№ 2-1-1807/2023
57RS0012-01-2023-002374-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2023 г. г. Ливны Орловская область
Ливенский районный суд Орловской области в составе
председательствующего судьи Семеновой Г.В.,
при секретаре Ореховой Е.В.,
с участием прокурора Ливенской межрайонной прокуратуры Ерохиной М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда гражданское дело по иску прокурора Ливенской межрайонной прокуратуры, действующего в интересах Гончарова А.Ю., к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами, взыскании материального ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ливенской межрайонной прокуратуры Орловской области обратился в суд с иском, который поддержал в судебном заседании, в интересах Гончарова А.Ю., к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами, взыскании материального ущерба, в обоснование указав, что Гончаров А.Ю. является <данные изъяты>, федеральным льготником и имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов.
По медицинским показаниям Гончарову А.Ю. назначены лекарственные препараты МНН «<данные изъяты>», МНН «<данные изъяты>», МНН «<данные изъяты>», МНН «<данные изъяты>», однако Гончаров А.Ю. обеспечивался лекарственными препаратами несвоевременно. Так, рецепты на лекарственные препараты МНН «<данные изъяты>», МНН «<данные изъяты>», МНН «<данные изъяты>», МНН «<данные изъяты>» от 08.08.2023 не обслужены в установленный законом срок и 10.11.2023 признаны недействительными ввиду истечения срока их действия.
Поскольку Гончарову А.Ю. необходимо продолжать лечение, им за счет собственных средств приобретены лекарственные препараты МНН «<данные изъяты>» и МНН «<данные изъяты>» на общую сумму 2663,25 рублей.
Прокурор просил в иске суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечивать Гончарова А.Ю. лекарственными препаратами МНН «<данные изъяты>», МНН «<данные изъяты>», МНН «<данные изъяты>», МНН «<данные изъяты>» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, обратив решение к немедленному исполнению; взыскать с Орловской области в лице Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в пользуГончарова А.Ю. денежные средства в размере 2663,25 рублей в счет возмещения расходов на приобретение лекарственного препарата.
Истец Гончаров А.Ю. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ГУП ОО «Орелфармация» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица Департамента финансов Орловской области, в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям:
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:
1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;
3) на основе клинических рекомендаций;
4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
На основании пункта 8 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.
В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Пунктом 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено, что Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
В силу пунктов 1, 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
На основании пункта 9.2 статьи 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечение лиц лекарственными препаратами осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.
Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» предусмотрено выделение денежных средств для обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 г. №1506 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право наполучение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Согласно частям 2, 4 и 9 статьи 4.1 названного Федерального закона средства на осуществление указанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствие с подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение таких вопросов, как организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями.
В пункте 24 части 2 статьи 26.3 данного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.
Из анализа приведенных норм права следует, что решение вопросов по организации обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, изделиями медицинского назначения относится к компетенции субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Орловской области от 30.12.2020 №857утверждена региональная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее по тексту – Программа), предусматривающая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения всоответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.
Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (пункт 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 399 «Об утверждении Положения оДепартаменте здравоохранения Орловской области» (далее по тексту - Положение).
В соответствии с пунктом 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.
Аналогичная норма содержится и в статье 3 Закона Орловской области от 13 августа 2009 г. № 942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области».
В соответствии с пунктом 11 Приложения № 9 Программы, контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области.
В силу пункта 11 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, утвержденных Приказом Минздрава России от 24.11.2021 N 1093н, действующих с 01 сентября 2022 г., отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса российской Федерации (далее ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическом) лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Судом установлено, что Гончаров А.Ю. является <данные изъяты>, федеральным льготником и имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов по рецептам врача.
Из материалов дела следует, что Гончарову А.Ю. назначены лекарственные препараты МНН «<данные изъяты>», МНН «<данные изъяты>», МНН «<данные изъяты>», МНН «<данные изъяты>», в связи с чем врачом БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» 08.08.2023выписаны рецепты на указанные лекарственные препараты, однако указанные рецепты не были обеспечены в течение срока их действия, в связи с чем признаны недействительными 10.11.2023.
Поскольку Гончаров А.Ю. нуждается в постоянном применении лекарственных препаратов МНН «<данные изъяты>», МНН «<данные изъяты>», которые не были предоставлены ему бесплатно согласно указанному в рецептах сроку, то он был вынужден приобрести их за счет собственных средств на сумму 2663,25 рублей, что подтверждается товарным и кассовым чеками от 31.10.2023.
Названные денежные средства на приобретение жизненно необходимых лекарственных препаратов МНН «<данные изъяты>», МНН «<данные изъяты>» для лечения, в соответствии с положениями статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, относятся к убыткам в форме реального ущерба, в связи с чем подлежат взысканию с Орловской области в лице Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что не обеспечение Гончарова А.Ю. лекарственными препаратами создает условия, угрожающие его здоровью, нарушает его право на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, что противоречит приведенному выше правовому регулированию, поэтому исковые требования удовлетворяются.
В силу ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Учитывая, что замедление исполнения решения суда в части обязания Департамента здравоохранения Орловской области обеспечивать Гончарова А.Ю. лекарственными препаратами может привести к высокому риску развития осложнений здоровья Гончарова А.Ю. из-за отсутствия лекарственных препаратов, принимая во внимание конкретные обстоятельства по делу, суд считает необходимым обратить решение в указанной части к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198,212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Ливенской межрайонной прокуратуры, действующего в интересах Гончарова А.Ю., удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области (ОГРН 1155749000604) обеспечиватьГончарова А.Ю. (паспорт №) лекарственными препаратами МНН «<данные изъяты>», МНН «<данные изъяты>», МНН «<данные изъяты>», МНН «<данные изъяты>» в соответствии с медицинскими показаниями на весь период лечения вплоть до отмены лечащим врачом.
Взыскать с Орловской области в лице Департамента здравоохранения Орловской области (ОГРН 1155749000604) за счет казны Орловской области в пользуГончарова А.Ю. (паспорт №) денежные средства в размере 2663 (две тысячи шестьсот шестьдесят три) рубля 25 копеек в счет возмещения расходов на приобретение лекарственных препаратов.
Решение в части обязания Департамента здравоохранения Орловской области обеспечиватьГончарова А.Ю. медицинским изделием подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца со дня его принятия.
Судья