Дело № 2-1008/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2019 года г. Новый Уренгой
Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
в составе председательствующего судьи Серовой Т.Е.,
при секретаре Реутовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Новый Уренгой в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному автономному учреждению дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа «Контакт», Администрации города Новый Уренгой об устранении нарушений требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Новый Уренгой обратился в Новоуренгойский городской суд в защиту интересов неопределённого круга лиц с вышеуказанным иском, указав, что Прокуратурой города во исполнение поручения прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа, проведена повторная проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности на объектах МАУ ДО «ДЮСШ «Контакт», расположенных по адресам: г. Новый Уренгой, ул. Юбилейная, д. 7 и г. Новый Уренгой, ул. Молодежная, д. 23 (ледовый каток «Льдинка»), по результатам которой выявлены нарушения требований о пожарной безопасности. Проведенной проверкой на объекте, расположенном по адресу: г. Новый Уренгой, ул. Юбилейная, д. 7, выявлены следующие нарушения правил пожарной безопасности: 1. В зальных помещениях для отделки пола применены материалы с более высокой пожарной безопасностью, чем КМ 2 (по факту отделка выполнена горючим напольным покрытием, сертификат пожарной безопасности на момент проверки не предоставлен); 2. Допущено изменение функционального назначения в объеме помещений в результате организации в подвальном помещении спортивной школы без соответствующего изменения в проектную документацию (с последующей экспертизой) при этом технические помещения не выделены противопожарными преградами от технических помещений подвала школы, заполнением проемов противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI 30, учитывая, что нарушение требований пожарной безопасности к изменению функционального назначения в объеме помещений создает реальную угрозу причинения вреда здоровью людей, угрозу жизни людей, а также угрозу нанесения крупного материального ущерба при возникновении пожара. По результатам проверки на объекте, расположенном по адресу: г. Новый Уренгой, ул. Молодежная, д. 23 (ледовый каток «Льдинка») выявлены следующие нарушения: 1. В технических помещениях допускается хранение оборудования, мебели, материалов в горючей упаковке. Выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности ущемляют права работников образовательной организации и ее несовершеннолетних воспитанников, могут создать чрезвычайную ситуацию при возгорании здания и повлечь за собой значительное увеличение человеческих жертв и материального ущерба. Просит солидарно возложить на МАУ ДО «ДЮСШ «Контакт» и Администрацию г. Новый Уренгой обязанность устранить нарушения требований пожарного законодательства на объектах, расположенных по адресам: г. Новый Уренгой, ул. Юбилейная, д. 7 и г. Новый Уренгой, ул. Молодежная, д. 23 (ледовый каток «Льдинка») в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: 1. произвести демонтаж горючей отделки пола в зальных помещениях объекта, расположенного по адресу: г. Новый Уренгой, ул. Юбилейная, д. 7; 2. запретить эксплуатацию помещений объекта МАУ ДО «ДЮСШ «Контакт», расположенного по адресу: г. Новый Уренгой, ул. Юбилейная, д. 7 без внесенных изменений в проектную документацию, прошедшую экспертизу; 3. убрать оборудование, мебель, горючие материалы из технического помещения (венткамеры), расположенного на объекте по адресу: г. Новый Уренгой, ул. Молодежная, д. 23.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Жуков А.Д. изменил заявленные требования, изложенные в п. 2 просительной части иска, просил обязать ответчика разработать проектную документацию объекта МАУ ДО ДЮСШ «Контакт», расположенного по адресу: г. Новый Уренгой, ул. Юбилейная, д. 7 и провести экспертизу проектной документации. В остальной части иска требования поддержал.
Представитель ответчика МАУ ДО «ДЮСШ «Контакт» директор Лихтин Р.В., действующий на основании приказа, в судебном заседании с измененными исковыми требованиями согласился. Просил предоставить срок для разработки проектной документации и проведения экспертизы проектной документации объекта МАУ ДО ДЮСШ «Контакт», расположенного по адресу: г. Новый Уренгой, ул. Юбилейная, д. 7 не менее 3х лет, т.к. это очень длительный период и требует дополнительных бюджетных ассигнований.
Представитель ответчика Администрации г. Новый Уренгой Ведерникова А.Ф., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что в соответствии с Заключением о независимой оценке пожарного риска, проведенного ООО «Центр ПБ» в 2016г., спорный объект - МАУ ДО ДЮСШ «Контакт», расположенного по адресу: г. Новый Уренгой, ул. Юбилейная, д. 7 соответствует требованиям пожарной безопасности.
Представитель третьего лица ОНД и ПР по МО г. Новый Уренгой УНД и ПР ГУ МЧС РФ Ермаченко И.В. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу ч. ч. 1-2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Как установлено, прокуратурой г. Новый Уренгой, совместно с сотрудниками отдела надзорной деятельности по МО г. Новый Уренгой УНД и ПP ГУ МЧС России но ЯНАО 04.04.2018 г. на объекте МАУ ДО ДЮСШ «Контакт», расположенный по адресу: г. Новый Уренгой, ул. Юбилейная, д. 7, проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, по результатом которой постановлением от 17.04.2018 г. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении заместителя директора АХЧ МАУ ДО ДЮСШ «Контакт» Петрайчук Т.П.
Постановлением № 52 от 25.04.2018 г. Петрайчук Т.П. признана виновной в нарушении ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 8 000 руб.
Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организация-ми, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности.
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций, в числе прочего, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно ст. ст. 4, 6, 52 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара обеспечиваются с помощью применения объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага, устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В силу ст. 16 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся разработка утверждаемого Правительством Российской Федерации нормативного правового акта, устанавливающего противопожарный режим.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О пожарной безопасности» Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Феде-рации (далее – Правила), содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) со-держания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее – объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
На основании решения № 345 от 07.03.2019 г. проведена проверка в отношении МАУ ДО «ДЮСШ «Контакт», по результатам которой выявлены следующие нарушения на объекте, расположенном по адресу: г. Новый Уренгой, ул. Юбилейная, д. 7:
1. В зальных помещениях для отделки пола применены материалы с более высокой пожарной безопасностью, чем КМ2 (по факту отделка выполнена горючим напольным покрытием, сертификат пожарной безопасности на момент проверки не предоставлен), в нарушение ст. 4, п. 6 ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
2. Допущено изменение функционального назначения в объеме помещений в результате организации в подвальном помещении спортивной школы без соответствующего изменения в проектную документацию (с последующей экспертизой) при этом технические помещения не выделены противопожарными преградами от технических помещений подвала школы, заполнением проемов противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI 30, учитывая, что нарушение требований пожарной безопасности к изменению функционального назначения в объеме помещений создает реальную угрозу причинения вреда здоровью людей, угрозу жизни людей, а также угрозу нанесения крупного материального ущерба при возникновении пожара в нарушение п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, ч. 2 ст. 78, ч. 6 ст. 88 (таб. 23,24) Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
По результатам проверки на объекте, расположенном по адресу: г. Новый Уренгой, ул. Молодежная, д. 23 (ледовый каток «Льдинка») выявлены следующие нарушения:
1. В технических помещениях допускается хранение оборудования, мебели, материалов в горючей упаковке в нарушение п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Ответчиками не представлено доказательств, что объекты МАУ ДО «ДЮСШ «Контакт», соответствуют требованиям пожарной безопасности, установленным стандартами, нормами и правилами.
Таким образом, ответчик на протяжении длительного времени, эксплуатируя объекты, расположенные по адресам: г. Новый Уренгой, ул. Юбилейная, д. 7, и г. Новый Уренгой, ул. Молодежная, д. 23, с нарушением требований законодательства о пожарной безопасности, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределённого круга лиц.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
В силу ч. 4 ст. 27, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует за-щита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ нематериальные блага, к каковым относятся жизнь и здоровье, защищаются в соответствии с ГК РФ и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения. Статьёй 12 ГК РФ предусмотрен способ защиты гражданских прав в виде присуждения к исполнению обязанности.
Оценив в совокупности имеющиеся доказательства по делу, суд приходит к выводу, что несоблюдение требований промышленной безопасности нарушает права неопределённого круга граждан на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие, на защиту их интересов со стороны государства от хозяйствующих субъектов, которые своей деятельностью создают угрозу здоровью людей.
При таких обстоятельствах суд находит, что иск заместителя прокурора города Новый Уренгой в интересах неопределенного круга лиц, предъявленный в порядке ст. 45 ГПК РФ обоснован и подлежит удовлетворению в полном объеме.
Часть 2 ст. 206 ГПК РФ предусматривает, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
С учетом объема и характера выявленных нарушений требований законодательства, которые создают угрозу неопределенному кругу лиц, и в целях того, чтобы решение было исполнено в разумные сроки, суд посчитал необходимым установить ответчикам срок, в течение которого соответствующие мероприятия должны быть выполнены: в части возложения обязанности произвести демонтаж горючей отделки пола в зальных помещениях объекта, расположенного по адресу: г. Новый Уренгой, ул. Юбилейная, д. 7 и убрать оборудование, мебель, горючие материалы из технического помещения (венткамеры), расположенного на объекте по адресу: г. Новый Уренгой, ул. Молодежная, д. 23 - в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; в части возложения обязанности разработать проектную документацию объекта МАУ ДО ДЮСШ «Контакт», расположенного по адресу: г. Новый Уренгой, ул. Юбилейная, д. 7 и провести экспертизу проектной документации – в течение 3х лет с момента вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: ░. ░░░░░ ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░, ░. 7 ░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░, ░. 23 (░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░»):
░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░:
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░ ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░, ░. 7;
- ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░ ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░, ░. 23;
░ ░░░░░░░ 3 ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░ «░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░ ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░, ░. 7 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░