РЕШЕНИЕ
29 июля 2022 г. г. Ливны Орловской области
Судья Ливенского районного суда Орловской области Орлова В.Ю., рассмотрев жалобу администрации Ливенского района Орловской области на постановление мирового судьи судебного участка №3 города Ливны и Ливенского района Орловской области от 27 мая 2022 г. о привлечении администрации Ливенского района Орловской области к административной ответственности по ч.1 ст.20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка №3 города Ливны и Ливенского района Орловской области от 27 мая 2022 г. администрация Ливенского района Орловской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.7 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, глава администрации Ливенского района Орловской области обратился в суд с жалобой, доводы которой в судебном заседании поддержал глава Ш.О. и защитник Н.В. по доверенности, просили постановление мирового судьи отменить и прекратить производство по делу за отсутствием состава правонарушения, в обоснование доводов указав, что администрация не является собственником защитного сооружения гражданской обороны, поскольку собственником согласно выписке из реестра федерального имущества данного защитного сооружения является Российская Федерация в лице МТУ «Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях». Администрация Ливенского района не определена эксплуатирующей организацией, на балансе администрации стоит здание, где располагается защитное сооружение, само сооружение на балансе не значится и собственником не был заключен договор о правах и обязанностях в отношении объектов имущества гражданской обороны. Указывает, что администрация Ливенского района не вправе финансировать мероприятия по поддержанию в готовности защитных сооружений гражданской обороны, так как в данном случае выделение денежных средств – это нецелевое расходование. Не представляется возможным устранить выявленные нарушения ввиду отсутствия финансирования со стороны собственника и невозможности заложить данные расходы в бюджет района, так как на момент проведения проверки он был сформирован на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов, и в то же время является нецелевым расходованием средств бюджета. Также указывает, что данный объект в качестве противорадиационного укрытия не используется, проектом строительства здания не предусмотрены канализационные коммуникации всего здания и помещения ПРУ, эвакуационный выход. Приводит доводы о том, что на территории района объектов возможного поражения противником с возможным использованием современных средств поражения и диверсионно-разведывательных групп нет, на территории Ливенского района для укрытия используют и приспосабливают заглубленные помещения и другие сооружения. Кроме того, со стороны надзирающего органа предписаний об устранении недостатков при проведении проверки не выносилось, в связи с чем, администрация Ливенского района была лишена возможности выделения денежных средств для устранения выявленных нарушений. Полагают, что срок давности привлечения к административной ответственности истек, поскольку 03 марта 2022 г. при осуществлении плановой проверки защитного сооружения было подтверждено наличие недостатков, а не выявление их впервые.
В судебном заседании старший инспектор ОНД и ПР по г. Ливны и Ливенского района О.И. пояснила, что при проведении проверки прокуратурой района в качестве специалиста был привлечен сотрудник ОНД и ПР по г. Ливны и Ливенского района. В ходе проверки был выявлен ряд нарушений, который нашел свое отражение в акте.
Выслушав позицию защитников администрации Ливенского района Орловской области, прокурора, считавшего жалобу не подлежащей удовлетворению, изучив доводы жалобы, а также истребованные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное выявление обстоятельств каждого дела.
Частью 1 статьи 20.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. №28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
К основным задачам в области гражданской обороны, в том числе, относится и предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
В соответствии с абзацем 2 ст. 7 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне", подп. 4 п. 7 раздела 2 указа Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. №868 "Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. №583 утверждены и введены в действие правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила).
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. №28-ФЗ "О гражданской обороне", ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п. 10 постановления Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. №1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязаны планировать и проводить мероприятия по повышению, поддержанию устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; создавать и содержать в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; обеспечивать сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимать меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Как усматривается из материалов дела, 03 марта 2022 г. в период времени с 09 часов 30 минут до 10 часов 15 минут при проведении Ливенской межрайонной прокуратурой Орловской области проверки исполнения законодательства в области гражданской обороны Администрации Ливенского района Орловской области, расположенной по адресу: Орловская область, г. Ливны, ул. Курская д. 14, установлено, что согласно реестру предприятий, имеющих на своем балансе убежища гражданской обороны на территории Ливенского района Орловской области, Администрация Ливенского района Орловской области является организацией, на балансе которой состоит противорадиационное укрытие, расположенное по адресу: <адрес>, в связи с чем, на нее возложена обязанность по содержанию готовности и использованию по предназначению.
Данное противорадиационное укрытие используется Администрацией Ливенского района Орловской области с нарушением Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России №583 от 15 декабря 2002 г. (далее - Правил), а именно:
- в нарушение п. 3.2.24 Правил, в санузлах, используемых под кладовые и другие подсобные помещения, оборудование (унитаз и смывные бачки) отсутствуют;
- в нарушение п. 6.2.5 Правил, на территории организации заблаговременно не произведены работы по обозначению защитных сооружений гражданской обороны и маршрутов движения к ним;
- в нарушение п. 3.5.1 Правил, п. 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479, в находящемся в ведении администрации Ливенского района Орловской области противорадиационном укрытии допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
- в нарушение п. 3.1.2 Правил, помещения используются для хранения сгораемых материалов без наличия автоматической системы пожаротушения;
- в нарушение п. 6.1.1 приложения №18 Правил, для укомплектования защитных сооружений гражданской обороны не создан запас необходимого инвентаря, приборов, имущества, инструмента и ремонтных материалов;
- в нарушение раздела 3.6 Правил и примечания №2 к указанному разделу, отсутствует необходимая документация защитных сооружений гражданской обороны и не вывешена необходимая документация на рабочих местах в администрации Ливенского района Орловской области.
Согласно пункту 1.2 Правил, установленные в них требования должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
В соответствии с п.1.3. Правил в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.
В соответствии с п.1.8 Правил в обязанности руководителя ГО организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий: по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; по обеспечению эффективного использования помещений ЗС ГО для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов; по подготовке личного состава групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО, обучению рабочих и служащих правилам пользования ЗС ГО в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению; по обеспечению беспрепятственного доступа в ЗС ГО и исполнения обязанностей по контролю за их состоянием уполномоченными должностными лицами органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Факт совершения администрацией Ливенского района Орловской области указанного правонарушения подтверждается актом по результатам проверки от 03 марта 2022 г. с фототаблицей; объяснениями Ш.О. от 22 марта 2022 г.; перечнем объектов ЗС ГО, расположенных на территории Ливенского района; заключением о техническом состоянии несущих конструкций и конструктивных элементов здания по адресу: <адрес>, №; сведениями Главного управления МЧС России по Орловской области от 27 мая 2022 г.; техническим паспортом здания, расположенного по адресу: <адрес> паспортом убежища (противорадиационного укрытия) № от 20 мая 2005 г., в котором администрация Ливенского района указана как организация, эксплуатирующая убежище (противорадиационное укрытие, отражены сведения о технических характеристиках противорадиационного укрытия.
Суд приходит к выводу, что к доводам, изложенным главой администрации Ливенского района, следует относится критически, так как они направлены на избежание ответственности за совершенное юридическим лицом административного правонарушения.
Доводы жалобы главы администрации Ливенского района по существу сводятся к тому, что он является ненадлежащим субъектом административной ответственности, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, поскольку не является собственником защитного сооружения гражданской обороны, на балансе администрации не значится и собственником не был заключен договор о правах и обязанностях в отношении объектов имущества гражданской обороны. Вместе с тем, указанные доводы суд признает несостоятельными, поскольку они опровергаются приведенными выше доказательствами, в частности, представленным непосредственно администрацией Ливенского района Орловской области перечнем объектов ЗС ГО, расположенных на территории Ливенского района, в котором администрация Ливенского района Орловской области указана в качестве балансодержателя объекта с инвентарным номером № (л.д.10-11).
Судом установлено, что юридическое лицо не освобождено от бремени содержания принятого защитного сооружения.
Главой администрации приводятся доводы о том, что Росимущество не является собственником противорадиационного укрытия в здании администрации. В подтверждение своей позиции им представлена выписка из реестра федерального имущества от 06 июня 2022 г., которая содержит сведения о защитном сооружении ГО с инвентарным номером № по адресу: <адрес>
Вместе с тем, в силу п.2. Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. №1309 (ред. от 30.10.2019), к объектам гражданской обороны относятся противорадиационное укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени.
Согласно положениям ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае администрация Ливенского района Орловской области, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, обоснованно привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.7 указанного Кодекса.
Указанный объект с учета, как защитное сооружение гражданской обороны, не снят.
Таким образом, юридическое лицо – администрация Ливенского района Орловской области, является надлежащим субъектом административной ответственности за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации объекта гражданской обороны, эксплуатируемого администрацией.
Деяние юридического лица – администрации Ливенского района Орловской области правильно квалифицировано по ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что данный объект в качестве противорадиационного укрытия не используется, а на территории района объектов возможного поражения противником с возможным использованием современных средств поражения и диверсионно-разведывательных групп нет, на территории Ливенского района для укрытия используют и приспосабливают заглубленные помещения и другие сооружения, ничем по делу не подтверждаются, являются голословными, и на выводы суда о виновности администрации Ливенского района Орловской области не влияют.
Доводы жалобы о невынесении предписания надзирающим органом об устранении недостатков при проведении проверки исполнения законодательства в сфере гражданской обороны, суд находит несостоятельными, поскольку судом установлено, что администрация Ливенского района имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ею не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, они не опровергают наличие в деянии администрации объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность постановления мирового судьи.
Вопреки доводам жалобы, порядок и срок давности привлечения администрации Ливенского района Орловской области к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено в пределах, предусмотренных санкцией части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 названного Кодекса.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
постановление мирового судьи судебного участка №3 города Ливны и Ливенского района Орловской области от 27 мая 2022 г. о привлечении администрации Ливенского района Орловской области к административной ответственности по ч.1 ст.20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - оставить без изменения, а жалобу главы администрации Ливенского района Орловской области - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 указанного Кодекса, либо опротестовано прокурором в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья