Дело № 2-1219/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Красноармейский районный суд г. Волгограда
в составе:
председательствующего судьи Ковалева А.П.,
при секретаре Овчаровой А.С.,
с участием истца прокурора Грошевой В.Р.
25 марта 2024 года в городе Волгограде рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1219/2024 по иску прокурора Красноармейского района г. Волгограда в защиту интересов государства к Мартыновой ФИО6 о взыскании перечисленной суммы целевого социального пособия.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красноармейского района г. Волгограда обратился в суд с иском в защиту интересов государства к Мартыновой ФИО7 о взыскании перечисленной суммы целевого социального пособия.
В обоснование иска указано, что 03 апреля 2023г. между ГКУ «ЦСЗН по Красноармейскому району Волгограда» и Мартыновой ФИО8 был заключен социальный контракт, а так же разработана программа социальной адаптации, направленная на преодоление заявителем трудной жизненной ситуации, цель которого являлась приобретение ответчиком товаров первой необходимости. ГКУ «ЦСЗН по Красноармейскому району Волгограда» были выполнены условия контракта, сумма целевого социального пособия в размере 80 856 руб. была выплачена ответчику, а последняя не исполнила контракт, мероприятия, предусмотренные контрактом не исполнила, в связи с чем, контракт был расторгнут. Требование истца о возврате выплаченной денежной суммы ответчик оставила без ответа, что является основанием обращения прокурора района в суд в интересах государства.
Истец прокурор Грошева ФИО9. в судебном заседании заявленные исковые требования и доводы, изложенные в обоснование иска, полностью поддержала.
Истец ГКУ «ЦСЗН по Красноармейскому району Волгограда» будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства дела, в судебное заседание не явился, причин неявки суду не сообщил.
Ответчик Мартынова ФИО10. будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства дела, в судебное заседание не явилась, причин неявки суду не сообщила. Судебная повестка вернулась в адрес суда по истечении срока хранения, что суд признает надлежащим извещением ответчика.
3-е лицо Комитет социальной защиты населения по Волгоградской области будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства дела, в судебное заседание не явился, причин неявки суду не сообщил.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает необходимым иск удовлетворить по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем вторым ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
В силу абзаца восьмого статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
В соответствии с абзацем четвертым ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 данного Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В силу ч. 2 ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" к социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 296 утверждена государственная программа Российской Федерации "Социальная поддержка граждан".
К основным целям Программы отнесено создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки, государственных социальных и страховых гарантий.
К приоритетным направлениям социальной политики Российской Федерации отнесены, в том числе, повышение благосостояния граждан и снижение бедности.
Сфера реализации Программы отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым указанными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций, предоставляемых из федерального бюджета), в том числе относится решение вопросов социальной поддержки малоимущих граждан.
Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработаны и самостоятельно реализуются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов региональные программы, направленные на обеспечение социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий населения.
За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляется государственная социальная помощь (в том числе на основании социального контракта).
Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В соответствии с п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
По смыслу положений подп. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
В судебном заседании установлено, что 21 марта 2023г. Мартынова ФИО11. обратилась в ГКУ ЦЗН по Красноармейскому району г. Волгограда с заявлением о заключении с ней социального контракта и назначении социальной помощи (социальный контракт).
На основании решения от 30.03.2023г. Мартыновой ФИО12. назначена единовременная выплата в размере 80 856 руб., в связи с чем, 03 апреля 2023г. между ГКУ "ЦСЗН по Красноармейскому району Волгограда" и Мартыновой ФИО13. был заключен социальный контракт.
По условиям указанного социального контракта ГКУ "ЦСЗН по Красноармейскому району Волгограда" выплатило Мартыновой ФИО16 целевое социальное пособие в размере 80 856 руб. на реализацию мероприятия по преодолению заявителем трудной жизненной ситуации.
План мероприятий по социальной адаптации заявителя установлен на период с 03 апреля 2023г. по 02 мая 2023г., целью являлось приобретение товаров первой необходимости согласно приложения № 5 Порядка № 2938.
Приложением № 5 утвержден перечень товаров, необходимых для получения школьного и дошкольного образования к которым отнесены: канцелярские товары, рюкзак, портфель, компьютер, моноблок, ноутбук, принтер, стол, стул.
В исполнение обязательств, предусмотренных социальным контрактом, ГКУ «ЦСЗН по Красноармейскому району Волгограда» выплатил Мартыновой ФИО14. целевое социальное пособие в размере 80 856,00 рублей, которое согласно реестру № 279 от 07.04.2023 перечислено на принадлежащий Мартыновой ФИО15 лицевой счет № № в ПАО «Сбербанк».
В силу п. 3.2 социального контракта заявитель обязан выполнять программу социальной адаптации в полном объеме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации, а также использовать полученную государственную социальную помощь на выполнение мероприятий программы социальной адаптации.
Кроме того, п. 3.2 указанного социального контракта предусмотрено, что заявитель обязан ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в центр социальной защиты населения отчет о выполнении мероприятий программы социальной адаптации с приложением подтверждающих документов. Также предусмотрено, что при несвоевременном предоставлении отчета о выполнении мероприятий программы социальной адаптации по уважительной причине, заявитель обязан предоставить сведения, подтверждающие наличие уважительных причин.
Вместе с тем, п. 6.1 социального контракта установлено, что центр социальной защиты населения вправе расторгнуть заключенный с заявителем социальный контракт досрочно в связи с неисполнением (несвоевременным исполнением) мероприятий программы социальной адаптации по неуважительным причинам, что также указано в п. 4.14 Порядка № 2938.
Ввиду неисполнения мероприятий программы социальной адаптации, ГКУ «ЦСЗН по Красноармейскому району Волгограда» 03.05.2023 принято решение о расторжении с Мартыновой ФИО17 социального контракта, что влечет возникновение у последней обязанности по возращению полученной государственной помощи.
ГКУ «ЦСЗН по Красноармейскому району Волгограда» в адрес Мартыновой ФИО18. направлено уведомление о прекращении социального контракта и возврате полученной суммы социальной помощи с указанием 30- дневного срока для добровольного исполнения указанных обязательств, по истечении которого обязательство по добровольному возврату денежных средств Мартыновой Е.В. не исполнено.
В ходе опроса в прокуратуре района Мартынова ФИО19. пояснила обстоятельства исполнения социального контракта и сообщила, что на выделенные ГКУ «ЦСЗН по Красноармейскому району Волгограда» денежные средства она приобрела следующие товары: 2 ноутбука общей стоимостью 47 498 рублей, письменный стол стоимостью 4 999 рублей, навесной шкаф стоимостью 6 999 рублей, а также компьютерное кресло стоимостью 8 890 рублей. Она осуществила оплату доставки в размере 500 рублей и оплату услуг за сборку мебели в размере 2 300 рублей. Оставшуюся часть денежных средств Мартынова ФИО21. потратила по своему усмотрению, подтверждающие приобретение товаров документы в ГКУ «ЦСЗН по Красноармейскому району Волгограда» не представлены, уважительные причины непредоставления указанных документов не сообщены.
Таким образом, Мартыновой ФИО20. на основании предоставленной государственной социальной помощи в установленный срок и в полном объеме не исполнены обязательства и мероприятия, предусмотренные социальным контрактом, что свидетельствует о необходимости возврата выделенных заявителю денежных средств.
Согласно положениям Закона Волгоградской области от 15.03.2012 № 22- ОД «О системе органов исполнительной власти Волгоградской области» комитет социальной защиты населения входит в структуру органов исполнительной власти Волгоградской области.
В силу п. 1.3 Положения о комитете социальной защиты населения Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 24.11.2014 № 33-п, комитет осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления, муниципальных образований Волгоградской области, организациями и гражданами.
В соответствии с п. 5.1 Порядка № 2938 источником финансового обеспечения выплаты социальной помощи на основании социального контракта являются средства областного бюджета и субсидия из федерального бюджета, предоставляемая Волгоградской области на реализацию мероприятий, направленных на оказание социальной помощи на основании социального контракта, на условиях софинансирования расходов Волгоградской области.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора суд пришел к выводу о нарушении ответчиком условий контракта, нецелевом использовании ответчиком выделенных денежных средств и обоснованности исковых требований, в связи с чем, суд взыскивает с ответчика в пользу ГКУ «ЦСЗН по Красноармейскому району Волгограда» денежные средства государственной социальной помощи, предоставленные на основании социального контракта от 03.04.2023г. в размере 80 856 руб.
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств того, что мероприятия программы социальной адаптации ею не выполнены по уважительной причине (болезнь малолетних детей или ее болезнь, о наличии сложности в силу указанных обстоятельств мероприятий программы на начальном этапе ее реализации).
Истцовое заявление прокурором предъявлено обоснованно, в соответствии с ст. 45 ГПК РФ в защиту прав и интересов государства.
В силу положений ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в доход муниципального образования город – герой Волгоград государственную пошлину в размере 2 625, 68 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Красноармейского района г. Волгограда в защиту интересов государства к Мартыновой Евгении Владимировне о взыскании перечисленной суммы целевого социального пособия, удовлетворить.
Взыскать с Мартыновой ФИО22, паспорт № в пользу ГКУ «ЦСЗН по Красноармейскому району Волгограда» денежные средства государственной социальной помощи, предоставленные на основании социального контракта от 03.04.2023г. в размере 80 856 руб.
Взыскать с Мартыновой ФИО23, паспорт № в доход муниципального образования город – герой Волгоград государственную пошлину в размере 2 625, 68 руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Ковалев А.П.
Мотивированное решение суда изготовлено 29 марта 2024г.
Председательствующий Ковалев А.П.