Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-286/2024 ~ М-62/2024 от 17.01.2024

Дело № 2-286/2024

11RS0009-01-2024-000114-06

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Черниковой О.В.,

при секретаре судебного заседания Бунтушак А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емве Республики Коми 15 февраля 2024 года гражданское дело

- по иску государственной жилищной инспекции по Княжпогостскому району Службы Республики Коми стройжилтехнадзора к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уют» об обязании устранить нарушения в работе насоса системы теплоснабжения в многоквартирном доме,

- по иску Управления Роспотребнадзора по Республике Коми к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уют» об обязании устранить нарушения в работе насоса системы теплоснабжения в многоквартирных домах,

установил:

Управление Роспотребнадзора по Республике Коми в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уют» об обязании обеспечить соответствие гигиеническим нормативам воздействия уровней физических факторов (общего шума) на человека в многоквартирных домах <№> и <№> по <адрес> при эксплуатации насосного оборудования системы теплоснабжения в срок до 15 февраля 2024 года.

Государственная жилищная инспекция по Княжпогостскому району Службы Республики Коми стройжилтехнадзора в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей помещений в многоквартирном доме и других пользователей жилых помещений обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уют» (далее- ООО «УК «Уют») об обязании в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить безопасные и благоприятные условия проживания граждан в многоквартирном доме № <№> по <адрес> путем принятия мер, направленных на предотвращение воздействия на жителей дома шума от работы циркуляционного насоса внутридомовой системы теплоснабжения.

Определением от 22 января 2024 года указанные иски объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

Истцы- представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Коми Ковтун С.С. и начальник Государственной жилищной инспекции по Княжпогостскому району Службы Республики Коми стройжилтехнадзора Торлопова Н.В. в судебном заседании свои иски поддержали.

Ответчик -ООО «УК «Уют», надлежаще извещенное, не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание, представило отзыв относительно иска, указав в нем, что являются управляющей организацией многоквартирных домов <№> и <№> по <адрес>, АО «КТЭК» ненадлежащим образом исполняет свою функцию о представлении тепловой энергии в многоквартирные дома, в связи с чем принято решение о необходимости установки индивидуального теплового пункта в домах, которые не имеют технической возможности на их установку. Неисправности звукоизоляции ограждающих конструкций, а также неудовлетворительная регулировка и установка оборудования, механизмов и приборов должна своевременно выявляться и устраняться при текущем и капитальном ремонтах. Шумоизоляция относится к капитальному ремонту многоквартирного дома, который может быть произведен только по решению собственников. Ответчик просит в иске отказать.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельного требования относительно предмета спора, -Федорова Л.Л., Присяжная Н.Ю. в судебном заседании иски поддержали, пояснили, что в собственности каждого имеется жилое помещение, которое находится на первом этаже многоквартирного дома, в квартире проживать невозможно из-за шума и вибрации, доносившихся из подвального помещения дома, где установлен циркуляционный насос в системе отопления для поддержания температурного режима в помещениях дома. Их жалобы об устранении данного шума и вибрации ответчиком оставлены без удовлетворения.

Суд с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ определил рассмотреть дело в отсутствии неявившегося ответчика.

Суд, заслушав представителей истцов, третьих лиц, исследовав материалы дела, оценив их, находит иски подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии со статьей 17 Жилищного кодекса РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан (часть 1). Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 4).

Согласно статье 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (часть 1).

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 2.1) соблюдение требований к безопасному использованию и содержанию внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме (если такое оборудование установлено); 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными Правительством Российской Федерации.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 (далее-Правила № 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Пунктом 42 Правил № 491 установлена ответственность управляющих организаций и лиц, оказывающих услуги и выполняющих работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, за нарушение своих обязательств и ненадлежащее содержание общего имущества дома.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.

Нормируемые параметры шума в октавных полосах частот, эквивалентных и максимальных уровней звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на селитебной территории установлены в таблице 5.35 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21).

Согласно пункту 104 СанПиН 1.2.3685-21 допустимые уровни шума следует принимать на 5 дБ (дБА) ниже значений, указанных в таблице 5.35, от оборудования систем вентиляции, кондиционирования воздуха, холодоснабжения, к шуму оборудования (системы отопления, водоснабжения, оборудование насосное, холодильное, лифтовое), обслуживающего здание и встроено-пристроенные помещения.

Судом установлено, что Федорова Л.Л. проживает в принадлежащем на праве собственности жилом помещении- квартире, находящейся по адресу: <адрес>. Присяжная Н.Ю. проживает в принадлежащем на праве собственности жилом помещении- квартире, находящейся по адресу: <адрес>. Жилые помещения расположены на первом этаже многоквартирных домов.

Управление указанными многоквартирными домами осуществляет управляющая организация -ООО «УК «Уют», которая обязана обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан в многоквартирном доме.

В подвальных помещениях указанных многоквартирных домов установлены циркуляционные насосы в систем теплоснабжения для соблюдения температурного режима теплоносителя в системе отопления, что подтверждается ответом ООО «УК «Уют» от 27.08.2023 в адрес Федоровой Л.Л., ответом ООО «УК «Уют» от 21.03.2023 в адрес Государственной жилищного инспекции по Княжпогостскому району.

В рамках рассмотрения обращений Федоровой Л.Л., Присяжной Н.Ю. Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми в адрес ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» направлены поручения о проведении лабораторно-инструментальных исследований уровней звука в дневное и ночное время суток в жилых помещениях третьих лиц.

По результатам произведенных замеров составлены протокол лабораторных испытаний <№> от 14.11.2023, экспертное заключение <№> от 20.11.2023, согласно которым измеренные в квартире <адрес> (спальня) предположительно от работы насоса, установленного в подвальном помещении дома:

- уровни звукового давления дБ в октавных полосах со среднегеометрическими частотами:250, 8000 Гц в ночное время суток превышают допустимые нормы и не соответствуют требованиям пункта 5 таблицы 5.35 с учетом пункта 104 раздела V СанПиН 1.2.3685-21(составили на частоте 250 Гц-34,8 дБ, при допустимом уровне-30 дБ; на частоте 8000 Гц-13,8 дБ, при допустимом уровне-13 дБ).

- уровень звука дБА в ночное время суток превышает предельно допустимый уровень и не соответствует требованиям пункта 5 таблицы 5.35 раздела V СанПиН 1.2.3685-21 (составил 28,1 дБА при допустимом уровне-25 дБА).

Уровни звукового давления дБ в октавных полосах со среднегеометрическими частотами: 31,5, 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц, уровень звука дБА в дневное время суток, уровни звукового давления дБ в октавных полосах со среднегеометрическими частотами: 31,5, 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц не превышает допустимые нормы и соответствует требованиям пункта 5 таблицы 5.35 с учетом пункта 104 раздела V СанПиН 1.2.3685-21. Уровни виброускорения дБ в октавных полосах со среднегеометрическими частотами Гц не превышают нормируемые показатели и соответствюет требованиям таблицы 5.36 пункта 110 раздела V СанПиН 1.2.3685-21.

По результатам произведенных замеров составлены протокол лабораторных испытаний <№> от 29.12.2023, экспертное заключение <№> от 09.01.2024, согласно которым измеренные в квартире <адрес> (спальня) предположительно от работы насоса, установленного в подвальном помещении пятого подъезда дома:

- уровни звукового давления дБ в октавных полосах со среднегеометрическими частотами:250, 500, 8000 Гц в ночное время суток превышают допустимые нормы и не соответствуют требованиям пункта 5 таблицы 5.35 раздела с учетом пункта 104 V СанПиН 1.2.3685-21(составили на частоте 250 Гц-30,8 дБ, при допустимом уровне-30 дБ; на частоте 500 Гц-25,7 дБ, при допустимом уровне-24 дБ, на частоте 8000 Гц-13,8 дБ, при допустимом уровне-13 дБ).

- уровень звука дБА в ночное время суток превышает предельно допустимый уровень и не соответствует требованиям пункта 5 таблицы 5.35 с учетом пункта 104 раздела V СанПиН 1.2.3685-21 (составил 27,0 дБА при допустимом уровне-25 дБА).

Уровни звукового давления дБ в октавных полосах со среднегеометрическими частотами: 31,5, 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц не превышает допустимые нормы и соответствует требованиям пункта 5 таблицы 5.35 с учетом пункта 104 раздела V СанПиН 1.2.3685-21. Уровни виброускорения дБ в октавных полосах со среднегеометрическими частотами Гц не превышают нормируемые показатели и соответствуют требованиям таблицы 5.36 пункта 110 раздела V СанПиН 1.2.3685-21.

В целях предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми в адрес ООО «УК «Уют» направлено предостережение № 19 от 27.11.2023 о принятии мер, направленных не предотвращение воздействия уровней физических факторов (общего шума) на жителей многоквартирного дома <адрес> при работе насосного оборудования, установленного в подвальном помещении, и направить уведомление об исполнении предостережения. Информация об исполнении ООО «УК «Уют» предостережения в адрес Управления Роспотребнадзора по Республике Коми не поступила.

В целях предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, предусмотренных пунктом 3 «а» постановления Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», пунктом 10 Правил № 491, пунктом 18 постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», в соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Государственной жилищной инспекции по Княжпогостскому району на основании обращения Федоровой Л.Л. в адрес ООО «УК «Уют» объявлено предостережение <№> от 21.03.2023 о принятии мер, направленных на устранение шума и вибрации, создающихся при работе циркуляционного насоса во внутридомовой системе теплоснабжения многоквартирного дома <адрес>, в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан в многоквартирном доме, и не позднее 28 апреля 2023 года направить в адрес инспекции уведомление об исполнении предостережения. Информация об исполнении ООО «УК «Уют» предостережения в адрес инспекции не поступила.

Оценив доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что несоответствие требованиям СанПиН 1.2.3685-21 для ночного времени суток, инженерно-технологического оборудования- циркуляционных насосов, расположенных в домах <№> и <№> по <адрес>, которое является источником шума в квартирах третьих лиц, свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком обязанности по поддержанию оборудования многоквартирного дома в надлежащем техническом состоянии, обеспечивающем, в том числе, благоприятные условия для проживания граждан.

Доводы ответчика о том, что установка циркуляционного насоса в подвальных помещениях многоквартирных домов является вынужденной мерой для поддержания температурного режима теплоносителя в системе теплоснабжения дома, не освобождает ответчика от обязанности по выполнению работ по обслуживанию и текущему ремонту, обеспечивающих нормативные условия проживания граждан, и обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан в указанных домах.

Круг обязанностей управляющей организации, определенный в договоре управления многоквартирным домом, не освобождает ее от соблюдения общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющая организация выступает в этих отношениях как специализированная коммерческая организация, осуществляющая управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Если же выполнение неотложных работ и услуг будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая организация не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.

На основании изложенного исковые требования подлежат удовлетворению, ответчика надлежит обязать привести в соответствие с требованиями СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» инженерно-технологическое оборудование- циркуляционные насосы, установленные во внутридомовой системе теплоснабжения и находящиеся в подвальном помещении многоквартирных домов <№> и <№> по <адрес>, для устранения в жилых помещениях шума от работы циркуляционных насосов, установив срок исполнения обязанности в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, которого будет достаточно для устранения допущенного нарушения благоприятных условий проживания граждан в многоквартирных домах.

Учитывая, что истцы в силу пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в размере, исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, действующего в интересах физических лиц, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины, в размере 300 руб. (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ).

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Иски государственной жилищной инспекции по Княжпогостскому району Службы Республики Коми стройжилтехнадзора и Управления Роспотребнадзора по Республике Коми удовлетворить.

Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уют» (ОГРН 1151101009509) в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» инженерно-технологическое оборудование- циркуляционные насосы, установленные во внутридомовой системе теплоснабжения и находящиеся в подвальном помещении многоквартирных домов <№> и <№> по <адрес>, для устранения в жилых помещениях шума от работы циркуляционных насосов.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уют» государственную пошлину в доход бюджета муниципального района «Княжпогостский» в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья                     О.В. Черникова

Решение в полном объеме составлено 19 февраля 2024 года.

2-286/2024 ~ М-62/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Государственная жилищная инспекция по Княжпогостскому району Службы Республики Коми стройжилтехнадзора
Управление Роспотребнадзора по Республике Коми
Ответчики
ООО "Управляющая компания УЮТ"
Другие
Присяжная Наталия Юрьевна
Федорова Людмила Леонидовна
Суд
Княжпогостский районный суд Республики Коми
Судья
Черникова Ольга Викторовна
Дело на сайте суда
knsud--komi.sudrf.ru
17.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.01.2024Передача материалов судье
22.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.02.2024Судебное заседание
19.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.04.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее