Дело № 2-3805/2023
УИД: 61RS0013-01-2023-004183-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2023 года г. Гуково Ростовская область
Гуковский городской суд Ростовской области
в составе председательствующего - судьи Козинцевой И.Е.,
при секретаре Матвиевской Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ростовской области к Третьяковой Н.Н., ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ, третье лицо МБУЗ РО « ЦГБ» в г. Гуково о признании недействительными справки об установлении инвалидности, выписки из акта освидетельствования,
установил:
истец обратился с указанным иском, ссылаясь в обоснование требований на то, что 07.12.2016 Третьякова Н.Н. обратилась в УПФР в г. Гуково с заявлениями о назначении ЕДВ, 31.03.2017 - с заявлением о назначении пенсии по инвалидности. В числе рассмотренных для назначения пенсии и ЕДВ документов, находилась справка об установлении инвалидности и выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии <данные изъяты> от 24.11.2016, выданные бюро № 30 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», согласно которым Третьяковой Н.Н. с 24.11.2016 впервые установлена инвалидность второй группы вследствие общего заболевания бессрочно. Третьяковой Н.Н. назначена ежемесячная денежная выплата с 31.03.2017 и пенсия по инвалидности с 07.12.2016. В рамках проведения проверки законности получения гражданами справок oб установлении инвалидности и обоснованности получения социальных выплат, территориальным органом ПФР был направлен соответствующий запрос в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Минтруда России. На указанный запрос получен ответ, согласно которому в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе (EABИИАС), используемой при проведении МСЭ и на бумажном носителе, не имеется данных по проведении МСЭ в отношении Третьяковой Н.Н.
На основании изложенного истец просит суд признать недействительными с момента выдачи справку об установлении инвалидности <данные изъяты> от 24.11.2016 и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии <данные изъяты> от 24.11.2016, выданные бюро № 30 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», согласно которым Третьяковой Н.Н. впервые установлена инвалидность второй группы с 24.11.2016 бессрочно.
Представители Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области, ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований МБУЗ «ЦГБ» г. Гуково, в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом.
На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Ответчик Третьякова Н.Н. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав пояснения ответчика, изучив и оценив в порядке статьи 67 ГПК Российской Федерации представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено и подтверждается представленными по делу доказательствами, что 07.12.2016 Третьякова Н.Н. впервые обратилась в УПФР в г. Гуково с заявлениями о назначении ЕДВ, 31.03.2017 - с заявлением о назначении пенсии по инвалидности. В числе рассмотренных для назначения пенсии и ЕДВ документов, представлены справка об установлении инвалидности и выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии <данные изъяты> от 24.11.2016, выданные бюро № 30 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», согласно которым Третьяковой Н.Н. с 24.11.2016 впервые установлена инвалидность второй группы вследствие общего заболевания бессрочно. Третьяковой Н.Н. была назначена ежемесячная денежная выплата и пенсия по инвалидности.
Выплата пенсии и ЕДВ Третьяковой Н.Н. прекращена с 01.02.2021 на основании решений руководителя территориального органа ПФР.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95 утверждены Правила признания лица инвалидом, которые определяют в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.
Согласно пункту 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
В соответствии с пунктом 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.
Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год (п. 9 Правил).
Пунктом 13 Правил определены условия и основания установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в соответствии с которыми гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет: - не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению; - не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).
Разделом III Правил закреплен порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу. Согласно пунктам 15-16 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» закреплен порядок выдачи листка нетрудоспособности при направлении граждан на медико-социальную экспертизу.
Согласно п. 27 указанного порядка на медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при: очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала; благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза либо гражданин выписывается к занятию трудовой деятельностью; необходимости изменения программы профессиональной реабилитации работающим инвалидам в случае ухудшения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособности.
Приказом Минтруда России от 29.01.2014 года N 59н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги, в том числе перечень документов, которое данное лицо должно предоставить для проведения экспертизы.
Согласно п. 31 Административного регламента для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы также необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме № 088/у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2007 г. № 77, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 25 декабря 2006 г. № 874, либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).
Таким образом, для оказания гражданину государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы с целью установления группы инвалидности необходима совокупность следующих обстоятельств: длительное лечение (до 4-х месяцев) гражданина в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы; проведение необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий; период временной нетрудоспособности; направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения; либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).
Согласно п. 9 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Минтруда России от 29.09.2014 № 664 н, (действовавших с 23.12.2014 до 01.02.2016), критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с 3 степенью выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее ко 2 степени выраженности ограничений одной из следующих категорий жизнедеятельности человека (или их сочетанию) и определяющих необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию;
способности к передвижению; способности к ориентации; способности к общению; способности контролировать свое поведение; способности обучению; способности к трудовой деятельности.
То есть признание гражданина инвалидом II группы (бессрочно) свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях.
Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
На основании статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В нарушение положений статей 56, 57 ГПК Российской Федерации письменных доказательств, отвечающих критерию достаточности, о надлежащем прохождении Третьяковой Н.Н. медико-социальной экспертизы в Бюро № 30 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», ответчиками в материалы дела не представлено.
Определением Гуковского городского суда от 08 сентября 2023 г. по делу была назначена судебная медико-социальная экспертиза, с целью выяснения вопроса, имелись ли основания для установления Третьяковой Н.Н. группы инвалидности на дату 24.11.2016.
Из заключения судебной медико-социальной экспертизы ГБ ФКУ «ГБ МСЭ по Краснодарскому краю» Минтруда России от 15.11.2023 следует, что основания для установления группы инвалидности 24.11.2016 Третьяковой Н.Н. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отсутствовали. Комиссией установлено, что по данным представленных лабораторных и инструментальных исследований, дневников наблюдения специалистами у Третьяковой Н.Н. в 2016 году на фоне проводимого лечения отсутствовали признаки <данные изъяты>, документально не подтверждаются кризы «<данные изъяты>.
Таким образом, имеющиеся на период 24.11.2016 у Третьяковой Н.Н. нарушения в состоянии здоровья не сопровождались стойкими умеренными, выраженными или значительно выраженными нарушениями функций организма.
В материалах гражданского дела и в представленных медицинских документах не имеется данных, подтверждающих наличие ограничений основных категорий жизнедеятельности, оцениваемых при осуществлении медико-социальной экспертизы с целью установления инвалидности (способность к самостоятельному передвижению, самообслуживанию, общению, координации, контролю за своим поведением, обучению, трудовой деятельности.
Сведений о потребности Третьяковой Н.Н. в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, в представленных документах не имеется.
Оценивая вышеуказанное заключение судебной экспертизы по правилам статей 86, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд придает доказательственное значение указанному заключению судебной медико-социальной экспертизы, признавая его относимым и допустимым доказательством по следующим основаниям.
Заключение судебной экспертизы выполнено комиссией компетентных специалистов, имеющих определенный стаж работы в соответствующей области, предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, и на основании непосредственного исследования материалов гражданского дела и представленных медицинских документов, в соответствии с действующей методикой проведения исследования и баз данных, также нормативно-технической документации, используемой при производстве экспертизы.
Судебная экспертиза в целом проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
В обоснование сделанных выводов эксперты приводят соответствующие данные из представленных в их распоряжение материалов, основывается на исходных объективных данных, то есть выводы экспертизы обоснованы документами, представленными в материалы дела.
Таким образом, указанное экспертное заключение судом оценивается с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.
Оснований, дающих возможность усомниться в его правильности, а также в беспристрастности и объективности экспертов, не представлено. Каких-либо бесспорных доказательств проведения судебной экспертизы с нарушением норм процессуального права, способных поставить под сомнение достоверность ее результатов, не представлено; заключение судебной экспертизы полностью соответствует требованиям законодательства.
В связи с чем, суд полагает возможным положить заключение судебной экспертизы в основу своего решения.
Кроме того, согласно ответу и отзыву ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», в федеральной государственной информационной системе «Единая автоматизированная вертикально- интегрированная информационно- аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы» (ФГИС ЕАВИИАС МСЭ), используемой с января 2014 года, и на бумажном носителе в архиве Учреждения не имеется сведений о направлении ответчика для проведении медико-социальной экспертизы в 2016 г. в отношении Третьяковой Н.Н. В порядке контроля решения бюро №30 МСЭ ответчику не проводилась.
Из ответа ГБУ «ЦГБ» в г. Гуково от 14.08.2023 следует, что согласно записям в журнале учета работы врачебной комиссии МБУЗ «ЦГБ» г.Гуково Третьякова Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, направлялась на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы 22.11.2016.
При этом из копии журнала учета клинико-экспертной работы ЛПУ за 2016-2017 годы следует, что в журнал внесена запись № от 27.11.2016: терапевт <данные изъяты> направил Третьякову Н.Н. МСЭ, первичное освидетельствование». Запись о результате освидетельствования в журнале отсутствует.
Согласно ответу ТФОМС Ростовской области на запрос суда за период с 24.11.2013 по 24.11.2016 сведения об обращении Третьяковой Н.Н. в лечебные учреждения по поводу заболеваний, либо травм, приводящих к ограничению категорий жизнедеятельности, отсутствуют. Из приложения к ответу следует, что Третьякова Н.Н. до установления ей инвалидности бессрочно (24.11.2016) в 2014 обращалась за медицинской помощью с диагнозом: «<данные изъяты>»; 31.08.2016 – с диагнозом «<данные изъяты>»; 09.09.2016 - «<данные изъяты>». (л.д.42-43)
Как пояснила ответчик Третьякова Н.Н., в 2016 году она работала, но больничными листками не пользовалась, с диагнозом «<данные изъяты>» обращалась за медицинской помощью к терапевту <данные изъяты>, иных медицинских документов у нее нет, кроме представленной амбулаторной карты.
Как следует из ответа Отдела МВД по г. Гуково, в отношении Третьяковой Н.Н. вынесено промежуточное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела №.
Кроме того, в 2016 году нормативно-правовыми актами не было предусмотрено установление группы инвалидности бессрочно при первичном освидетельствовании в бюро медико-социальной экспертизы.
Изложенное в совокупности с исследованными в судебном заседании доказательствами, свидетельствует о том, что справка МСЭ об установлении Третьяковой Н.Н. впервые 2 группы инвалидности бессрочно получена ответчиком и оформлена ФКУ - «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области в 2016 году с нарушением порядка, установленного Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 №95, при отсутствии документов, подтверждающих наличие у Третьяковой Н.Н. стойкого выраженного расстройства функций организма, обусловленного заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящего к ограничению категорий жизнедеятельности, без проведения ее освидетельствования.
Принимая во внимание, что ответчик Третьякова Н.Н. нарушила порядок прохождения медицинского освидетельствования в бюро №30- филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», так как направление на медико-социальную экспертизу не получала, в установленном порядке медико-социальную экспертизу не проходила, поскольку доказательств освидетельствования ответчика не представлено; медико-экспертные документы Третьяковой Н.Н. в службе МСЭ отсутствуют, нет акта и протокола медицинского освидетельствования; у ответчика отсутствуют медицинские документы, подтверждающие необходимость установления ей инвалидности в 2016 году. В представленной ответчиком медицинской карте амбулаторного больного отсутствуют какие-либо записи о регулярном медицинском наблюдении у специалиста по профилю имеющегося заболевания у ответчика, об обследовании и направлении в установленном порядке Третьяковой Н.Н. на медико-социальную экспертизу комиссией врачей, а не одним специалистом- терапевтом, который может давать только свои рекомендации, но не обладает полномочиями о направлении гражданина на медико-социальную экспертизу, в силу своих должностных обязанностей.
В связи с чем экспертами сделан обоснованный вывод о том, что имеющиеся на период 24.11.2016 у Третьяковой Н.Н. нарушения состоянии здоровья не сопровождались стойкими умеренными, выраженными или значительно выраженными нарушениями функций организма, и в представленных медицинских документах не имеется данных подтверждающих наличие ограничений основных категорий жизнедеятельности.
Установлено, что ответчик в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, не нуждалась и не пользовалась ими. Поэтому имеющуюся у нее ИПРА в ОСФР по Ростовской области она не предоставляла. Данное обстоятельство Третьякова Н.Н. подтвердила в судебном заседании.
Также согласно ответу на запрос Фонда пенсионного и социального страхования РФ – Управления выплаты пенсий и социальных выплат от 11.12.2023, в реестре получателей социальных услуг Фонда сведения об индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА), поступившие из федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов», в отношении Третьяковой Н.Н., 18.09.1975 г.р., отсутствуют. Лично Третьякова Н.Н. с заявлением на обеспечение техническими средствами реабилитации в отделение Фонда не обращалась, ИПРА не предоставляла.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что ответчиком не доказан факт законного получения справки МСЭ в 2016 году.
В силу ст. 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со статьей 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В этой связи представленные ответчиком Третьяковой Н.Н. в судебное заседание документы: Обратный талон ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» от 30.11.2016 и Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида от 30.11.2016, в данном случае судом не могут быть признаны достаточными и допустимыми доказательствами по делу, фактически данные документы ответчику были выданы в бюро №30 одновременно со справкой об инвалидности Третьяковой Н.Н.
Как пояснила ответчик, этими документами она не пользовалась, поскольку не нуждалась в мерах реабилитации. В связи с чем наличие у ответчика указанных документов не свидетельствует о наличии у нее оснований для установления инвалидности на 24.11.2016, и соответственно, о получении ответчиком в 2016 году оспариваемой справки об инвалидности на законных основаниях в бюро №30- филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России. Кроме того, из пояснений Третьяковой Н.Н. следует, что после получения справки об инвалидности она в медицинские учреждения за медицинской помощью и прохождения медикаментозного лечения именно по профилю своего заболевания не обращалась и продолжала работать.
Исходя из вышеизложенных и установленных в судебном заседании совокупности юридически значимых обстоятельств по делу, а также принимая во внимание общедоступные сведения об осуждении лица, выдавшего справку об инвалидности Третьяковой Н.Н., за служебный подлог, то есть внесение должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений, суд приходит к выводу о том, что справка МСЭ об установлении ответчику впервые 2 группы инвалидности бессрочно, получена Третьяковой Н.Н. и оформлена ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации с нарушением порядка, установленного Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 №95, при отсутствии документов, подтверждающих наличие у Третьяковой Н.Н. стойкого выраженного расстройства функций организма, обусловленного заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению категорий жизнедеятельности и необходимости в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
Таким образом, в рассматриваемом случае имеются основания для признания справки об установлении инвалидности серии <данные изъяты> от 24.11.2016 и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии <данные изъяты> от 24.11.2016, недействительными.
В связи с изложенным, исковые требования Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области, заявленные к ответчикам, подлежат удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 103 ГПК Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Рассматривая ходатайство ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России об освобождении от уплаты госпошлины, суд пришел к следующему.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории "Сириус" при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 Кодекса.
Положение подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса распространяется на органы, входящие в структуру органов государственной власти или местного самоуправления, и означает освобождение их от уплаты государственной пошлины за совершение любых юридически значимых действий.
В силу ст. 112 Конституции РФ структуру федеральных органов исполнительной власти утверждает Президент РФ.
Указом Президента РФ от 21.01.2020 N 21 утверждена Структура федеральных органов исполнительной власти, согласно которой учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, не относятся к федеральным органам исполнительной власти.
Таким образом, оснований для освобождения ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ от уплаты государственной пошлины не имеется.
То есть с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей за требование неимущественного характера, то есть по 150 руб. с каждого.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199ГПК Российской Федерации,
решил:
исковые требования Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (ИНН <данные изъяты>) удовлетворить.
Признать недействительными с момента выдачи справку Бюро №30- филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России серии <данные изъяты> от 24.11.2016 и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии <данные изъяты> от 24.11.2016, выданные бюро № 30 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», согласно которым Третьяковой Н.Н. впервые с 24.11.2016 установлена инвалидность 2 группы бессрочно.
Взыскать с ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ (ИНН <данные изъяты>) и Третьяковой Н.Н. (СНИЛС <данные изъяты>) госпошлину в доход местного бюджета в размере по 150 руб. с каждого.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Гуковский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья И.Е. Козинцева
Решение в окончательной форме изготовлено 27.12.2023.