дело №2-8791/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«22» октября 2014 года
г. Сыктывкар Республика Коми
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе:
председательствующего судьи Щелканова М.В.
при секретаре Соколовой Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мальцевой О.В. к администрации МО ГО Сыктывкар о признании незаконными решения о снятии с общей и льготной очереди и обязании восстановить в общей и льготной очереди,
установил:
истец обратился в суд с иском к ответчику, указав следующее. Мальцева О.В. является инвалидом ... группы. В общей очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий истец состоит с ** ** ** года. Также истец был поставлен в очередь нуждающихся по категории инвалид. Администрацией МО ГО Сыктывкар истец снят как с общей, так и с льготной очереди, с чем истец не согласен. Истец оспаривает данные решения и просит суд обязать ответчика восстановить его в общей очереди и льготной очереди по категории инвалид.
В судебном заседании Мальцева О.В. и ее представитель по устному ходатайству Мальцев Р.В. на иске настаивали.
Представитель администрации МО ГО Сыктывкар по доверенности Панфилова Е.В. возражала против удовлетворения иска.
Судом установлено.
Мальцева О.В. поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в общую очередь с датой постановки на учет – ** ** **.
В соответствии с постановлением администрации МО ГО Сыктывкар от ** ** ** №... Мальцева О.В. исключена из спиской общей очереди по п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ в свзяи с предоставление в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей
Граждане, принятые на учет до ** ** ** года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Мальцева О.В. на основании договора купли-продажи от ** ** ** является собственником дома по адресу: ....
В соответствии постановлением администрации МО ГО Сыктывкар от ** ** ** №... Мальцевой О.В. для обслуживания жилого дома №... по ул. ... предоставлен земельный участок в пожизненное наследуемое владение.
Предоставлении данное участка расценено ответчиком как основание для снятия с учета.
Суд полагает, что данное обстоятельство не является основанием для снятия с учета.
Системное толкование указанных норм позволяет сделать вывод о том, что гражданин может быть снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по данному основанию, если после ** ** ** года (вступлении в силу Жилищного кодекса РФ) ему в установленном порядке предоставлен участок для строительства жилого дома.
В рассматриваемом случае истцу не предоставлялся участок после ** ** ** года.
Кроме того, не всякое предоставление земельного участка может рассматриваться как основание для снятие. Предоставление участка как основание для снятие может иметь место тогда, когда предоставляется вновь сформированный участок, а не оформляются права на землю при объекте недвижимости, приобретенного ранее по договору купли-продажи, что имеет место в рассматриваемом случае.
Учитывая изложенное, снятие истца с общей очереди является незаконным, в связи с чем постановление в данной части подлежит отмене с восстановлением истца в общей очереди.
** ** ** истцу присвоена ... группа инвалидности, ** ** ** установлена ... группа инвалидности.
** ** ** года истец обратился в администрацию МО ГО Сыктывкар с заявлением об улучшении жилищных условий как лицо, имеющее группу инвалидности и находящееся на учета нуждающихся.
В соответствии с постановлением администрации МО г. Сыктывкар от ** ** ** №... Мальцева О.В. включена в льготную очередь инвалидов с ** ** **
В соответствии с постановлением главы администрации МО г. Сыктывкар от ** ** ** №... принято решение считать датой постановки Мальцевой О.В. в льготную очередь инвалидов ... группы – ** ** **.
В соответствии с постановлением администрации МО ГО Сыктывкар от ** ** ** №... утвержден протокол заседания общественной комиссии по жилищным вопросам, которым Мальцева О.В. исключена из списка льготной очереди по категории инвалид в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
По мнению администрации МО ГО Сыктывкар, допущены следующие нарушения - с ** ** ** года Жилищный кодекс РФ не предусматривал возможности ведения каких-либо льготных очередей граждан.
** ** ** введен в действие Жилищный кодекс РФ.
Ранее действующий Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал право инвалидов на первоочередное либо внеочередное получение жилья. Право на первоочередное получение жилья на федеральном уровне было закреплено в соответствии с Постановление Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг".
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу положений ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Согласно абзацу 1 ст. 17 Закона РФ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 ст. 17 Закона обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Согласно абзацу 3 ст. 17 Закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (далее Правила).
В соответствии с пунктом 5 названных Правил инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.
Ограничения по срокам принятия на учет не имеется.
Учитывая изложенное, у истца имеется закрепленное на федеральном уровне право на нахождение в общей граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также в отдельном списке для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.
Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за ... квартал ** ** ** года содержит следующие разъяснения по вопросу обеспечения жильем лиц в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Как следует из указанных положений Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Законом (т.е. на получение социальных выплат) при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определенных этим Законом категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшими на учет до 1 января 2005 г. Указанный срок установлен законодателем в качестве ограничительного условия лишь непосредственно в отношении времени постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и не связывается ни с основанием постановки на такой учет, ни со временем выдачи им соответствующих удостоверений, дающих право на меры социальной поддержки. С учетом изложенного мера социальной поддержки в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, гарантируется Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на равных основаниях всем гражданам, указанным в статьях 14, 15, 16, 17 и 22 данного Закона, которые встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., вне зависимости от времени получениями ими соответствующих удостоверений о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные этим Законом.
Таким образом, Верховный Суд РФ дал разъяснение по вопросу толкования используемой в законе формулировки – «нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшими на учет до 1 января 2005 г.», которая предполагает соблюдения условия постановки на учет до указанного времени, независимо от оснований постановки на данный учет.
Формулировка абзаца 2 ст. 17 Закона РФ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" также содержит указание «нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшими на учет до 1 января 2005 г.».
Таким образом, независимо от даты постановки на учет по льготным основаниям, истец имеет право на обеспечение жильем в соответствии с положениями статьи 28.2 Закона РФ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов".
Кроме того, на территории Республики Коми до ** ** ** действовал Указ Главы РК от 27.05.1999 N 190 "О Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми", который предусматривал, что в первую очередь жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий: инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, на условиях, определенных законодательством.
Согласно ст. 5 ЖК РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Таким образом, на момент обращения по вопросу постановки на учет как инвалид истец также обладал правом на первоочередное предоставление жилья в рамках законодательства Республики Коми.
Отсутствие в настоящее время правого механизма реализации права на первоочередное предоставление жилья на уровне Республики Коми само по себе не означает возможность снятия с очереди, поскольку не исключается возможность появления данных механизмов и льгот для указанных категорий граждан в будущем по мере достижения уровня социально-экономического развития региона.
Учитывая изложенное, оснований для исключения истца из списков льготной очереди по категории инвалид по п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Мальцевой О.В. к администрации МО ГО Сыктывкар о признании незаконными решения о снятии с общей и льготной очереди и обязании восстановить в общей и льготной очереди удовлетворить.
Признать недействительным постановление администрации МО ГО Сыктывкар от ** ** ** №... в части исключения Мальцевой О.В. из списка общей очереди в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Обязать администрацию МО ГО Сыктывкар восстановить Мальцеву О.В. в общей очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Признать недействительным постановление администрации МО ГО Сыктывкар от ** ** ** №... в части исключения Мальцевой О.В. из списка льготной очереди по категории инвалид в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Обязать администрацию МО ГО Сыктывкар восстановить Мальцеву О.В. в льготной очереди граждан по категории инвалид ... группы.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: М.В. Щелканов
Копия верна: судья