№
Мировой судья: Гриднев А.А.
(дело № 2-289/2023)
УИД 68MS0034-01-2023-000338-37
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 июня 2023 г. с. Староюрьево
Староюрьевский районный суд Тамбовской области в составе: председательствующего судьи Митрофановой О.А.,
при секретаре Пустынниковой О.С.,
с участием ответчицы Кузнецовой Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кузнецовой Надежды Борисовны на решение мирового судьи судебного участка Староюрьевского района Тамбовской области от 17 апреля 2023 г. по гражданскому делу по иску Акционерного общества «Тамбовская сетевая компания» к Кузнецовой Надежде Борисовне о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
установил:
АО «Тамбовская сетевая компания» обратилось в суд с иском к Кузнецовой Н.Б. о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В обоснование заявленных исковых требований АО «Тамбовская сетевая компания» (далее АО «ТСК») указало, что с 01.01.2019 г. АО «ТСК» приступило к деятельности в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Тамбовской области.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), а также правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354).
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашения и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора (п. 8 (18) Правил № 1156).
Ссылаясь на п.п. 2.1, 3.4 Договора, Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на II полугодие 2019 г., I и II полугодия 2020 г., I и II полугодия 2021 г., I полугодие 2022 г., Нормативы накопления ТКО на территории Тамбовской области, утвержденные приказом Управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области от 10.05.2017 № 43 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Тамбовской области», полагает, что ОАО «ТСК» за период с июля 2019 г. по июнь 2022 г. ответчице были оказаны услуги по вывозу ТКО в объеме 17,03 м3, что отражено в расчете задолженности.
В связи с тем, что ответчик ненадлежащим образом выполнял принятые на себя обязательства по договору в части своевременной и полной оплаты услуг, по состоянию на 26.12.2022 у него за период с июля 2019 г. по июнь 2022 г. образовалась задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО в размере 9811,74 руб.
Поскольку судебные приказы мирового судьи судебного участка Староюрьевского района Тамбовской области о взыскании с ответчика задолженности отменены определениями мирового судьи Староюрьевского района Тамбовской области от 26.01.2021 и 06.09.2022 в связи с поступившими возражениями ответчика, просит взыскать с Кузнецовой Н.Б. в пользу АО «ТСК» в лице Тамбовского филиала задолженность за фактически потребленную услугу - обращение с твердыми коммунальными отходами за период с июля 2019 г. по июнь 2022 г. в размере 9811,74 руб., а также расходы по оплате госпошлины в размере 400 рублей.
Решением мирового судьи судебного участка Староюрьевского района Тамбовской области от 17 апреля 2023 г. исковые требования АО «ТСК» удовлетворены. С Кузнецовой Н.Б. в пользу Акционерного общества «Тамбовская сетевая компания» взыскана задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с июля 2019 года по июнь 2022 года в размере 9811 (девять тысяч восемьсот одиннадцать) рублей 74 копейки и расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
В апелляционной жалобе ответчица Кузнецова Н.Б. ставит вопрос об отмене данного решения и принятии нового, по тем основаниям, что между нею и АО «ТСК» договор на оказание данного вида услуг не заключен. Имеющийся у нее мусор она сжигает самостоятельно, металлические предметы сдает в приемный пункт, продукты в пластиковой таре, она практически не покупает, в ее доме, фактически проживает только два человека, кроме того, расстояние от ее дома до мусорного контейнера не соответствует расстоянию, установленному в СанПин 42-128-4690-88.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель истца АО «ТСК» просит решение мирового судьи оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кузнецовой Н.Б. без удовлетворения.
Представитель истца АО «ТСК» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
В связи с тем, что истец, извещенный о времени и месте судебного заседания по правилам ст. 113 ГПК РФ, в том числе публично, посредством размещения сведений на официальном сайте Тамбовского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, ходатайств об отложении судебного заседания от него не поступало, на основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании ответчик Кузнецова Н.Б. доводы апелляционной жалобы поддержала, кроме того, просила применить к требованиям истца срок исковой давности, пояснив, что из-за юридической неграмотности, при рассмотрении данного дела в мировом суде, она о пропуске истцом срока исковой давности не заявляла.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно данной апелляционной жалобы, суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В силу положений статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Обязанность собственника помещения по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с договорами, заключенными с организациями, осуществляющими соответствующие виды деятельности, в установленном законом порядке, предусмотрена статьями 153 и 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В пункте 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что собственник жилого дома или части дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей Жилищного кодекса Российской Федерации и иных правовых актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В пункте 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ закреплено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными услугами является публичным (часть 1 ст. 24.7 Закона 89-ФЗ).
Договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор заключает в порядке, установленном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), а также правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354).
В соответствии с п. 148 (1) Правил № 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
В соответствии с п. 148 (11) Правил № 354 региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) – со дня возникновения права собственности нажилой дом (домовладение) или иного законного права пользования жилым домом.
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашения и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора (п. 8 (18) Правил № 1156).
Как установлено судом и следует из материалов дела истец АО «ТСК» с 01.01.2019 осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Ответчице Кузнецовой Н.Б. региональным оператором АО «ТСК» как собственнику жилого дома, расположенного по адресу: Тамбовская область, Староюрьевский район, с. Поповка, ул. Поповка, д. 2, с составом семьи, состоящей из четырех человек, в период с июля 2019 г. по июнь 2022 г. была оказана услуга по вывозу твердых коммунальных отходов.
Услуга по вывозу твердых коммунальных отходов была оказана ответчице и членам ее семьи, зарегистрированным по спорному адресу, региональным оператором ОАО «ТСК» на условиях типового договора, заключенного между сторонами в соответствии с Правилами № 354.
Публичная оферта (договор) на оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами была размещена в печатном издании – общественно-политической газеты «Тамбовская жизнь» от 28.12.2018 г., а также на официальном сайте АО «ТСК» (https://oaotsk.ru).
В связи с тем, что в срок, установленный АО «ТСК» на заключение договора по обращению с твердыми коммунальными отходами, потребитель не направил оператору заявку на заключение договора в письменной форме, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором была оказана в соответствии с условиями типового договора и соглашения.
Таким образом, поскольку письменный договор между сторонами в спорный период отсутствовал, в соответствии с Правилами № 354, договор заключен путем совершения конклюдентных действий.
Согласно условиям типового договора, региональный оператор обязуется принимать ТКО, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, а потребитель, в свою очередь, обязуется оплачивать услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга, по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке тарифа на услугу регионального оператора (п.п. 1.6 договора).
Таким образом, оказание региональным оператором услуги по обращению с ТКО предполагается в обязательном порядке всем потребителям, без исключения, на условиях типового договора, при этом, собственники ТКО не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, и обязаны оплачивать услуги по обращению с ТКО в срок и по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке тарифа на услугу регионального оператора, что отражено в п.п. 1.6 типового договора.
При таких обстоятельствах, доводы ответчика о том, что у нее с ОАО «ТСК» не заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами являются не состоятельными, поскольку, как указано выше, данный договор заключен путем совершения конклюдентных действий, в связи с чем, в силу условий типового договора оплата услуг по обращению с ТКО в срок и цене, установленной в договоре, является обязательной.
Доказательств заключения соответствующего договора с третьими лицами, а также доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию бытовых отходов способами, не нарушающими действующее законодательство, ответчиками не представлено.
Доводы ответчика о том, что у нее отсутствует мусор, в связи с чем, она услугами истца не пользуется, обоснованно не приняты во внимание судом первой инстанции, поскольку заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО в силу закона не может ставиться в зависимость от количества мусора, образующегося в процессе жизнедеятельности ответчиков.
Доводы ответчиков о том, что истцом не соблюдается установленное законом расстояние от контейнерных площадок до жилых домов, являются необоснованными, поскольку в силу ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра определены Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039.
Из пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра следует, что места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к обязанности органов местного самоуправления, которой АО «Тамбовская сетевая компания» не является. Как указано выше, АО «Тамбовская сетевая компания» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, то есть осуществляет их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определенных соответствующими органами местного самоуправления.
Правильность расчета задолженности ответчика подтверждается материалами дела, задолженность рассчитана в порядке, установленном Единым тарифом на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, в том числе, тариф на II полугодие 2019 г. - установлен приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 13.06.2019 № 44-В в размере 575,83 руб./м3 с НДС, на I полугодие 2020 г. - установлен приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 18.12.2019 № 205-В в размере 549 руб. (НДС не облагается), на II полугодие 2020 г. - установлен приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 18.12.2019 № 205-В в размере 570,92 руб. (НДС не облагается), на I полугодие 2021 г. - установлен приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 15.12.2020 № 136-В в размере 570,92 руб. (НДС не облагается), на II полугодие 2021 г. - установлен приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 15.12.2020 № 136-В в размере 591,57 руб. (НДС не облагается), на I полугодие 2022 г. - установлен приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 15.12.2020 № 136-В в размере 591,57 руб. (НДС не облагается).
Оснований для признания неверным произведенного истцом расчета задолженности у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности не могут являться предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции, поскольку в силу положений п. 2 ст. 199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчиком такое заявление сделано не было.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, которая была известна суду первой инстанции, они не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними. По своей сути доводы жалобы направлены на иное толкование норм материального права и переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, в силу чего апелляционная жалоба не может являться основанием для изменения или отмены оспариваемого судебного решения.
При таких обстоятельствах решение суда по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит. Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 328 ГПК РФ, суд
определил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 17 ░░░░░░ 2023 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ 27 ░░░░ 2023 ░.