2-1172/2022
59RS-0018-01-2022-001046-60
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Добрянка 26 октября 2022 года
Добрянский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Радостевой В.Ю.,
при секретаре Надудкиной А.А.,
с участием представителя истца ФИО5,
представителя ответчика ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к администрации Добрянского городского округа <адрес> о взыскании компенсации за не произведенный капитальный ремонт,
установил:
ФИО6 обратилась в суд с иском к администрации Добрянского городского округа о взыскании компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом доли приходящейся на жилое помещение площадью 38,5 кв.м., в размере 113300 руб.
Требования мотивирует тем, что истец имел в собственности двухкомнатную квартиру общей площадью 38,5 кв.м., по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ. В квартире никто не зарегистрирован. Согласно заключению МВК, назначенной администрацией Добрянского городского поселения, от 05.04.2014 № 04-02-2014 многоквартирный <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>Б, был признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с аварийным техническим состоянием конструктивных элементов жилого дома в целом, приводящим к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Постановлением Главы администрации Добрянского городского поселения, Добрянского муниципального района Пермского края № 77 от 10.02.2014 «О признании многоквартирного <адрес>Б по Комсомольская в <адрес> аварийным и подлежащий сносу» отделу жизнеобеспечения территории администрации Добрянского городского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ следовало принять меры по переселению из аварийного многоквартирного дома по адресу: <адрес>. Между Муниципальным образованием г. Пермь и ФИО6 был заключен договор об изъятии жилого помещения № 06/2022. Согласно п.2.1. Соглашения размер возмещения изымаемого спорного жилого помещения определен в соответствии с оценочным отчетом от 02.06.2021 и составляет 1233100 руб. Договор в части 2.1. исполнен, сторонами не оспаривается. При заключении договора, стоимость компенсации за непроизведенный капитальный ремонт не определялась, в размер возмещения не включалась, при условии того, что капитальный ремонт никогда не производился. В силу ст.16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Согласно отчету об оценке №114-2/22 от 01.04.2022 размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома, по адресу: <адрес>Б, с учетом доли приходящейся на жилое помещение, общей площадью 38,5 кв.м., составляет 113300 руб.
Истец ФИО6 в судебное заседание не явилась, ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель истца ФИО5 в судебном заседании на доводах, изложенных в иске, настаивал, дополнил, что размер капитального ремонта в стоимость выкупной цены не входил.
Представитель ответчика ФИО7 с иском не согласился, указал, что требования заявлены в отношении жилого помещения, собственником которого истец не является, не имела права производить оценку не принадлежащего ей имущества, в связи с чем отчет об оценке получен с нарушением закона, сумму заявленных убытков не оспаривает.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.ч.1, 2,3 ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом.
Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что истец ФИО6 на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 26.11.2013 являлась собственником квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 38,5 кв.м., (л.д. 17).
Согласно техническому заключению на жилое строение, расположенное по адресу: <адрес>, имеющемуся в отчете об оценке №, выполненному ООО «Экспертиза», год постройки здания – 1973 (л.д. 32-34).
Постановлением администрации Добрянского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края № 77 от 10.02.2014, многоквартирный дом по адресу: <адрес>Б признан аварийным и подлежащим сносу после отселения граждан (л.д. 162).
01.04.2022 между Управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Добрянского городского округа и истцом ФИО6 заключено соглашение № 06/2022, предметом которого, является передача жилого помещения – квартиры площадью 38,5 кв.м., с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>, с долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (в том числе в праве общей собственности земельный участок с кадастровым номером 59:18:0010308:50) пропорционально размеру общей площади указанного жилого помещения, в связи с признанием его непригодным для проживания на основании Постановления администрации Добрянского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края № 77 от 10.02.2014 (л.д. 156-157).
На основании п.2.1 Соглашения размер возмещения изымаемого жилого помещения определен в соответствии с оценочным отчетом от 02.06.2021 № 1/3180-21 и составляет 1233100 руб. Возмещение включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, доли в праве на общее имущество, в том числе на земельный участок, расходы на переезд, расходы на оплату услуг риэлтора и оформление прав собственности, размер возмещения является окончательным и пересмотру не подлежит (п.2.2).
Как следует из имеющихся в деле документов, размер возмещения определен сторонами на основании отчета об оценке, выполненного ООО «Западно-Уральский институт экспертизы, оценки и аудита» № по состоянию на 02.06.2021 составляет 1223100 руб., в том числе: 1135600 руб. – жилое помещение, двухкомнатная квартира, назначение жилое, общая площадь 38,5 кв.м., этаж 2, расположенная по адресу: <адрес> с учетом стоимости общего имущества в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество; 87500 руб. – право требования возмещения убытков, причиненных собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него (л.д. 108-149).
На основании п. 2.3 Соглашения № 06/2022, выплата возмещения собственнику квартиры за изымаемое имущество в муниципальную собственность производится стороной Управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Добрянского городского округа, путем перечисления денежных средств на расчетный счет ФИО6 в сумме 1233100 руб. в течение 45 рабочих дней после государственной регистрации права муниципальной собственности Добрянского городского округа на жилое помещение.
Сторонами Соглашение об изъятии жилого помещения с долей в праве собственности на общее имущество № 06/2022 от 01.04.2022 не оспорено. Факт перечисления денежных средств Управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Добрянского городского округа на расчетный счет ФИО6 в сумме 1223100 руб. подтверждается платежным поручением № 12848 от 14.04.2022 (л.д. 154), сторонами не оспаривается.
В соответствии с частью 6 статьи 32 Жилищного кодекса РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в ч. 7 ст. 32 ЖК РФ. Для разрешения спора между сторонами по вопросу о рыночной стоимости жилого помещения судом может быть назначена экспертиза (ст. 79 ГПК РФ).
Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, рыночную стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночную стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного суда Российской Федерации 29.04.2014, выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.
Статьей 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.
Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в сумму возмещения за жилое помещение в связи с его изъятием для муниципальных и государственных нужд входят, в том числе, убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием. К числу данных убытков также относятся и суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.
Как установлено судом, следует из материалов дела, изымаемое у истца ФИО6 жилое помещение расположено в доме 1973 года постройки. Сведения о проведении капитального ремонта многоквартирного дома, по адресу: <адрес>, в техническом паспорте отсутствуют (л.д.30-31), стороной ответчика доказательства проведения капитального ремонта не представлены, представителем ответчика факт не проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, не оспаривается. Размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт сторонами в Соглашении об изъятии жилого помещения с долей в праве собственности на общее имущество № 06/2022 от 01.04.2022 не определялся, ФИО6 от выплаты компенсации за капитальный ремонт не отказывалась.
Установив фактические обстоятельства по делу на основании представленных сторонами доказательств, суд, руководствуясь вышеизложенными положениями норм права, исходит из того, что невыполнение ответчиком обязанности по производству капитального ремонта дома по адресу: <адрес>, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для включения суммы компенсации за не произведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в размер возмещения за изымаемое у истца жилое помещение. Отсутствие капитального ремонта за весь период эксплуатации жилого дома способствовало разрушению его конструкций и элементов, что в итоге и привело к признанию дома аварийным и подлежащим сносу в установленном порядке. Поскольку жилой дом в результате ненадлежащего содержания пришел в аварийное состояние, в том числе по причине не проведения своевременных капитальных ремонтов, суд приходит к выводу о том, что при изъятии такого помещения истцу подлежит выплате компенсация за не произведенный капитальный ремонт, которая соглашением об изъятии жилого помещения не была определена. Ответчиком доказательств возмещения затрат на капитальный ремонт как истцу, так и прежнему собственнику, в материалы дела не представлено.
В подтверждение размера компенсации за непроизведенный капитальный ремонт истцом представлен отчет об оценке № 114-2/22, произведенной ООО «Экспертиза», согласно которому по состоянию на 01.04.2022 сумма компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, с учетом доли приходящейся на жилое помещения, общей площадью 38,5 кв.м. составляет 113300 руб. (л.д. 18-36). Доказательств иной стоимости непроизведенного капитального ремонта ответчиком суду не представлено.
При определении размера компенсации суд первой инстанции руководствуется представленным стороной истца отчетом об оценке № 114-2/22, произведенной ООО «Экспертиза», поскольку он отвечает требованиям статей 59, 60, 80 ГПК РФ, составлен компетентным квалифицированным специалистом, имеющим требуемые образование и опыт работы, обладающим специальными знаниями в объеме, требуемом для ответа на поставленный вопрос об определении рыночной стоимости размера возмещения за жилое помещение. Состав, включенных в размер компенсации элементов капитального ремонта, определен специалистом на основании статьи 166 ЖК РФ.
Доводы представителя ответчика о том, что отчет об оценке получен с нарушением закона, суд считает необоснованными. Факт того, что истцом ФИО6 представлен отчет в отношении жилого помещения, собственником которого она не является, не свидетельствует о порочности отчета об оценке, более того, как следует из информации, представленной ответчиком, пункт 3.1 соглашения о передаче жилого помещения по акту приема не выполнен.
Отчет об оценке суд признает надлежащим доказательством по делу, доказательств иного размера компенсации за не произведенный капитальный ремонт, вопреки положениям ст.56 ГПК РФ, ответчиком суду не представлено, более того, размер компенсации, заявленной истцом ко взысканию, представитель ответчика в судебном заседании не оспаривал.
Таким образом, поскольку размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт соглашением об изъятии жилого помещения не устанавливался, положения п. 2.2 соглашения, устанавливающие окончательность цены, могут быть применены только к стоимости изымаемого жилого помещения и дополнительных расходов, предусмотренных соглашением, но не могут являться основанием для ограничения права истца на получение соответствующей компенсации, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по выплате компенсации.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца в качестве компенсации за непроизведенный капитальный ремонт дома сумму в размере 113300 рублей, определив ее на основании заключения специалиста, представленного стороной истца.
Руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО6 к администрации Добрянского городского округа Пермского края о взыскании компенсации за не произведенный капитальный ремонт удовлетворить.
Взыскать с администрации Добрянского городского округа Пермского края компенсацию за не произведенный капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом доли приходящейся на жилое помещение, общей площадью 38,5 кв.м., в размере 113300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд Пермского края в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированной части решения.
Председательствующий
Копия верна. Судья: В.Ю.Радостева
Мотивированное решение составлено 02 ноября 2022.