Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4227/2022 ~ М-3404/2022 от 06.06.2022

66RS0003-01-2022-003357-52

Дело № 2-4227/22 Мотивированное решение изготовлено 09.09.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 сентября 2022 года Екатеринбург

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Прилепиной С.А., при секретаре Киприяновой К.Д. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Спиридонова Валерия Михайловича к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 24, Администрации МУ «Бичурский район» республики Бурятия о признании права на предоставление жилого помещения, обязании поставить на учет для предоставления жилого помещения для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

установил:

Спиридонов В.М. обратился в суд с указанным иском.

В обоснование исковых требований указано, что Спиридонов В.М. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения совершеннолетия состоял на попечении и воспитывался законным представителем, проживал на территории с. Бичура Бичурского района республики Бурятия.

На основании постановления Администрации МО «Бичурский район» республики Бурятия от 30.08.2011 №556а истец включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда на территории Бичурского района республики Бурятия.

До настоящего времени истец не обеспечен жилым помещением.

Начиная с 2021, истец постоянно проживает в г. Екатеринбург. С 04.05.2022 зарегистрирован по адресу: г. *** что подтверждается свидетельством №3358 от 04.05.2022. В Бичурском районе республики Бурятия истец снят с регистрационного учета.

Однако, по настоящее время Спиридонову В.М., как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющему пригодного для проживания жилого помещения, не предоставлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

В связи с переменой места жительства Спиридонов В.М. обратился в Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 24 с заявлением об исключении из списка по прежнему месту жительства и включении в список по новому месту жительства.

Приказом №754-ОПК от 25.05.2022 и ответом № 01-06/1665 от 25.05.2022 истцу отказано во включении в список по новому месту жительства, т.к. жилое помещение должно быть предоставлено по месту жительства истца до достижения 18 лет.

Истец полагает, что ответчик должен истребовать учетное дело, исключить истца из списка по прежнему месту жительства и включить в список по новому месту жительства в г. Екатеринбурге.

В судебном заседании истец, представитель истца настаивали на удовлетворении требований, истец пояснил, что никакого жилого помещения по прежнему месту жительства в республики Бурятия он не получал, длительное время проживает в г. Екатеринбурге, арендует жилое помещение, трудоустроен.

Ответчик ТОИОГВ Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 24 в письменном возражении на исковое заявление, не оспаривая тот факт, что истец относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, пояснила, что истец вправе самостоятельно обратиться с заявлением о снятии с учета в Администрацию МУ «Бичурский район» республики Бурятия. Кроме того, поскольку истец на основании постановления Администрации МУ «Бичурский район» республики Бурятия от 30.08.2011 №556а включен в список на территории указанного района, соответственно и Администрация МУ «Бичурский район» республики Бурятия обязана обеспечить его жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Управление социальной политики Администрации МУ «Бичурский район» республики Бурятия, судом извещено надлежащим образом, в судебное заседание не явилось.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании постановления Администрации МО «Бичурский район» республики Бурятия от 30.08.2011 №556 а истец включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда на территории Бичурского района республики Бурятия.

В соответствии с учетным делом Спиридонова В.М., направленного по запросу суда Администрацией МУ «Бичурский район» республики Бурятия, истец 16.03.2022 обратился с заявлением к Главе Администрации МУ «Бичурский район» республики Бурятия с просьбой перевести его учетное дело в Свердловскую область в связи с тем, что он живет и работает к г. Екатеринбурге.

В соответствии со справкой из учетного дела от 28.01.2014 Спиридонову В.М. МО СП «Бичурское» жилье по договору социального найма не выдавалось, жилье не закреплялось, на учете в качестве нуждающихся он не состоит и членом семьи нанимателя жилья по договору социального найма не является.

В соответствии со справкой от 28.01.2014 Администрации МУ «Бичурский район» республики Бурятия Спиридонов В.М. зарегистрирован по адресу: село Бичура, республики Бурятия, Калинина 65 у бабушки Громовой В.М.

Начиная с 2021 года истец сменил место жительства, в соответствии с паспортом снят с регистрационного учета 20.03.2017 по адресу: республика Бурятия, ***, зарегистрировавшись по адресу: г. *** на период с 04.05.2022 по 29.04.2023 в соответствии со свидетельством о регистрации по месту пребывания №3358 от 04.05.2022.

В соответствии с договором №3.4 от 22.02.2021 истец по коммерческому найму пользуется жилым помещением по адресу:г. ***

В соответствии со справкой от 02.09.2022 Спиридонов В.М. находился в трудовых отношениях с ИП Зудов Ю.И. в должности автомойщика с 07.03.2021 по 28.05.2021.

В соответствии со справкой от 30.09.2022 Спиридонов В.М. состоит в трудовых отношениях с ИП Сабецкий А.С. в должности монтажника с 13.09.2021.

В соответствии с ПТС *** Спиридонов В.М. является собственником автомобиля DAEWOO NEXIA, 16.04.2021 зарегистрированного МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области.

В соответствии с ПТС *** Спиридонов В.М. является собственником автомобиля Тойота прогресс 23.08.2022 зарегистрированного МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области.

Приказом №754-ОПК Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24 от 25.05.2022 и ответом № 01-06/1665 от 25.05.2022 истцу отказано во включении в список по новому месту жительства, т.к. жилое помещение должно быть предоставлено по месту жительства истца до достижения 23 лет, т.е. МО Бичурский район Республики Бурятия.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действующей до 1 января 2019 года) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.

Из дела видно, что Спиридонов В.М. включен в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями Администрацией МУ «Бичурский район» республики Бурятия, однако жилым помещением при этом обеспечен не был.

В "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).

Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.

Судом установлено, что местом жительства Спиридонова В.М. в настоящее время является квартира, расположенная по адресу: г. ***, что подтверждается свидетельством о регистрации.

Обращаясь с заявлением в Администрация МУ «Бичурский район» республики Бурятия об исключении его из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, Спиридонов В.М. указывал на изменение своего места жительства.

В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Смена постоянного места жительства, а именно переезд из села Бичура республики Бурятия на место жительство в г. Екатеринбург, не может являться основанием для лишения истца права на предоставление жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию, в том числе, лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Спиридонов В.М. имеет права на обеспечение жилым помещением на территории Свердловской области, соответственно, надлежащим ответчиком является Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 24.

Таким образом, удовлетворение исковых требований Спиридонова В.М. к Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 24 о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет влечет соответственно к исключении из списка Администрации МО «Бичурский район» республики Бурятия.

Проанализировав и оценив, в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в совокупности все представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Статья 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

Согласно ст. 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков.

Исходя из анализа изложенных норм права на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 24 в полной мере распространяется установленная подп.19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации льгота по уплате государственной пошлины, а, следовательно, государственная пошлина согласно требованиям ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может быть взыскана.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Спиридонова Валерия Михайловича к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 24, Администрации МУ «Бичурский район» республики Бурятия о признании права на предоставление жилого помещения, обязании поставить на учет для предоставления жилого помещения для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей –удовлетворить в части.

Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 24 включить в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области Спиридонова Валерия Михайловича.

В удовлетворении исковых требований Спиридонова В.М. к Администрации МУ «Бичурский район» республики Бурятия отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

2-4227/2022 ~ М-3404/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Спиридонов Валерий Михайлович
Ответчики
Муниципальное казенное учреждение Администрация Муниципального образования "Бичурский район"Республики Бурятия"
ТОИОГВ СО - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24
Суд
Кировский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Прилепина Светлана Анатольевна
Дело на сайте суда
kirovsky--svd.sudrf.ru
06.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.06.2022Передача материалов судье
09.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.08.2022Судебное заседание
02.09.2022Судебное заседание
09.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее