяйства.
Согласно п. 1.2. Договора аренды участок, предоставляемый по договору аренды, расположен в Иркутском районе, Иркутской области, в пределах земель лесного Фонда Иркутского лесничества, Приморского участкового лесничества, Приморская дача, квартал № 121, выдел 8.
Таким образом, поскольку спорный договор расторгнут, ответчик, как арендатор лесного участка, обязан освободить спорный лесной участок и передать его арендодателю в состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа по акту приема-передачи в силу ст.622 ГК РФ.
Принимая во внимание факт отсутствия доказательств возврата спорного лесного участка истцу, суд считает, что требование истца об обязании ответчика возвратить лесной участок по акту приема-передачи в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства заявлено правомерно, обоснованно и подлежит удовлетворению в силу положений ст.ст.610, 622 ГК РФ.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая положения ст.ст. 98, 103 ГПК РФ, учитывая, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, то суд приходит к выводу о взыскании с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход местного бюджета государственной пошлины в размере 6 000 руб., исходя из положений ст. 333.19 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства лесного комплекса Иркутской области к Б.А,А, – удовлетворить.
Расторгнуть договор аренды лесного участка № от **/**/****.
Обязать Б.А,А,, **/**/**** г.р., уроженца .... вернуть по акту приема-передачи Министерству лесного комплекса Иркутской области лесной участок, переданный по договору аренды лесного участка № от **/**/**** в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства.
Взыскать с Б.А,А,, **/**/**** г.р., уроженца .... в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления
В окончательной форме заочное решение принято 21 апреля 2023 года.
Судья: О.В. Недбаевская