копия
УИД 16RS0046-01-2021-009523-06
дело № 12-3185/2022
РЕШЕНИЕ
21 сентября 2022 года город Казань
Вахитовский районный суд города Казани в составе председательствующего судьи Идрисовой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «ПЭСТ» Сагунова ФИО5 на постановление Государственного комитета РТ по тарифам ... от 14 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица –директора ООО «ПЭСТ» Сагунова М.Ф.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя председателя Государственного комитета РТ по Тарифам ... от 14 апреля 2021 года генеральный директор ООО «ПЭСТ» (далее - ООО «ПЭСТ», Общество) М.Ф. Сагунов признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
М.Ф. Сагунов обратился в суд с жалобой на указанное постановление, просил его отменить, производство по делу прекратить.
Представитель М.Ф. Сагунова в судебное заседание явился, жалобу поддержал.
Представитель Государственного комитета РТ по тарифам просил в удовлетворении жалобы отказать, приведя соответствующие доводы.
Заслушав явившихся, изучив доводы жалобы, представленные с ней материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, ООО «ПЭСТ» осуществляет на территории Республики Татарстан регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения. Госкомитетом установлено не представление ООО «ПЭСТ» в срок до 01.02.2021 года отчета о фактическом исполнении установленных требований к Программе энергоснабжения и повышения энергетической эффективности в области теплоснабжения на 2020 год.
31.03.2021 года административным органом составлен протокол об административном правонарушении ..., в соответствии с которым в действиях директора ООО «ПЭСТ» М.Ф. Сагунова установлен состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1. КоАП РФ.
14.04.2014 года административным органом по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении от 31.03.2021 года вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ по факту непредставления отчета о фактическом исполнении установленных для него приказом Госкомитета от 29.03.2019 No59 «Об установлении требований к программе энергосбережения и повышения энергетической эффективности, осуществляющих производство, передачу и поставку тепловой энергии, и поставку теплоносителя, на 2020 -2022 годы», назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу пункта 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В силу части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 года "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон N 261-ФЗ) законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится определение требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов РФ (пункт 3 статьи 7 Закона N 261-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 25 Закона N 261-ФЗ организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Частью 2 статьи 25 Закона N 261-ФЗ установлено, что при разработке программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и внесении в них изменений организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности, обязана выполнять требования, установленные к форме этих программ и отчетности о ходе их реализации. В случае, если цены (тарифы) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, требования к содержанию этих программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности указанных организаций применительно к регулируемым видам деятельности устанавливаются этим органом в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила установления требований к программам в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 года N 340 утверждены (далее - Правила).
Согласно пункту 13 указанных Правил требования к программе устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации.
Как следует из положений пункта 14 Правил, установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 года N 340 регламентированы требования к программам, которые устанавливаются регулирующим органом, в том числе, с учетом поступивших от регулируемой организации в регулирующий орган не позднее 1 февраля ежегодных отчетов регулируемой организации о фактическом исполнении установленных требований к программе, составленных по форме, утвержденной регулирующим органом.
Следовательно, требования к содержанию программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в отношении регулируемой организации устанавливаются тем органом, который осуществляет регулирование цен (тарифов) на товары и услуги регулируемой организации применительно к конкретному регулируемому виду деятельности, а регулируемая организация в свою очередь обязана представлять в срок до 1 февраля ежегодный отчет о выполнении установленных требований к программам в области энергосбережения применительно к регулируемому виду деятельности в тот регулирующий орган, которым были установлены указанные требования по регулируемому виду деятельности.
Согласно Положению о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.06.2010 No 468, Госкомитет является органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, а также контроля за их применением в соответствии законодательством.
Информация о необходимости представления отчетов по программе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности размещена на официальном сайте Госкомитета в сети «Интернет» 15.01.2021 (https://kt.tatarstan.ru/index.htm/news/1906917.htm).
На официальном сайте Госкомитета в сети «Интернет» в блоке «Энергосбережение и энергоэффективность» в разделе «Требования к программам энергосбережения» размещены приказ Госкомитета от 24.06.2020 No 235/2020 «Об утверждении форм отчетов о фактическом исполнении установленных требований к программам энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих производство, передачу и поставку тепловой энергии, и поставку теплоносителя», а также приказ Госкомитета от 29.03.2019 No 59 «Об установлении требований к программам энергосбережения и повышения энергетической эффективности, осуществляющих производство, передачу и поставку тепловой энергии, и поставку теплоносителя, на 2020- 2022 годы».
Из материалов дела следует, что ООО «ПЭСТ» утверждена программа энергоснабжения ООО «ПЭСТ» на 2020 -2024г.г.
По мнению, административного органа, Сагунов М.Ф. являясь директором ООО «ПЭСТ», не обеспечил своевременное представление в Госкомитет сведений, обязательность представления которых предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ.
Однако, судом установлено, что ООО «ПЭСТ», которое обязано представить, по мнению, ответчика в срок до 1 февраля 2021 ежегодный отчет о выполнении установленных требований к программам в области энергосбережения применительно к регулируемому виду деятельности за 2020 г., в перечни регулируемых организаций по требованиям к содержанию программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отсутствует.
Пункты 13, 14 Правил от 15.05.2010 года N 340 являются императивными нормами, обязывающими Госкомитет установить требования к программе энергосбережения для ООО «ПЭСТ», как регулируемой организации, что выполнено не было.
В силу пункта 16 Правил от 15.05.2010 года N 340 требования к программе Госкомитетом должны быть установлены на 3 года либо на срок действия инвестиционной программы. Установленные требования могут ежегодно корректироваться с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработанного на очередной финансовый год, утвержденных на аналогичный период производственной, инвестиционной программ регулируемой организации и установленных цен (тарифов) на товары (услуги) регулируемой организации.
Согласно пункту 17 Правил от 15.05.2010 года N 340 требования к программе устанавливаются решением регулирующего органа до 1 апреля года, в котором истекает срок действия ранее установленных требований, с учетом положений пункта 16 Правил.
Как установлено пунктом 18 Правил от 15.05.2010 года N 340, в случае если требования к программе устанавливаются для регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности и имеющих сопоставимые условия деятельности, в решении регулирующего органа указываются наименования всех таких регулируемых организаций.
Исходя из пункта 19 Правил от 15.05.2010 года N 340, решение регулирующего органа направляется регулируемой организации в 2-недельный срок.
Следовательно, доводы ответчика о том, что 01.04.2021 года приказом Госкомитета No51/2021 в приказ «Об установлении требований к программам энергосбережения и повышения энергетической эффективности, осуществляющих производство, передачу и поставку тепловой энергии, и поставку теплоносителя, на 2020-2022 годы» от 29.03.2019 No59 внесены изменения, в том числе, в части изложения приложения No3 «Перечень организаций, осуществляющих услуги по передаче тепловой энергии» в новой редакции, в указанный перечень включено ООО «ПЭСТ», признаются необоснованными и противоречащие положению пункта 19 Правил от 15.05.2010 года N 340, поскольку внесение изменений в приказ от 29 марта 2019 путем включения в перечень организаций, осуществляющих услуги по передаче тепловой энергии – Общество «ПЭСТ» датированное 01 апреля 2021 года и в тоже время обязывающий регулируемую организацию - ООО «ПЭСТ» представить отчет о фактическом исполнении программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в области теплоснабжения за 2020 год является неисполнимыми для заявителя в отсутствии доказательств направления регулирующим органом (Госкомитетом) решения об установлении Требований к программе энергосбережения.
В Приказе Государственного комитета РТ по тарифам No 59 от 29 марта 2019 года «Об установлении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих производство, передачу и поставку тепловой энергии, и поставку теплоносителя, на 2020 - 2022 годы» требования к программе энергосбережения для ООО «ПЭСТ» не установлены.
Доказательства направления Госкомитетом в адрес заявителя требования к программе энергосбережения материалы дела не содержат, в ходе судебного заседания не представлены.
Таким образом, в действиях директора ООО «ПЭСТ» Сагунова М.Ф. не усматривается нарушение положенийФедерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 года "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При таких обстоятельствах, постановление заместителя председателя Государственного комитета РТ по тарифам ... от 14 апреля 2021 г. подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении – прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Жалобу директора ООО «ПЭСТ» Сагунова ФИО6 удовлетворить.
Постановление заместителя председателя Государственного комитета РТ по Тарифам ... от 14 апреля 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «ПЭСТ» Сагунова ФИО7 отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения через Вахитовский районный суд города Казани в Верховный суд Республики Татарстан.
Судья ...
...
...